СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детская тема в творчестве Ф.М.Достоевского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматривается детская тема в произведениях Достоевского: "Неточка Незванова" "Униженные и оскорбленные" "Преступление и наказание" " Дратья Карамазовы"

Просмотр содержимого документа
«Детская тема в творчестве Ф.М.Достоевского»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Владикавказский многопрофильный техникум имени кавалера ордена Красной Звезды Георгия Калоева»



«УТВЕРЖДАЮ»

руководитель методического объединения


(Дзугаева А.П.

______________________

(подпись)

«_____»._________. 20__ г.






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА (2 часа)


Информационно-целевой блок


ФИО преподавателя Еналдиева А.К.

Курс 2

Предмет литература

дата _16.11.2016 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема урока: Детская тема в творчестве Ф.М.Достоевского.

Вид урока: проблемный урок


Дидактическая цель урока: создать условия для освоения и осмысления новой учебной информации через организацию учебной деятельности обучающихся.


Цели урока:

образовательная: формировать умение определять тему и идею произведения, раскрыть своеобразие предложенной темы в творчестве Ф.М.Достоевского, ее глубокий, нравственный потенциал и непреходящее значение.

развивающая: развивать устную речь учащихся; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, развивать умение обобщать изученное.

воспитательная: воспитывать чуткое отношение к данной проблеме, видеть ее общечеловеческий и нравственный аспект, формировать понимание сущности понятия «духовная культура».


Планируемые результаты:

Предметные : сформировать умения выражать свои мысли, делать выводы, способствовать выявлению в художественных текстах образов, темы и проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, научить видеть мир чувств и переживаний героев.

Метапредметные: развивать устную речь учащихся; навыки анализа произведения, развивать умение обобщать изученное.

Личностные: воспитать чуткое отношение к художественному слову ; развивать духовную культуру,

расширять представления о художественных особенностях творчества Ф.М.Достоевского.


Техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, тексты произведений, доска, тетради.

Реализация индивидуального и дифференцированного подхода: на этапе закрепления.

Инструментарий урока (технологии, методы работы, приемы): проблемно-диалогическая технология, индивидуальная (работа в рабочих тетрадях), фронтальная (выдвижение гипотез, решение проблемных вопросов)

Используемые электронные образовательные ресурсы: презентация.







Организационно - деятельностный блок



Этапы проведения урока

Задачи этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

(формируемые способы деятельности)

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.Организационный этап.


Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствует, проверяет подготовленность к учебному занятию, организует внимание обучающихся.

Приветствие. Подготовка к уроку.


Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные:  следование в поведении моральным нормам, мотивация учения.

2. Целеполагание и мотивация


Обеспечить мотивации учения обучающимися, принятия ими целей урока


Нацеливает об-ся на необычную форму урока. Предлагает вчитаться в эпиграф к уроку : «А коли захочешь послужить Господу, обласкай ребеночка и помоги ему».

- Кто автор этих слов?

-Чьими устами говорит автор?

( обращается к группе об-ся, работавших с романом «Братья Карамазовы»). Почему?


Приглашает об-ся к серьезному, непростому разговору и формулирует тему и определяет с об-ся задачи урока:



Читают эпиграф к уроку, отвечают на вопросы.

Говорят о теме урока, о Ф.М.Достоевском, авторе произведений, с которыми об-ся знакомились в ходе подготовки к данному уроку.( «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание». «Неточка Незванова»)

Участвуют в обсуждении целей урока.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей.

Регулятивные: осмысление; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; самоопределение; целеполагание.

Познавательные: целей урока.

3. Первичное усвоение новых знаний.


Определить место детской темы в творчестве Достоевского.

Вступительное слово.


Обращается к теме урока, говорит о непреходящем значении этой темы в масштабах всей мировой художественной литературы.

Адресует вопрос к группе:

- Почему эта тема так волнительна?

-В чем ее непреходящее значение?

Предлагает обратиться к известным произведениям Ф.М.Достоевского (нацеливает на работу с домашними заготовками)

и выразить свое отношение к детской теме в произведениях писателя.

Итак, «дети» Достоевского. В произведениях писателя их много. Они разные, но схожи в одном: счастливых среди них практически нет. К такому выводу мы пришли, обратившись к некоторым произведениям писателя, где есть эта тема.

Отвечают на вопросы и размышляют об актуальности этой темы, о ее вечном звучании.

Почему? Для чего? Зачем? Эти и другие вопросы- в центре размышлений об-ся на 1 этапе урока.

Обращаются к творчеству Достоевского, называют произведения, где звучит эта тема.

Делятся впечатлениями о прочитанном. (« Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Неточка Незванова»)

Делают вывод. Подводят итог 1 этапу урока.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

Регулятивные: познавательная инициатива; осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

Познавательные:

Поиск необходимой информации;

4. Осмысление заявленной темы урока.

25 мин

Понять главную идею произведений, объединенных детской темой.

«Нужно прежде всего любовью купить сердца детей наших, ребенку надо дать солнце, светлый пример и хоть каплю любви к нему»

В этих словах писателя - главная мысль, объединяющая все эти произведения.


Предлагает каждой группе исследователей одного произведения ответить на вопросы:

1. Как живут дети на страницах этих романов?

2. Чего больше в их жизни: радости или горя?

3.Кто виноват?

4. Чего не хватает этим детям?

5. Какими качествами наделяет писатель своих маленьких героев?

6. При всей их непохожести, что у них общего?

Достоевский - сторонний наблюдатель или страдающий за детей человек?

7.Какое чувство вызывают у вас дети Достоевского?

8. Чего больше в жизни этих героев - света, любви, тепла, или страданий, нищеты, недетского горя?

Итак, к каким обобщениям вы пришли в ходе общего анализа предложенных произведений?

Вывод: нет в жизни этих героев света, достатка. Они очень несчастны. Мир, в котором они живут, враждебен.


2 этап урока - история жизни детей. Работа с таблицей, в которой нужно отразить судьбу ребенка с момента знакомства читателя с ним и до конца повествования.




Вдумываются в слова писателя, в которых звучит его боль, его тревога за детей.

Группа об-ся, объединенная одним произведением Достоевского, отвечает на вопросы, предложенные преподавателем.





1.Как живут дети на страницах этих романов?

2. Чего больше в их жизни: радости или горя?

3.Кто виноват?

4. Чего не хватает этим детям?

5. Какими качествами наделяет писатель своих маленьких героев?

6. При всей их непохожести, что у них общего?

Достоевский - сторонний наблюдатель или страдающий за детей человек?

7.Какое чувство вызывают у вас дети Достоевского?

8. Чего больше в жизни этих героев- света, любви, тепла, или страданий, нищеты, недетского горя?


Слушают выступления товарищей, делают обобщения, приходят к определенным выводам.



2 этап урока - рассказ о жизни маленьких героев произведений. ( См. таблицу№1)

-Приемные дети Мармеладова («Преступление и наказание»)

-Неточка Незванова («Неточка Незванова»)

-Илюша Снегирев и Коля Красоткин («Братья Карамазовы»)

-Нелли («Униженные и оскорбленные»)

Стержневой проблемный вопрос этого этапа урока, на который надо ответить: Почему страдают дети? Кто виноват?



Коммуникативные: ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Регулятивные: контроль и коррекция своей деятельности.

Познавательные: поиск необходимой информации, работа с текстом.

5. Проблемное изучение темы.

Обсудить и понять , как живут дети на страницах произведений Достоевского

Предлагает вчитаться еще в один эпиграф к уроку.

«Ребенок что цветок: ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища»,- записал в своем дневнике Достоевский.


К таким страшным, трагическим обобщениям приходит писатель, наблюдая за жизнью детей из трущоб. Своими наблюдениями художник поделился с читателем в своих произведениях.

Преподаватель предлагает об-ся поделиться теперь своими наблюдениями за условиями жизни маленьких героев этих романов и ответить на проблемные вопросы 3 этапа урока

-В каких условиях живут дети, герои этих произведений?

-По чьей вине?


Каждая группа делает сообщение (домашнее задание):

1. « В каморке у Мармеладовых»

2. « В гостях у Илюши Снегирева»

3. «Где твой дом, Нелли?»

4. «Неточка Незванова: В чужом и враждебном мире».


Эти наблюдения над жизнью детей приводят об-ся к определенным обобщениям.

В заключении отвечают на проблемный вопрос этой части урока, предложенный преподавателем.

-В каких условиях живут дети, герои этих произведений?

-По чьей вине?


Регулятивные: познавательная инициатива; осуществление итогового и пошагового контроля за результатом;

Познавательные:

Поиск необходимой информации;

6. «Погружение» в изучаемый материал.

Показать взаимосвязь мира взрослых и мира детей.

«Если страдают взрослые - страдают дети». Тема 4 этапа урока.

Докажите справедливость этого высказывания Достоевского.

Предлагает заполнить таблицу №2 именами взрослых, которые влияют на судьбы детей.

-Какова их роль в жизни героев: положительная или отрицательная? Друг он или враг?

-Как они входят в жизнь ребенка?


Приводит слова Ивана Карамазова: « Представь, что ты возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, но для этого необходимо замучить всего лишь одного ребенка, и на неотомщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях?»Предлагает ответить на вопросы:

-Почему детская тема волнует Ивана Карамазова?

-Что ему важно понять?

-Почему этот страшный циничный вопрос он задает Алеше, браты, светлому, богобоязненному юноше?

- «Нет, не согласился бы»,-отвечает Алеша. Личность Алеши- одна из центральных в романе. Определите его роль в жижни Илюши и Коли.

-Чем он стал для них?


« Неужели не видела ты здесь детей по углам, которых матери посылают милостыню просить?»

-спрашивает Раскольников Соню.

-Чем вызван этот мучительный вопрос у Раскольникова?

-Что его мучает и волнует?

-Судьба ребенка и взрослого: одно целое, если….(Продолжите этот вывод 4 этапа урока)




Читают эпиграф к уроку, слова Достоевского, и определяют тему 4 этапа урока.

Дети и взрослые. Одно целое: если плохо одним, страдают другие. Это закон жизни.

Но так ли это всегда?

Заполняют таблице №2.

Делятся своими наблюдениями над миром взрослых и детей в предложенных произведениях.

В словах Ивана Карамазова и Раскольникова пытаются найти ответы на поставленные преподавателем вопросы.


Отвечают на вопросы, делают вывод. Подводят итог.

Итак, судьма взрослого и ребенка –одно целое. В мире, где страдают взрослые , страдают и дети. Но есть мир, к котором блаженствуют взрослые, и нет им дела до детских страданий.

Этот мир не совершенен, преступен.


регулятивные: формирование навыков поиска ответа на вопросы.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: умение делать выводы

7. Обобщение и осмысление новой темы.

Систематизировать знания, полученные на уроке, понять глубинный, трагедийный смысл рассматриваемой темы.


« Дети делают нас лучше одним соприкосновением с ними. Мы должны родниться с ними каждый час».

В этих словах писателя – не только глубокое знание психологии ребенка и его влияния на взрослых, но и конечно, преклонение перед этим маленьким чудом.

Огромная, отеческая любовь ко всем детям.

- О чем просит Достоевский, к чему призывает?


Предлагает вернуться ко всем этапам урока и постараться ответить на вопрос:

-В чем особенность детской темы в творчестве Ф.М.Достоевского?

-Какая объединяющая основная мысль темы?

-К какому выводу вы пришли: Достоевский продолжает следовать традициям мировой и русской литературы в изображении детской темы или у Достоевского свой неповторимый, индивидуальный подход к теме, свое видение в раскрытии этой недетской проблемы?

Слова Достоевского возвращают ко всем этапам урока, заставляют задуматься над этой вечной темой, такой понятной и родной. Возвращаются к выше сказанному, размышляют над проблемным вопросом О чем просит Достоевский, к чему призывает? и предлагают свои варианты ответов.

Обобщают материал урока, опираясь на предложенные вопросы.

-В чем особенность детской темы в творчестве Ф.М.Достоевского?

-Какая объединяющая основная мысль темы?

-К какому выводу вы пришли: Достоевский продолжает следовать традициям мировой и русской литературы в изображении детской темы или у Достоевского свой неповторимый, индивидуальный подход к теме, свое видение в раскрытии этой недетской проблемы?

Личностные: умение обосновывать и доказывать свою точку зрения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

8. Рефлексия.

Анализ собственной работы. Оценка деятельности обучающихся.

Организует рефлексию.


-Организует самооценку учебной деятельности. (Все ли поставленные задачи выполнены? Тема урока раскрыта?

Обучающиеся усвоили материал урока?)

- Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Оценивает работу на уроке.

Обучающиеся называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили.

Дают оценку полученным знаниям.


Оценивают достижение личных целей урока.


регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


9. Домашнее задание



Обучающимся предлагаются по итогам урока следующие темы домашеих сочинений.

1. Почему плачет дети в произведениях Ф.М.Достоевского?

2. Детская тема- больная тема современного общества.

3. «Через детей душа лечится». Докажите справедливость этого высказывания Ф.М.Достоевского.


Анализируют предложенные темы сочинений.



Личностные:

Осознание того, чему научился

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности



Преподаватель _________________Еналдиева А.К..







Таблица №1. Дети в романе .

Герой

Внешность

Воспитание, соц. Положение семьи

Черты характера

Взаимоотношения со взрослыми

Основные события в жизни маленького героя.

Судьба героя












































Таблица №2. Мир взрослых и мир детей в романе.


Произведение(1 произ-е)

Маленький (ие) герой(и)

Мир добрых взрослых

Мир злых взрослых

«Преступление и наказание»




«Униженные и оскорбленные»




«Неточка Незванова»




«Братья Карамазовы»