СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра «Служба кибербезопасности» для 5-6 классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра «Служба кибербезопасности» является заключительным занятием программы внеурочной деятельности курса «Основы кибербезопасности» для 5-6 классов. В ходе занятия закрепляются основные навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационных сетях, развиваются функциональные навыки безопасной работы с информацией, являющиеся необходимыми для современного человека.

Цели:

  • Закрепить навыки ответственно относится к работе в информационно-коммуникационных сетях, навыки уверенного противодействия интернет-угрозам.

Задачи:

  • Разобрать примеры компьютерного хулиганства, сетевого мошенничества.  
  • Показать и закрепить на ситуационных моделях приёмы противодействия кибермошенникам.
  • Разобрать причины, из-за которых можно стать жертвой мошенников и компьютерных хулиганов.

Форма проведения: игра по станциям

Форма организации деятельности:  групповая.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративные, информационные; проблемные; анализ конкретных ситуаций.

Продолжительность: игра может иметь продолжительность от 45 минут при условии работы игротехника и 5 активных помощников, способных оценить ответы по заранее имеющимся ответам. Если же ведущий будет один, то занятие занимает два стандартных урока по 45 минут (90 минут).

Количество игроков: от 10 до 25.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «Служба кибербезопасности» для 5-6 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Страховой З.Х.»

г.Донской Тульской области


Региональный конкурс на лучшую разработку методических материалов по защите детей от угроз в цифровой среде


Номинация «Основы безопасности в сети Интернет»




Деловая игра

«Служба кибербезопасности»




Составила: Грынина Татьяна Юрьевна,

учитель информатики









2023 год




Деловая игра «Служба кибербезопасности»


  1. Описание мероприятия

    1. Тематическое направление

Деловая игра «Служба кибербезопасности» является заключительным занятием программы внеурочной деятельности курса «Основы кибербезопасности» для 5-6 классов. В ходе занятия закрепляются основные навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационных сетях, развиваются функциональные навыки безопасной работы с информацией, являющиеся необходимыми для современного человека.


    1. Актуальность

Перед каждым человеком в компьютеризированном мире постоянно встают вопросы, которые вовлекают его в процесс взаимодействия с ИКТ-технологиями. Такое взаимодействие начинается ещё в школьном возрасте. По мере взросления учащегося уровень решаемых им информационных задач неизменно повышается. Поэтому уже в школьном возрасте необходимо владеть базовыми знаниями и умениями, которые позволят принимать оптимальные решения в области предотвращения киберугроз, своевременно распознавать сетевые мошенничества.


    1. Цель и задачи игры

Цели:

  • Закрепить навыки ответственно относится к работе в информационно-коммуникационных сетях, навыки уверенного противодействия интернет-угрозам.

Задачи:

  • Разобрать примеры компьютерного хулиганства, сетевого мошенничества.

  • Показать и закрепить на ситуационных моделях приёмы противодействия кибермошенникам.

  • Разобрать причины, из-за которых можно стать жертвой мошенников и компьютерных хулиганов.

Форма проведения: игра по станциям

Форма организации деятельности: групповая.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративные, информационные; проблемные; анализ конкретных ситуаций.

Продолжительность: игра может иметь продолжительность от 45 минут при условии работы игротехника и 5 активных помощников, способных оценить ответы по заранее имеющимся ответам. Если же ведущий будет один, то занятие занимает два стандартных урока по 45 минут (90 минут).

Количество игроков: от 10 до 25.

Вид деятельности: информационный, исследовательский, коммуникативный.

Количество ведущих: занятие может провести один ведущий, например учитель, проводивший курс. Педагог может привлечь помощников из числа более старших школьников (5 человека).

Требования к ведущему (игротехнику): игротехник может не иметь специализированные знания по информационной безопасности. Достаточно перед проведением игры внимательно изучить методические рекомендации,  ознакомится с ходом игры и подготовить раздаточный материал (см. приложения 1-8).


    1. Базовые понятия

Базовые понятия, используемые в игре, подробно изложены в Приложении 8 «Теоретический минимум».

Например:


    1. Краткая характеристика мероприятия


Для проведения мероприятия отводятся от одного до двух стандартных урока (45 минут) в течение которых учащиеся становятся «Спасателями от сетевых мошенников и хулиганов». С помощью технологии моделирования ситуаций школьники не только узнают, как обезопасить себя, своих близких и родных, друзей от угроз мошенничества в Интернете, но и формируют навыки обнаружения кибермошенничества, навыки противодействия деятельности киберхулиганов, расширяют кругозор в области безопасности в глобальной сети Интернет. Путешествуя по собственному «информационному» маршруту в игровом городе, игроки оказываются в часто встречающихся в реальной жизни ситуациях сетевого мошенничества или хулиганства, и на практике осваивают оптимальный алгоритм противодействия киберугрозам.


    1. План проведения игры




    1. Технические требования к месту проведения и реквизиту

      1. Общие требования


Место проведения: помещение не менее 50м2 с возможностью свободного передвижения учащихся.


Реквизит:

  • схема игрового города (Приложение 1);

  • основные правила (Приложение 2);

  • карточки с названием станций (Приложение 3);

  • карточки с заданиями на станциях (Приложение 4);

  • контрольные листы для команд с индивидуальными маршрутами прохождения игры (Приложение 5);

  • игровые деньги разного номинала (Приложение 6);

  • сборник заданий с ответами для игротехника (Приложение 7);

  • теоретический минимум для игротехника (Приложение 8).

  • сертификаты (Приложение 9)


Оборудование:

  • доска (флипчарт)

  • ручки (карандаши);

  • экран, проектор

  • компьютер с выходом в Интернет или с заранее сохранённым видеофайлом для показа.







      1. Материалы для команд-участников

Схема игрового города

Карточки с заданиями для станций

Карточки с заданиями представлены в приложении 4.

Пример:


Карточки с названиями станций

Карточки с названием станций представлены в приложении 3

Пример:




Контрольные листы

Пример:



Игровая валюта

Пример 1


Пример 2


Методические рекомендации для игротехника с ответами к игровым заданиям

Пример:

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ


Этап 1. Организационный (проводится перед игрой)

Игротехник подготавливает раздаточный материал, использую Приложение 1-6: печатает карточки с ситуациями, игровую валюту, контрольные листы, карточки с названиями игровых станций.

В соответствии со схемой города в классе или игровой зоне размещаются станции, устанавливаются карточки с их названием, раскладываются карточки с заданиями «рубашкой» вверх, чтобы игроки не видели задания. На видном месте вешается свод правил для игроков и карта города.

Проводится инструктаж с помощниками. Помощники могут собирать плату за проезд, вудавать заработанные деньги и собирать штрафы, проверять корректность заполнения контрольных листов, помогать принимать ответы (если они достаточно подготвлены)

Этап 2. Вхождение в игру (10-15 минут)

Ведущий: Ребята, сегодня мы проверим ваши знания, полученные на уроках курса «Кибербезопасности». Для проверки вы должны разделиться на пять команд киберспасателей, которые будут помогать жителям современного города спасаться от разнообразных киберугроз.

Дети разделяются на команды по 2-5 человек.

Ведущий: А теперь я прошу придумать своей команде название.

Дети озвучивают название команды. Ведущий записывает их на доске

Ведущий: Итак, киберспасатели, вы заступаете на дежурство по городу. Люди, попавшие в беду ждут вас! Как в реальном мире, вам за работу будут платить. Если вы успешно справитесь с задачей, вы получите определённую сумму городской валюты. За очень хорошо выполненное задание – премию. Если вы провалите задание – штраф, который вы должны выплатить в городскую казну. Более того, перемещаясь по городу, вам придётся оплачивать транспорт. Оплата одной поездки на скоростном транспорте – 100 рублей на всех членов команды. Как видите, у нас сегодня будет много финансовых расчётов, поэтому выберите себе казначея, который будет следить за деньгами и производить расчёты. А также выберите капитана команды.

Команды выбирают капитанов и казначеев.

Ведущий: Внимание киберспасатели! Прошу подойти капитанов и получить контрольные листы. В этих листах прописаны пункты, которые вы должны посетить, их последовательность. В листах вы будете фиксировать свои решения, чтобы потом можно было их проанализировать и фиксировать денежную сумму, которую вы заработаете или потеряете на штрафах.

Командиры получают контрольные листы.

Ведущий: Конечно же, вам необходим начальный капитал для перемещения по городу. Прошу подойти казначеев и получить командные деньги.

Казначеи получают по 1000 рублей. Сумма по 1000 рублей вписывается на доске всем командам.

Ведущий: И последнее. Перед выходом на дежурство, необходимо пройти инструктаж. Внимание на экран.

Демонстрируется видеоролик «Безопасность детей в интернете: правила поведения» (канал «Просвещение» - https://youtu.be/W_XwekfKdnY, длительность 6 минут)

Этап 3. Игра (60 минут)

Ведущий: Внимание команды, прошу приступить к выполнению своих обязанностей. Для перемещения на первую станцию оплатите проездной билет и пройдите на место, указанное в контрольном листе.

Казначеи отдают ведущему по 100 рублей. Команды рассаживаются за столами.

Ведущий: Перед вами лежат заявки жителей города. Ситуации, в которые они попали, различаются по уровню сложности. Прошу командиров наугад взять одну заявку и ознакомить команду с возникшей проблемой. Вам даётся 2 минуты на решение. Впишите в контрольный лист номер карточки, ваше решение.

Можно включить фоновую музыку на две минуты.

Ведущий: Прошу команды озвучить проблемы и предложить их решение. Если вы правильно решите задачу, то получите деньги, если нет – заплатите штраф.

Команды по очереди зачитывают ситуации и предлагают решение, получаю награду или выплачивают штраф.

Ведущий: Закончился первый этап и прошу казначеев подвести итог. Запишите сумму денег на счёте команды.

На доске фиксируются суммы денег у команд после первого этапа. Далее процесс игры повторяется Команды переходят, оплачивая проезд по городу от станции к станции по индивидуальным маршрутам, указанным в контрольных листах и выполняют задания. На последнем этапе все сходятся на станции «Биржа заданий».

Ведущий: Поздравляю все команды, вы успешно закончили дежурство, получили заработанный капитал, который вы можете увеличить, если примите участие в работе биржи заданий.

На бирже играют только один человек от команды, остальные станут болельщиками. Прошу представителей команд киберспасателей занять места за столом.

За стол биржи садятся 5 человек. Далее игра походит следующим образом: ведущий называет начальную стоимость задания, указанную на биржевой карточке. Представители команд записывают в контрольных листах сумму, которую хотели бы получить за выполнение этого задания. При этом участник не может написать сумму, превышающую сумму имеющихся у команды денег. Ведущий просит озвучить ставки. Задание получает представитель той команды, который назовет большую сумму.Если участник решает задание правильно, он получает названную сумму. Если ошибается - выплачивает штраф в размере названной суммы. В случае ошибки, право ответа достается участнику, назвавшему сумму на шаг меньше. Тот может отказаться от задания и передать его следующему игроку или дать ответ. Штрафуются все, кто дал неверный ответ. Команда, у которой закончились или не хватает денег на ставку, отказывается от игры.

Игры на бирже проходят пять раз. Можно разнообразить игру и на каждый этап менять игроков, чтобы каждый мог принять участие в биржевой игре.

Этап 4. Подведение итогов ( 5-10 минут)

Ведущий: Прошу капитанов сдать контрольные листы, а казначеев вписать итоговые суммы команд на доску.

Казначеи подсчитывают деньги, вписывают суммы на доске. Капитаны отдают контрольные листы. Ведущий определяет победителя. По контрольным листам ведущий разбирает задания, вызвавшие наибольшие сложности.

Этап 5. Окончание игры(5 минут)

Команде-победителю вручаются сертификаты победителей, а остальным командам сертификаты участников.






Информационные источники


  1. Единый урок - календарь, методики, материалы - единыйурок.рфhttp://xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/ (дата обращения 20.06.2023)

  2. Безопасный Интернет, интерактив, цифровой квест-сетевичок.рфhttp://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/(дата обращения 20.06.2023)

  3. Безопасный Интернет для детей- http://www.google.ru/intl/ru/safetycenter/families/start/(дата обращения 20.06.2023)

  4. Дети России онлайн- http://detionline.com/(дата обращения 20.06.2023)

  5. Сайт для умных родителей- http://www.internet-kontrol.ru/(дата обращения 20.06.2023)

  6. Безопасность детей в интернете- http://www.internet-kontrol.ru/stati/bezopasnost-detey-v-internete.html(дата обращения 20.06.2023)

  7. Лига Безопасного Интернета - http://www.ligainternet.ru/(дата обращения 20.06.2023)

  8. Компьютерный информационный портал - http://www.oszone.net(дата обращения 20.06.2023)

  9. ДОЛ-игра. Игры по финансовой грамотности - https://doligra.ru/(дата обращения 19.06.2023)