СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Декоративно-прикладное творчество алтайцев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит с особенностями декоративно-прикладного творчества алтайцев

Просмотр содержимого документа
«Декоративно-прикладное творчество алтайцев»

МОУ Средняя общеобразовательная школа №1






Проект факультативного занятия по истории культуры Алтая в 7 классе по теме

«Декоративно-прикладное искусство алтайцев»





















Составила Торопова Елена Валериевна,

учитель русского языка и литературы









Методическое сопровождение учебного занятия


Данное занятие разработано по учебнику «История культуры Алтая» под общей редакцией доктора философских наук С.А.Ан и В.Е.Фомина. – Барнаул: Пикет,1999.


Тип занятия:

Изучение нового материала.

Вид занятия:

Презентация.


Цель:

Создать условия для проявления познавательной активности каждого ученика посредством погружения в художественное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства алтайцев.

Задачи:

  • Формировать коммуникативные умения учащихся при работе в группах

  • Раскрыть красоту и самобытность декоративно-прикладного искусства алтайцев

  • Показать духовную красоту культуры и традиции алтайцев

  • Дать возможность почувствовать детям сущностное содержание алтайского декоративно-прикладного искусства

Данное занятие проводится во второй четверти после изучения темы «Устное народное творчество алтайцев»

На это занятие отводится один час.

В ходе урока использованы поисковые и аналитические методы.

Формы работы: фронтальный и индивидуальный опрос, работа в группах и по вариантам.




ПРОЕКТ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ


Этапы урока и цели

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1. Подготовка к формулировке темы.

Цель:

  • Создать условия каждому учащемуся для формулирования темы.

Слайд №1.

- Ребята, вспомните, какой аспект алтайской культуры мы еще не рассмотрели подробно?

- А кто знает, как можно объединить все ваши ответы?

- Молодцы, ребята, это и будет названием темы сегодняшнего факультативного занятия!

Слайд №2.


Свободные высказывания учащихся.


Версии детей.


Изобразительное искусство, резьба по дереву, изготовление кожаных изделий…


Виды искусства, декоративное искусство. Некоторые учащиеся называют «Декоративно-прикладное искусство».


Эмоциональный отклик детей.

2. Целеполагание.

Цель:

  • Создать условия для постановки целей учащимися.


Предположите, какими могут быть цели сегодняшнего занятия.




Обобщение учителя.

Слайд №3.

- Итак, цели занятия:

  • Узнать, какие виды декоративно-прикладного искусства существовали на Алтае.

  • Выяснить, что можно считать характерной чертой декоративно-прикладного искусства алтайцев.

  • Выявить сферу применения произведений декоративно-прикладного искусства.

- После рассмотрения каждого вида декоративно-прикладного искусства алтайцев вам предстоит отметить в таблице (приложение №1) наиболее интересные моменты.

Предположения учащихся.




Сравнивают со своими ответами.

Узнать, какие виды декоративно-прикладного искусства существовали у алтайцев, что было необычного в этих видах искусства…











Эмоциональное удовлетворение.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Цель:

  • Дать возможность учащимся проявить свои знания по теме.

- Вспомните наши предыдущие занятия и скажите, каким образом дошли до нас сведения о произведениях декоративно-прикладного искусства древних алтайцев?

Слайд №4.

На фоне слайда читается стихотворение Бронтоя Бедюрова.


- О чем же поведали нам курганы?

Учащиеся предполагают.







Художественное восприятие стихотворения.

Вспоминают о раскопках, ведущихся на территории алтайского края, о могильниках и курганах.





Эмоциональный отклик.

4. Изучение нового материала.

Художественное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.

Цель:

  • Выяснить, какие виды декоративно-прикладного искусства существовали у древних алтайцев.

  • Создать условия для художественного восприятия произведений.

- Познакомимся с этим, работая с учебником. Попробуйте озаглавить пункты параграфа, и вы узнаете, какие виды декоративно-прикладного искусства существовали на Алтае.

Организация работы в группах:

Первая группа озаглавит пункт 1 п.16, стр. 78.

Вторая группа – пункт 2.

Третья группа – пункт 3.

Четвертая группа – пункт 4.

Пятая группа – пункт 5.

Шестая группа – пункт 6.


Объединив ваши ответы, можно получить следующую таблицу.

Слайд № 5.

- Интересно ли вам узнать о каждом виде декоративно-прикладного искусства алтайцев?

- Тогда, вперед!

- Продолжим работу с учебником.

Организация групповой работы.

- Каждая группа прочитает сведения о том виде декоративно-прикладного искусства алтайцев, который она обозначила, и расскажет об этом виде.

- Первая группа готовила сообщение о резьбе по дереву.

Слайды № 6; 7; 8.




- Ребята, отметьте самые интересные моменты этого этапа урока в приложении №1.


- Вторая группа учащихся расскажет о другом виде декоративно-прикладного искусства алтайцев – тиснении по коже

Слайды № 9; 10; 11.

- Отметьте самые интересные моменты этого этапа урока в приложении №1.


- Третья группа поведает нам о таком виде декоративно-прикладного искусства алтайцев, как украшение войлоком.

Слайд № 12; 14.











Дополнение учителя к ответам учащихся третьей группы.

Слайд № 15; 16.

Изделия из войлока использовались алтайцами для украшения шатров.

Сохранились войлочные покрытия седел.

- Ребята, отметьте самые интересные моменты этого этапа урока в приложении №1.


- Учащиеся следующей группы расскажут нам о вышивке.

Слайд № 17; 18.



Работа с приложением №1.



- Пятая группа готовила сообщение о ювелирной работе алтайцев.

Слайд № 19; 20.


Дополнение учителя.

Слайд № 21.

- К ювелирной работе относятся изготовления принадлежностей мужского костюма. Они украшались серебряными или латунными накладками с гравировкой.


- Что вам больше всего запомнилось на этом этапе, пометьте в приложении № 1.


- Учащиеся следующей группы расскажут об алтайском жилище (юрте, или аиле).

Слайды № 22; 23.




- Поработайте с приложением № 1.


Организация работы с рисунками учебника.

- А сейчас посмотрите на рисунки в учебнике (стр. 79 – 82).

- Что на них изображено?

- Скажите, о каком виде декоративно-прикладного искусства мы не говорили?

Работа с учебником.







Работа в группах.

Предполагаемые названия пунктов.






Сравнивают свои ответы с таблицей на слайде №5.





Работа с учебником.

Работа в группах.






Предполагаемые ответы.






Рефлексия.




Примерные ответы.





Рефлексия.





Предполагаемые ответы.
















Восприятие рассказа учителя. Внимание, сосредоточенность.



Рефлексия.




Примерные ответы.





Рефлексия на данном этапе.


Ответы учащихся.






Внимательно слушают.






Работа с таблицей.




Ответы группы.







Рефлексия на данном этапе работы.



Работа с учебником.



Предполагаемые ответы.

Фронтальная работа.








Первая группа – резьба по дереву.

Вторая – тиснение по коже.

Третья – украшение войлока.

Четвертая – вышивка.

Пятая – ювелирная работа.

Шестая – изготовление алтайской юрты.



Эмоциональное удовлетворение.



Заинтересованность учащихся











Ответы учащихся первой группы сопровождается слайдами № 6; 7; 8.

Характерной чертой резьбы по дереву является изображение животных: барсов, баранов, быков. Из дерева делали украшения уздечек. Темой резьбы была и охота. А также ею украшались предметы домашнего обихода – кадушки, ведра.


Эмоциональный отклик.


Ответы учащихся сопровождаются слайдами № 9; 10; 11.

Тиснением украшали ташауры – сосуды для араки (молочная водка), чехлы для бутылок и коробок, пояса.


Эмоциональный отклик.



Сопровождаются слайдами № 12 – 14.

Катали войлок для разных целей: настил на пол, ковер на стену, для перекрытия аила, поделки войлочных чулок.

Войлочные ковры бывали двух видов: с валяным и аппликационным узорами. Ковры с валяным узором делались так: составлялась композиция ковра, выкладывался фон из вычесанной шерсти, на него накладывались узоры, затем начиналась валка ковра.

Ковры с аппликацией выполняются так: на войлок, приготовленный для ковра, выкладывается рисунок из различных фигур. Стыки зашиваются однотонной или разноцветной тесьмой.




Пробуждение интереса.








Сопровождаются слайдами № 17; 18.

Вышивка применялась у алтайцев для украшения воротов платьев, халатов. Кроме обыкновенной вышивке нитками применялась вышивка бисером.





Сопровождаются слайдами № 19; 20.

К ювелирной работе алтайцев надо отнести поделку женских украшений: накосники, поделки из бус, раковины-каури, раковинки, пояса.



Эмоциональный отклик.










Сопровождаются слайдами № 22; 23.

Традиционным алтайским жилищем является аил (юрта), который делается из жердей, легко и быстро разбирается и собирается. Двери всегда обращены на восток. Посередине юрты располагается очаг. Внутренняя часть аила делится на две половины: мужскую и женскую.








Для алтайцев характерна художественная обработка металлов. Это по праву можно назвать произведением искусства (серьги из серебра). Алтайцы занимались обработкой камня.

5. Рефлексия.

Цель:

  • Создать условия для личной рефлексии каждого ученика.

- Сейчас вы получите карточки (приложение №2).

- Около каждого предмета подпишите вид декоративно-прикладного искусства, к которому этот предмет относится.


- Сверьте свои ответы с ключом (на доске).


- У кого нет ни одной ошибки?

Поставьте себе оценку «5».

- Одна – две ошибки – «4».

Другие отметки ставить не будем.

- Поднимите руку, кто поставил себе «4» и «5».

- Молодцы, вы хорошо поработали!


- Вернемся к целям нашего занятия.

Слайд № 24.

- Достигли ли мы их?



- Что вы отметили в своих таблицах (приложение № 1)?


- Понравилось ли вам на сегодняшнем занятии?

- Отметьте это в приложении № 3.

- Что, на ваш взгляд, было не совсем удачным?

- С вами было приятно работать!

- Домашнее задание: п.18 учебника, ответы на вопросы (стр. 83).






Работа с раздаточным материалом по вариантам (приложение № 2).


Рефлексия.













Фронтальная работа.



Свободные высказывания учащихся.


Ответы детей.


Работа с таблицей.




Записывают в дневник.



Внимание и сосредоточенность детей, эмоциональный отклик.













Эмоциональное удовлетворение.




Учащиеся доказывают, что цели урока достигнуты.


Дети называют разные интересные моменты занятия.


Эмоциональный отклик, желание высказаться.






Желание прийти на следующее факультативное занятие.





















Приложение №3.



Что мне показалось самым интересным на этом этапе занятия

1. Резьба по дереву.



2. Тиснение по коже.


3. Украшение войлоком.


4. Вышивка.


5. Ювелирная работа.


6. Алтайский аил.






























Приложение №1.


Вариант №1. Вариант №2.

Около каждого предмета подпишите вид декоративно-прикладного Около каждого предмета подпишите вид декоративно-прикладного

искусства, к которому он относится. искусства, к которому этот вид относится.







Приложение №2.




11

Новоалтайск, 2007 г. Торопова Е.В.