Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Карасаевская средняя общеобразовательная школа»
Акбулакского района Оренбургской области
Региональный конкурс методических материалов
«Профилактика деструктивного поведения обучающихся»
Номинация: «Статья»
Тема: Деструктивное поведение –следствие кризиса института семьи
Работу выполнила:
Юрасова
Любовь Григорьевна
2024 г.
Семья важная во всех отношениях среда. Она в первую очередь формирует наших граждан, и от семьи зависит понятие традиции и, следовательно, наших ценностей. В данной статье будет проведён анализ института брака в России. И как с помощью улучшения благосостояния семей, и создания лучшей среды для ребёнка избежать развития деструктивного поведения. За счёт структурного и системного анализа, такого явления как личность, и личность в контексте социальных институтов. А конкретнее развитие личности ребёнка в контексте института брака.
Мысль об индивидуальном характере деструктивного поведения несет множество проблем. Во-первых, такой подход ставит крест на систематичном подходе. Во-вторых, такой подход не позволяет даже обнаружить деструктивное поведение, как отклонение от социальных норм. Ибо норма при данном подходе существовать не может.
В книге Маклакова дается представление об индивидууме и личности.
«Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности [1].
Они противопоставляется ввиду того, что личность — это реальное положение дел, которое строится из взаимодействия субъекта с объектом. И в взаимодействие с социумом. А индивид же — это единичность от социума. Такое вообразить себе невозможно, потому что человек и его самые элементарные функции берутся из общества. Берутся из вне, мышление, речь и другие способы взаимодействия субъекта с объектом. Руки как данность биологии ничто без высшей нервной деятельности, из которой и строится понятие человек.
Усвоив данное положение прямой зависимости человека от социума, мы сможем обнаружить закономерности поведения и развития. И в том числе такое явление как социальная норма.
По мере жизни людей сложилась форма общественного договора по Веберу, как правила и ограничения свобод, для созидательного сосуществования. Если человек отклоняется от нормы в пользу другой системы ценностей и суждений, такое поведение не будет деструктивным. Так что мера как общественный прtдел, сложившийся в историческом контексте, не подходит для изучения нашего вопроса. По той причине, что общество должно реформировать себя.
Но социальные фильтры могут закрыть пути к успеху для человека. И в результате социального неравенства могут развиваться определенные поведенческие реакции
1 конформизм принятие целей и средства
2 реформизм принятие целей устранение средств
3 ритуализм не принятие целей принятие средств
4 ретретизм не принятие целей и средств
5 мятеж отказ от целей и средств с их последующей заменой.
Тем самым отклонением от социальных норм являются лишь 2 4 и 5 тип.
Деструктивное поведение заключается в уходе от созидательных процессов в пользу разрушения, уходу от социальных норм к полному правовому вакууму. То есть отсутствие ценностей. При такой типологии определить деструктивное поведение довольно просто.
Предметами деструктивного поведения являются, живые существа внешнего мира (каннибализм, убийства, садизм)
Так же предметом могут быть элементы общественного договора(территориальные границы, собственность, законы)
выделяет предметы не живой природы(флора, мебель, окна).
В следствие этого выделяются типы деструктивного поведения антисоциальное, в следствие зависимости, суицидальное, фанатическое, нарциссическое, аттическое, конформистское.
Еще стоит отметить деструктивное поведение как интраперсоанальное. Самоуничтожение, самоповреждение, самоизменение[2].
Подводя итог личность — это динамическая единица двустороннего взаимодействия с социумом. И лишь в деятельности в контексте может находиться причина деструктивного поведения, как и всякого развития (разница лишь в его оценке). Социум причина деструктивного поведения.
Деструктивное поведение, по моему мнению, должно решаться профилактикой. Сейчас мы говорим именно о развитие детского деструктивного поведения.
Так как дети подвержены влиянию, больше, чем взрослые. Их психика выстраивается на наших в глазах и именно в силах родителей и педагогов. Создать гарант не просто борьбы с деструктивным поведением. А во всяком его отсутствие, по сколько будет создана благоприятная среда, в которой не будет места деструктиву. Профилактика в таком случае возможно исключительно при работе с детьми. Если и взрослый имеет в себе признаки деструктивного поведения, то все ресурсы и методы педагогической работы и позитивного влияния будут закрыты. Так как он будет уже вне социальных институтов, где эти ресурсы задержаться (семья, учебные заведения).
Ребенок словно зеркало, он отражает социальную ситуацию, в которой находиться. Если деструктивное поведение начинает набирать обороты, то ребенок по сути не может нести ответственность в этой ситуации. По сколько ребенок строиться из среды
«Именно с помощью выдвигаемых задач, с помощью возникающей и стимулируемой потребности, с помощью расставляемых перед подростком целей окружающая его социальная среда побуждает и вынуждает подростка сделать этот решительный шаг в развитии своего мышления.»[3].
В эту среду он помещается как данность, которую выстраивают взрослые.
Так как существует прямая зависимость от социума, искать причину нужно там. Для лучшей систематизации проблемы, необходимо обращаться к организованным сообществам, с своей структурой и системой ценностей. Семья — это первая среда, в которую попадает ребенок. Ребенок попадает под воздействие семьи от рождения и даже после эмансипации. Формально он отказывается от связей с матерью, но влияние остается по куда есть впечатление и опыт. «Впечатления — это непосредственные чувственные данные, они отличаются силой и живостью. Первичные впечатления — это внешние ощущения, исходящие от органов чувств.»[4]
В России уникальная ситуация в отношение культуры брака и воспитания детей. Заложено это историческим контекстом, контекстом политическим, контекстом культурным как следствие зависимости вышеперечисленных сфер с сферой экономической.
Семья в историческом контексте. Ценности, выстраиваемые советским государством, полярные по отношению к капиталистической современности. Нельзя воспитать ребенка как в СССР, если на дворе Россия. Пока ценности не сформированы, итогом станут неполные семьи, разводы, и напряжение внутри семей.
Также советский институт семьи полярен по отношению к ценностям Российской империи. Это буквально антиподы в политическом и философском поле [5]. В результате — пропасть длинной чуть меньше века, которая не позволяет нам обратиться к традиционным ценностям Российской империи. В отсутствие линии преемственности, и связей предков, достижения в этой области просто недоступны и неприменимы. Их не поймет поколение из 90х, так как они были воспитаны советским поколением, и тем более их не поймет современное поколение подростков. Следовательно, нужно выстраивать полностью новые ценности. Какой итог влияния на институт брака? Неполные семьи. В России как следствие кризиса семейных ценностей.
«По данным отечественной статистики к началу второго десятилетия XXI века в России насчитывалось около 24,4 млн домохозяйств (Всероссийская перепись населения за 2020 г.), в которых проживало более 27,7 млн детей.
61,5% семей с детьми до 18 лет составляют полные семьи, где воспитанием детей занимаются оба супруга. В каждой третьей семье (31,2%) заботы о материальном благополучии несовершеннолетних детей лежат на плечах одиноких матерей. В более чем миллионе неполных семей (7,3%) детей до 18 лет воспитывают одинокие отцы. Таким образом, можно предположить, что в неполных семьях живет и воспитывается, по меньшей мере, каждый третий несовершеннолетний ребенок в стране.
Данные Всероссийских переписей населения, проводившихся в постсоветский период (2002-2020 гг.), демонстрируют, что количество супружеских пар с детьми до 18 лет в общей численности семей с детьми сократилась в 1,3 раза. Доля материнских неполных семей увеличилась в 1,6 раза и почти в 4 раза выросла численность семей с одинокими отцами. В совокупности доля семей, где о несовершеннолетнем ребенке (детях) заботится лишь один из родителей, возросла в 1,8 раза - с 21,0% в 2002 г. до 38,5% в 2020 г.
У неполных семей в России - «женское лицо». В подавляющем большинстве случаев (4,85 млн или 81,1% всех неполных семей в 2020 г.) ответственность за материальное благополучие детей лежит на плечах одиноких матерей».[6]
Введение хозяйства не полной семьей, где отсутствует один из родителей негативно влияет на детское развитие. Само по себе отсутствие одного родителя уменьшает количества внимания для ребенка. Так еще родителю приходиться тяжелее в экономическом плане, какие бы не были пособия это не полная замена работающего человека. Получается матери, приходиться работать больше, следовательно, уделять внимание ребенку меньше, которого и так нахватало в отсутствие отца. Нехватка социального взаимодействия приводит к развитию СДВГ, аутизма. Различных форм расстройств личности. Ребенок может стать замкнутым, проявлять шизоидные и эпилептоидные черты личности. Отсутствие мужской ролевой модели так же может начать препятствовать гендерной социализации ребенка. Мальчик не будет иметь представления, как стоит себя вести мужчине. А девочка не будет иметь представления как себя вести с мужчинами. Ребенок может получить отчуждения от социума, выбрать компенсирующею стратегию, сделать неправильные деструктивные выводы по поводу противоположного пола. В целом такое воспитание кроме как неполноценным назвать не получиться. Родитель сможет выстроить лишь один вектор диалога с ребенком, и это всегда будет какая-то крайность. Не какого дуализма, либо либеральная мама, либо наоборот консервативная в результате паралич воли ребенка, или противодействие. Ребенку не получиться показать, что ты нейтрален к какому-то вопросу, ребенок воспринимает более простые категории, которые могут лишь исключать друг друга, (черное и белое). И ради контакта с ребенком придётся принять одну четкую позицию [7]
Этот вопрос и эта проблема неохотно поднимается, что было описано в статье [6] Не хватает институализированного подхода. Так же игнорируется факт культурного характера проблемы. Одинокое материнство передается по наследству.В Ингушетии уровень довольства граждан меньше, чем в Петербурге. Но при этом в Петербурге 51,5% неполных семей. А в Ингушетии 16,8%. Снова мы возвращаемся к проблеме кризиса семейных ценностей.
Может это быть вызвано с закреплением негативного опыта матери, Мать бросил абстрактный мужчина и из-за этого ребенок испытывает трудности в жизни. Следовательно, девочка перенимает на себя суждения и с низводит его до сексизма в отношение мужчин. И далее история повторяться ее бросает мужчина с ребенком на руках. Она так же начинает проецировать свой опыт на ребенка. В итоге династия матерей одиночек. Так же развитию негативной ситуации могут поспособствовать мужчины из неполных семей. Либо у ребенка развивается не здоровая фиксация на матери, вследствие этого инфантильное гипертрофированное женское поведение. Или же ребенок начинает отдаляться от матери в пользу искаженного представления о мужском поведение. Которое противоположно женскому. То есть грубость, культура силы. Такие люди вступают в брак, и брак начинает разваливаться. Напряжение в семье. Компенсирующие стратегии и чувства незащищенности может привести к насилию, травли, алкоголизму употреблению наркотиков, селфхарму. Развитие тревожности из-за принятия роли ребенку отца в семье. То есть ребенок начинает следить за братьями, выполнять функции «отца». Некоторые матери могут серьезно надеяться и даже требовать от ребенка не посильные для него задачи. Это негативно влияет как на ребенка, который попал под роль отца в семье, так и на младшего брата. В итоге разлад в семье и негатив. Данная ситуация может привести к ранней эмансипации от семьи в пользу других сообществ. То есть, музыка, политика, и так называемые фандомы, сообщества по интересам часто по развлекательному контенту. Там он может перенять черты деструктивного поведения, обратиться к радикальным взглядам и уйти в протест, который может так же сопровождаться насилием, саморазрушением и деградацией личности.
Решения, которые я предлагаю, экономическое спонсорство семей в России — это хороший шаг по исправлению ситуацию. Требуется институализированный подход в понятиях, что такое семья, требуется описание глубины бедности, и уход от понятия МРОТ, поскольку МРОТ не освещает социальный аспект малоимущих который не крутиться вокруг потребительской корзины, бедность так же заключается не в возможности обращаться к медицинским, социальным, развлекательным услугам. Что может препятствовать социализации ребенка. Нужно понимать к кому, зачем, и каким образом идут деньги. Например, направить пособия не прямой денежной суммой, а грамотно разделить на услуги здравоохранения и образования. Продовольственным карточкам, бонусными балами, например для магазинов с школьной формой в период начала учебного года. Такой подход позволит закрыть в первую очередь потребности ребенка, и не позволит тратить родителю недобросовестно деньги ребенка. Такой подход будет адресным.
Недостаточная финансовая грамотность населения является одной из важнейших глобальных проблем, которая находится в центре внимания мировой политической, экономической и социальной повестки, независимо от уровня благосостояния стран и отдельных регионов.
Она прямо или опосредованно оказывает влияние на все аспекты человеческой жизни, включая физическое и психическое здоровье, продолжительность жизни, доступ к услугам образования и здравоохранения. Отсутствие финансовой грамотности препятствует успешной социализации, развитию человеческого потенциала. Люди, лишенные достаточных средств к существованию, более склонны к проявлению насилия, чаще подвержены алкогольной и наркотической зависимости, влиянию вредного воздействия окружающей среды. Ограниченный доступ к информации и получению социальной помощи не позволяет нуждающимся людям полноценно участвовать в жизни общества, эффективно развивая и реализуя свои способности. Приобретая хроническую форму и становясь своеобразной нормой общественного поведения, ориентированной на выживание, а не на развитие и накопление, бедность становится «бомбой замедленного действия», причиной деформации общественного сознания, препятствием общественному развитию.[6]
Но про аспект культуры забывать так, же не стоит. Я думаю, что освещать здоровые семейные отношения, здоровые гендерные роли нужно не искусственно, а спонсировать уже сложившееся элементы культуры. Не создавать артистов, а следить за народным резонансом, и уже по нему выстраивать спонсорство в зависимости от целей государства. В итоге компромисс, гуманные решение со стороны государства, и развитие необходимых ценностей. Излишние государственное вмешательство даже с точки зрения пропаганды делает развитие ценностей неоднородным, в результате народ, доверяющий правительству, выстраивает ценности не из своего запроса. Запроса по реальному положению дел, а выстраивает запрос из положения как надо для интересов государства. Необходимо уложить в голове что ситуация с кризисом не свидетельствует о беспомощности родителей. Необходимо выстраивать органичные взаимоотношения государства и семьи, с максимально гуманным подходом. С полным осознанием необходимости такого сложного во всех отношениях периода.
Приложения:
«Маклаков Введение в общую психологию» Издательский дом «Питер», 2001
«Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия.
Лев Семенович Выготский. мышление и речь. изд. 5, испр. — издательство "лабиринт", м., 1999 — 352 с [стр. 123]
Д. Юм Трактат о человеческой природе издательство АСТ 2021г»
ШишковаВ. В. в статье «Политика советского Союза как имперский проект»
Селивановой О. В. и Коробкова Н. Ю. 2024 Г. «неполные семьи в регионах России масштабы и социально экономические характеристики»
Сухапарова А. А. «Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье»
3