Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №3 г. Феодосия»
Конспект Единого урока
во 2-А классе
Тема: «День КОНСТИТУЦИИ»
Подготовила
Учитель начальных классов
Токарева Анастасия Валерьевна
2019г.
Программное содержание: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции; ознакомить детей с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России.
Предполагаемый результат: познакомятся с Конституцией РФ, датой её принятия, научатся слушать гимн РФ, познакомятся с символами страны.
Ход
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Надеюсь, настроение у вас хорошее!
Давайте по приветствуем наших гостей! И сядем на свои места.
Сегодня у нас 12 декабря. А знает ли кто-нибудь какой сегодня праздник?
Да, 12 декабря отмечается государственный праздник – День Конституции РФ.
Конституция – свод законов РФ. На земле живет очень много разных народов. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции, обычаи. А еще все государства, существующие на Земле, имеют свои государственные символы. Кто мне скажет какие символы нашего государства? ( герб, флаг, гимн и столица.)
Мы живем в России. Герб России — золотой двуглавый орел, могучий и гордый. На его груди- Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьем ужасного дракона.
Дети читают стихотворения.
1 ребёнок
У России величавой
На гербе орёл двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог Маша
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.
2 ребёнок
Уж много лет назад
Как нам люди говорят
Был в стране придуман ОН
Конституции Закон Данил
И с тех пор за годом год
Его чествует народ
С Конституцией дружить
Значит, по закону жить.
-А знаете, с чего начинается Конституция? (Нет.)
-На первой странице Конституции – гимн нашей страны. А что же такое гимн? Правильно, гимн – это торжественная песня. Гимн России прославляет силу, мощь, гордость нашего народа.
В знак уважения гимн слушают стоя. Давайте мы тоже, как взрослые, встанем и споем главную песню нашей Родины. (Звучит гимн России.)
Садитесь, ребята. Вы уже школьники и достаточно хорошо знаете, что такое хорошо, а что такое плохо. Сейчас я буду показывать картинки с изображением поступков людей. А вы выскажете свое к ним отношение. Если поступок хороший – хлопайте, если плохой – топайте.
Игра «Хорошие – плохие поступки»
Молодцы, ребята!!! Знаете, что такое хорошо, а что такое плохо!
Вот и в Конституции тоже прописано, что можно делать, а что нельзя.
А еще в ней записаны права и обязанности человека.
Что же такое права человека нам расскажет Кондратов Богдан и Анипиева Альбина
Права есть у взрослого и у ребенка:
Играть и учиться, мечтать и трудиться
Помочь старику и погладить котенка, Богдан
И чистой водой на рассвете умыться
Ребенок имеет право на счастье,
А также в доме укрыться в ненастье Альбина
Ребенок имеет право гулять
И воздухом чистым всей грудью дышать
А сейчас мы с вами рассмотрим некоторые права человека в миниатюрных сценках…
В Конституции написано, что каждый человек имеет право на труд, то есть работать.
(Стул, кисть, корона)
Царь : -Имею я пирожных горы,
И есть, что есть и есть, что пить,
Но крашу, крашу я заборы,
Чтоб тунеядцем не прослыть...
Вовка: -А где же тут кто? Царь, а царь??
Царь: - А, это ты.. А я уже испугался, думал нашу сказку кто-то почитать взял, а я в таком виде.
Вовка: Не.. Это я! А вы зачем забор красите? Вы же ЦАРЬ!!
Вам же полагается ничего не делать.
Царь: Знаю, знаю.. Должность у меня такая.. Только и делай что
ничего не делай!! Ведь так и со скуки помрёшь! Вот думаю:
«Дай, пока, забор покрашу!» Одобряешь?
Вовка: Не-а! Ничего вы не понимаете в царской жизни! Царь – это «Хочешь – пироженая, хочешь – мороженая!» ха-ха, а он заборы красит!
Царь: Так-так!!! Понятно!!! Уступил бы место старшим! Али в школе не обучен!
Вовка: Пожалуйста!
Царь: Подай-ка корону! Великовата она тебе!
Вовка: Пожалуйста!
Царь: Значит пирожное?
Вовка: Ага!
Царь: Значит мороженое?
Вовка: Ага!
Царь: Э-ЭЙ!! Стража!!! Вот что, ребята, отрубите-ка ему голову! –
ТУНЕЯДЕЦ!
Стража: это можно!
Вовка: А-аа!
Что мы можем вынести из этой сценки? Кто такой тунеядец?
Хорошо быть тунеядцем?
Правильно!!! Все люди должны работать
Поэтому в Конституции есть закон, который дает право на труд, чтоб все люди могли работать!
После того, как человек некоторое время работает, он имеет право и отдохнуть! Поэтому в Конституции также прописано, что граждане нашей страны имеют право на отдых
Давайте и мы сейчас представим, что мы приехали на море.
Я предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас вам нужно занять удобную позу. Закрыть глаза. Мы немного послушаем музыку и помечтаем.
Релаксационное упражнение «У моря»
Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Шум прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут все ваши заботы и все, что вам не нравится. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они смогут сделать вас спокойными, счастливыми и ясными.
Теперь открывайте глазки.
Ну как? Вы расслабились? Отдохнули?
- Понравилось вам отдыхать у моря?
Молодцы. А сейчас продолжим наш урок.
Как мы уже разобрались, все люди должны работать, но для того, что бы пойти на работу, что же должен сделать человек? (выучиться)
Есть в Конституции Закон
Известен должен быть вам он
Всех детей учить должны
Детям знания нужны.
(парта, учебники, указки)
Вовка: Вы кто такие?
Василиса 1: Мы Василисы Премудрые!
Вовка: Ктооо?
Василисы: Василисы Премудрые!
Вовка: А вы отку4да взялись?
Василиса 1: Прилетели из разных сказок! Потому что у нас слёт юных Василис,
по обмену премудростями!
Вовка: Чем?
Василиса 1: Премудростями!!!
Вовка: А-а-а! Так мне бы тоже научиться по обмену каким-нибудь премудростям!
Василиса 1 Ну как, девочки, научим?
Василисы 2,3 - Научим!
Василисы:
Поработаем неплохо -
Рассчитаем за урок:
Сколько надо шлакоблоков,
Чтоб дворец построить в срок?
Сделать надобно расчёт,
Как из труб вода течёт.
Что отсюда вытекает?
Арифметике почёт!
Вовка: Не хочу!!! Не хочу!!! В школе учат-учат!! Еще тут, в сказке навалились!
Василисы: Дааа…
- Хорошо ли поступает Вовка?? Что мы ему посоветуем?
-Тем более, что каждый гражданин страны имеет право на образование: он может учиться в школе, в техникуме, лицее, училище, институте, академии.
Каждый ребенок имеет право учиться, ходить в школу.
Вы у нас –школьники. Я надеюсь, вы любите ходить в школу?
Давайте посмотрим, знаете ли вы, что надо собрать в школу.
Игра «Кто быстрее соберет портфель»
(парта, 2 стула, 2 портфеля, школьные принадлежности, игрушки)
( Двое ребят выходят к столам, где лежат школьные принадлежности и игрушки. Воспитатель завязывает глаза детям, и по команде они выбирают только те предметы, которые надо принести в школу. Выигрывает тот, кто первый соберет все школьные предметы.)
Молодцы, ребята! Сразу видно, что вы уже настоящие школьники!
Урок для школьников - труд. Значит вы тоже имеете право на отдых! А что же тогда в школе отдых? (ответы детей) Конечно перемена – перерыв для отдыха между уроками.
Объявляется веселая переменка!
Чтоб на уроках не зевать
Ребенку нужно отдыхать.
А чтоб активно отдыхать
Ребенку надо танцевать!
Танец – импровизация «Я, ты, он, она!»
Садитесь, продолжим наш урок.
Есть в нашей Конституции еще один закон, а как он называется вы мне скажете, после того, как посмотрите следующую сценку:
Добрый доктор Айболит! Кристиан
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
2
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!» София
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!» Виталий
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай! Марина
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит: «Не беда! Ян
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит но дорожке».
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе. Айболит!» ВСЕ!
Так какое же это право? (право на бесплатное лечение)
Вы совершенно правы! Каждый человек имеет право на бесплатное лечение! И чем бы человек не заболел, его обязаны вылечить.
Еще одно право записано в нашей Конституции – право на благоприятную окружающую среду.
Это значит, что вода должна быть чистой, воздух без вредных для здоровья примесей, продукты в магазинах свежие. И леса не должны летом гореть и мучить людей дымом, а давать прохладу и кислород.
Государство должно следить за всем этим. Но страна – это все мы. И мы должны стать друзьями природы и заботиться о ней.
Ребята, вы узнали какие права есть у нас.
«Правила поведения в природе»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?– Да!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!
– Защищён ли человек законом?– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!
– Имеет ли человек право на обучение?– Да!
– Имеет ли человек право на лечение? – Да!
– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!
Но, в Конституции есть не только наши права, то есть что мы можем делать, но и наши обязанности, что мы делать должны.
И я сейчас перечислю главные из них.
1. Соблюдать Конституцию и другие Законы страны.
2. Уважать права и свободу других граждан.
3.Сохранять природу и окружающий мир.
4. Беречь памятники истории и культуры.
5. Платить налоги и сборы
6.Защищать свою страну, свое Отечество.
Наша Родина сможет процветать только тогда, когда у нас будет мир, дружба между народами, желание трудиться и защищать Родину.
Вы ребята молодцы! На этом наш урок заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах и обязанностях. Спасибо вам за урок!)
А сейчас я вам предлагаю раскрасить картинки «Права детей».