СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День юного героя-антифашиста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«День юного героя-антифашиста»

Классный час «День юного героя - антифашиста».

«Маленькие герои большой страны».

Цель: воспитывать чувства ненависти к эксплуатации, к порабощению, к угнетению человеческого достоинства,  любви к людям, к добру; познакомить с юными борцами за свободу и независимость, за мир и счастье всех людей; сформировать представление о подвигах юных героев-антифашистов.

 

- Как далека от нас война, сегодняшних, живущих в 21 веке.

Только по книгам, фильмам, да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоёвана Победа. 

 Война не щадила никого: ни бойца, ни старика, ни женщины, ни ребёнка. Все русские люди стали на защиту своей страны. Среди тех, кто защищал Родину и помогал фронту, было много детей. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда для всех, в том числе и детей.

 

 «Маленькие герои большой страны» - называется наш классный час, который предоставляется вашему вниманию.

- Чем занимались девчонки и мальчишки в годы войны?

 - Их детство прервалось 22 июня 1941 года.
В годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг - несмотря на голод и страх дети:  

- работали на полях,

-заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину,

-ухаживали за ранеными,

-собирали  металлолом для постройки танков и самолетов,

 -собирали лекарственные растения,

- отправляли подарки на фронт.

- рядом с отцами и старшими братьями становились в шеренги бойцов, на равне со взрослыми брали  в руки винтовки и гранаты

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, в небе, в отряде, в крепости, в катакомбах, в  подполье. И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Война  не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна – от мала до велика – поднялась на защиту любимой Родины.

 

-Памяти юных мальчиков и девочек всех стран мира, памяти тех, кто боролся за свободу людей, посвящается День юного героя-антифашиста, который отмечается 8 февраля.

Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма , против войны, против насилия.

 Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.

 

Юные герои-антифашисты, это такие же дети как вы. Они боролись за то, чтобы был мир во всём мире. Чтобы не гибли люди от бандитов, террористов, чтобы не было фашизма на земле. В памяти народа навсегда останутся славные боевые дела юных героев, которые мужественно дрались с врагом на полях сражений, в партизанских отрядах и в подпольных организациях. Тех, кто внёс свой вклад в грядущую победу, кому сегодняшние сверстники обязаны счастливой мирной жизнью. Они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Война сделала коротким жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила их мечты.


1. Крест-накрест синие полоски

На окнах сгорбившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.


2. И лес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе,

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе…


3. Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.


4. Никто в далёкую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел…


5. В нетопленной разбитой бане

Ночь скоротавил как зверёк,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!


6. Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть слишком много сразу

Увидели его глаза.


7.Всё видевший, на всё готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.


8. Он знал, что где-то недалече,

Быть может вон за той горой,

Его, как друга, в тёмный вечер

Окликнет русский часовой.


9. И он, прижавшийся к шинели,

Родные слыша голоса,

Расскажет всё, на что глядели

Его недетские глаза.


Ведущий 2. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями и совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных героев.

Ведущий 1. Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым,

Это надо живым!



Зина Портнова

Зина родилась в Ленинграде. После седьмого класса, летом 1941 г., она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там ее и застала Великая Отечественная война. Белоруссию заняли фашисты.

Была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители»

Девочка, работавшая посудомойкой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу, приготовленную на обед.

В результате диверсии погибло около сотни немцев. Но однажды во время исполнения задания Зину опознали и задержали, как участницу подполья. При попытке бегства Зине прострелили ноги. Началась череда зверских пыток.

Несмотря на ужасные страдания, девочка не предавала своих, и эта стойкость сильнее злила немцев. На последнем допросе в тюрьме гестапо гитлеровцы выкололи ей глаза и отрезали уши. Ранним утром в январе 1944 г. искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли. Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков.

 

Имя Лёни Голикова бессмертно. Ему было всего 14 лет, когда он вёл бой один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная Лёней, подбила машину, из которой выбрался генерал с портфелем в руках. Почти километр преследовал его Лёня и, наконец, сразил его. В портфеле оказались важные документы, которые были срочно переправлены в Москву. Из Москвы пришёл приказ наградить самой высокой наградой тех, кто захватил такие важные документы. Они не знали, что это сделал мальчишка. Сколько боёв было в его недолгой жизни! Лёня Голиков ни разу не дрогнул, сражаясь плечом к плечу со взрослыми. Он погиб в 1943 году.

 

 

Валя Котик

Валентин родился 11 февраля 1930 г.  на Украине в крестьянской семье. Ему было 11 лет. Осенью отчаянный мальчишка, устроив засаду у дороги, гранатой подорвал машину с гитлеровцами, уничтожив нескольких солдат и командира отряда.

Когда над семьей Вали нависла угроза ареста, он с матерью и братом убежал в лес, став бойцом партизанского отряда.

В октябре 1943 г. Валя, находившийся в дозоре, напоролся на немцев, готовившихся атаковать партизанскую базу.

Мальчика скрутили, но решив, что тринадцатилетний ребенок не представляет угрозы, оставили под охраной здесь же на опушке леса.

Каратели двинулись дальше, но Вале удалось вырваться, сорвать с пояса конвоира гранату и бросить ее в сторону врагов. Взрыв убил на месте двоих карателей, а поднятый шум не дал застать партизан врасплох.

Сам Валя был ранен, но выжил и продолжил воевать до самой смерти – 17 февраля 1944 г. Валя Котик погиб в возрасте 14 лет от немецкой пули.

 

 Марат Казей

Он был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой пошли в партизанский отряд. Маму, Анну Казей, немцы повесили в Минске за то, что она прятала у себя раненых партизан и лечила их.

Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвакуировать – девочка отморозила обе ноги, когда партизанский отряд выходил из окружения. Ноги ампутировали.

Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю, чтобы мстить за убитую мать, за искалеченную сестру, за поруганную Родину.

В мае 1944 г. уже вовсю готовилась операция «Багратион», которая принесла Белоруссии свободу от гитлеровского ига. Но Марату не суждено было этого увидеть.

11 мая у деревни Хоромицкие разведгруппу партизан обнаружили фашисты. Напарник Марата погиб сразу, а сам он вступил в бой. Немцы взяли его в «кольцо», рассчитывая захватить юного партизана живым.

Когда кончились патроны, мальчик подорвал себя гранатой, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

Дети читают стихи

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим не поднимая век.


Боль и гнев тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.


Сколько вас? Попробуй перечислить

Не сочтешь, а, впрочем все равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно!



  Минута молчания

Идут годы, сменяются десятилетия. Но подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне суждено остаться в истории навечно. Наша Победа не померкнет никогда… Мы обязаны помнить об этих страшных событиях истории. Помнить и не допустить новой трагедии.

Склонитесь и молод и стар,

В честь тех, кто за счастье,

Кто жизнь ради жизни отдал.

Заключение. Рефлексия

 - Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.

- Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об одной из страшных дат из истории нашей родины, читая произведения художественной литературы.

- Какие чувства вы испытали сегодня на уроке?

- Чему мы можем научиться у маленьких героев большой войны?

- Что могут сделать сегодняшние дети, чтобы всегда жить в мире, чтобы всегда было голубое небо над головой и ярко светило солнце?

-Спасибо за работу, мне приятно, что вы прониклись этой темой.

Я желаю всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.