1. Подготовка к формулировке темы. Цель: | Слайд №1. - Ребята, вспомните, какой аспект алтайской культуры мы еще не рассмотрели подробно? - А кто знает, как можно объединить все ваши ответы? - Молодцы, ребята, это и будет названием темы сегодняшнего факультативного занятия! Слайд №2. | Свободные высказывания учащихся. Версии детей. | Изобразительное искусство, резьба по дереву, изготовление кожаных изделий… Виды искусства, декоративное искусство. Некоторые учащиеся называют «Декоративно-прикладное искусство». Эмоциональный отклик детей. |
4. Изучение нового материала. Художественное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. Цель: Выяснить, какие виды декоративно-прикладного искусства существовали у древних алтайцев. Создать условия для художественного восприятия произведений. | - Познакомимся с этим, работая с учебником. Попробуйте озаглавить пункты параграфа, и вы узнаете, какие виды декоративно-прикладного искусства существовали на Алтае. Организация работы в группах: Первая группа озаглавит пункт 1 п.16, стр. 78. Вторая группа – пункт 2. Третья группа – пункт 3. Четвертая группа – пункт 4. Пятая группа – пункт 5. Шестая группа – пункт 6. Объединив ваши ответы, можно получить следующую таблицу. Слайд № 5. - Интересно ли вам узнать о каждом виде декоративно-прикладного искусства алтайцев? - Тогда, вперед! - Продолжим работу с учебником. Организация групповой работы. - Каждая группа прочитает сведения о том виде декоративно-прикладного искусства алтайцев, который она обозначила, и расскажет об этом виде. - Первая группа готовила сообщение о резьбе по дереву. Слайды № 6; 7; 8. - Ребята, отметьте самые интересные моменты этого этапа урока в приложении №1. - Вторая группа учащихся расскажет о другом виде декоративно-прикладного искусства алтайцев – тиснении по коже Слайды № 9; 10; 11. - Отметьте самые интересные моменты этого этапа урока в приложении №1. - Третья группа поведает нам о таком виде декоративно-прикладного искусства алтайцев, как украшение войлоком. Слайд № 12; 14. Дополнение учителя к ответам учащихся третьей группы. Слайд № 15; 16. Изделия из войлока использовались алтайцами для украшения шатров. Сохранились войлочные покрытия седел. - Ребята, отметьте самые интересные моменты этого этапа урока в приложении №1. - Учащиеся следующей группы расскажут нам о вышивке. Слайд № 17; 18. Работа с приложением №1. - Пятая группа готовила сообщение о ювелирной работе алтайцев. Слайд № 19; 20. Дополнение учителя. Слайд № 21. - К ювелирной работе относятся изготовления принадлежностей мужского костюма. Они украшались серебряными или латунными накладками с гравировкой. - Что вам больше всего запомнилось на этом этапе, пометьте в приложении № 1. - Учащиеся следующей группы расскажут об алтайском жилище (юрте, или аиле). Слайды № 22; 23. - Поработайте с приложением № 1. Организация работы с рисунками учебника. - А сейчас посмотрите на рисунки в учебнике (стр. 79 – 82). - Что на них изображено? - Скажите, о каком виде декоративно-прикладного искусства мы не говорили? | Работа с учебником. Работа в группах. Предполагаемые названия пунктов. Сравнивают свои ответы с таблицей на слайде №5. Работа с учебником. Работа в группах. Предполагаемые ответы. Рефлексия. Примерные ответы. Рефлексия. Предполагаемые ответы. Восприятие рассказа учителя. Внимание, сосредоточенность. Рефлексия. Примерные ответы. Рефлексия на данном этапе. Ответы учащихся. Внимательно слушают. Работа с таблицей. Ответы группы. Рефлексия на данном этапе работы. Работа с учебником. Предполагаемые ответы. Фронтальная работа. | Первая группа – резьба по дереву. Вторая – тиснение по коже. Третья – украшение войлока. Четвертая – вышивка. Пятая – ювелирная работа. Шестая – изготовление алтайской юрты. Эмоциональное удовлетворение. Заинтересованность учащихся Ответы учащихся первой группы сопровождается слайдами № 6; 7; 8. Характерной чертой резьбы по дереву является изображение животных: барсов, баранов, быков. Из дерева делали украшения уздечек. Темой резьбы была и охота. А также ею украшались предметы домашнего обихода – кадушки, ведра. Эмоциональный отклик. Ответы учащихся сопровождаются слайдами № 9; 10; 11. Тиснением украшали ташауры – сосуды для араки (молочная водка), чехлы для бутылок и коробок, пояса. Эмоциональный отклик. Сопровождаются слайдами № 12 – 14. Катали войлок для разных целей: настил на пол, ковер на стену, для перекрытия аила, поделки войлочных чулок. Войлочные ковры бывали двух видов: с валяным и аппликационным узорами. Ковры с валяным узором делались так: составлялась композиция ковра, выкладывался фон из вычесанной шерсти, на него накладывались узоры, затем начиналась валка ковра. Ковры с аппликацией выполняются так: на войлок, приготовленный для ковра, выкладывается рисунок из различных фигур. Стыки зашиваются однотонной или разноцветной тесьмой. Пробуждение интереса. Сопровождаются слайдами № 17; 18. Вышивка применялась у алтайцев для украшения воротов платьев, халатов. Кроме обыкновенной вышивке нитками применялась вышивка бисером. Сопровождаются слайдами № 19; 20. К ювелирной работе алтайцев надо отнести поделку женских украшений: накосники, поделки из бус, раковины-каури, раковинки, пояса. Эмоциональный отклик. Сопровождаются слайдами № 22; 23. Традиционным алтайским жилищем является аил (юрта), который делается из жердей, легко и быстро разбирается и собирается. Двери всегда обращены на восток. Посередине юрты располагается очаг. Внутренняя часть аила делится на две половины: мужскую и женскую. Для алтайцев характерна художественная обработка металлов. Это по праву можно назвать произведением искусства (серьги из серебра). Алтайцы занимались обработкой камня. |
5. Рефлексия. Цель: | - Сейчас вы получите карточки (приложение №2). - Около каждого предмета подпишите вид декоративно-прикладного искусства, к которому этот предмет относится. - Сверьте свои ответы с ключом (на доске). - У кого нет ни одной ошибки? Поставьте себе оценку «5». - Одна – две ошибки – «4». Другие отметки ставить не будем. - Поднимите руку, кто поставил себе «4» и «5». - Молодцы, вы хорошо поработали! - Вернемся к целям нашего занятия. Слайд № 24. - Достигли ли мы их? - Что вы отметили в своих таблицах (приложение № 1)? - Понравилось ли вам на сегодняшнем занятии? - Отметьте это в приложении № 3. - Что, на ваш взгляд, было не совсем удачным? - С вами было приятно работать! - Домашнее задание: п.18 учебника, ответы на вопросы (стр. 83). | Работа с раздаточным материалом по вариантам (приложение № 2). Рефлексия. Фронтальная работа. Свободные высказывания учащихся. Ответы детей. Работа с таблицей. Записывают в дневник. | Внимание и сосредоточенность детей, эмоциональный отклик. Эмоциональное удовлетворение. Учащиеся доказывают, что цели урока достигнуты. Дети называют разные интересные моменты занятия. Эмоциональный отклик, желание высказаться. Желание прийти на следующее факультативное занятие. |