СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические методы изучения личности ркбёнка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностические методы изучения личности ркбёнка»

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Елабужский институт (филиал)









ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА КАК ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

(АНАЛИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЯНУША КОРЧАКА В ДОМЕ СИРОТ)


Направление: педагогика


Автор:

Хасанова ДиляраФлюсовна

Руководитель:

Асхадуллина Наиля Нургаяновна,

ассистент кафедры педагогики





Елабуга, 2019

ВВЕДЕНИЕ


В современном мире остро ощущается дефицит воспитанности человека. Наблюдается отчуждение его от ценностей духовной культуры, традиций, национального и общественного сознания, отстранение от идей социального братства и нарастание индивидуализма. Пропаганда распущенности нравов на страницах «желтой» прессы порождает рост насилия, детской преступности и других негативных проявлений кризиса общественного сознания. Понимая, насколько трудным является воспитание личности ребенка, перед педагогами стоит задача подбора эффективных методик воспитания подрастающего поколения. Однако для того, чтобы быть уверенным в эффективности воспитательной работы, педагогу важно знать, что собой представляет тот континент воспитуемых (личностные потребности и возможности каждого), с которым ему предстоит пройти нелегкий путь становления индивида личностью.

Воспитание – это комплексный процесс, включающий в себя цели, задачи, содержание, методы и формы педагогического взаимодействия воспитателя с воспитуемыми, направленный на формирование духовно-нравственных, социальных качеств личности, востребованных в обществе. В педагогической науке отводится значимое место воспитанию подрастающего поколения как ценностной парадигме образования. Несомненно, восхождению на педагогический олимп новой воспитательной технологии способствует не только комплекс методов и средств воспитания личности, но и подборка диагностических методов изучения детей, обеспечивающих раннее распознавание проблем, возникающих в педагогической деятельности и позволяющих выявить уровень воспитанности ребёнка. В связи с этим встаёт проблема: какие диагностические методы изучения личности ребенка будут способствовать эффективности воспитательной работы педагога?

Выбору диагностических методов изучения личности ребенка уделял большое внимание польский педагог Януш Корчак. Он отмечал, что знание ребёнка, человека вообще, являющегося объектом воспитания, – необходимое условие педагогической культуры. Ведь «ребёнок – это сто масок, сто ролей способного актёра» [4, с. 65]. Поэтому одним из важнейших компонентов образовательного процесса в школе является педагогическая диагностика [5, с. 5].

Объект исследования: воспитательная деятельность педагога.

Предмет исследования: диагностические методы изучения личности ребенка.

Целью исследования является раскрытие сущности диагностических методов изучения личности ребенка, использованных Янушом Корчаком в работе с детьми, и определение их места в современной воспитательной системе.

Задачи исследования: на основе анализа педагогического труда Я. Корчака «Дом сирот» выявить основные диагностические методы изучения личности ребенка; показать эффективность предложенных педагогом-воспитателем диагностических методов изучения ребенка с точки зрения современных образовательных стандартов.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ


В педагогической науке понятию "диагностика" педагоги уделяют особое внимание (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сластёнин, И.П. Подласый, В.Г. Максимов, Н.М. Борытко, Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, Н.П. Капустин и др.). По мнению В.С. Аванесова, педагогическая диагностика представляет собой «систему специфической деятельности педагогов и педагогических коллективов, нацеленную на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения» [1, с. 41-43]. В структуре педагогического знания диагностика имеет вполне самостоятельное значение и практическую направленность. Практика – материальная основа для установления «диагноза» и критерий его истинности. Следовательно, педагогическая диагностика подобна зеркалу для педагогической теории, в которой отображается сложнейший процесс формирования личности со своей иерархической структурой, противоречиями, динамикой и соотношением различных компонентов [2, с.61].

К диагностическим методам относят наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности. Воспитательная функция диагностических методов является не основной, а сопутствующей. Их основная функция – оценка степени достижения целей воспитательного процесса [7, с. 407].

Особенно ощутима проблема выбора и использования диагностических методов изучения личности ребенка при работе с «особыми» детьми – сиротами.

Исследования зарубежных и российских учёных показали, что дети, которые воспитываются в условиях детского дома, характеризуются повышенной эмоциональной тревожностью, агрессией, нередко имеют слабое физическое здоровье, психические отклонения и задержки в психическом развитии, отрицательный социальный опыт, отсутствие постоянного положительно окрашенного общения с взрослыми и сверстниками [3].

Выбор методов изучения личности ребенка необходимо осуществлять на основе анализа социальной ситуации. При этом несомненную помощь воспитателю может оказать опыт педагогов прошлой исторической эпохи. Чтобы предусмотреть, что делать сегодня, необходимо знать, что было вчера. В определении диагностических методов изучения личности ребенка нами проведен анализ педагогического труда Януша Корчака «Дом сирот».

Изучение этой работы позволило выделить методы диагностики изучения детей, которые, на наш взгляд, не потеряли своей ценности и на сегодняшний день. Остановимся на некоторых концептуальных положениях педагогической системы Я. Корчака. Педагог отмечал, что необходимо понимать, что дети «думают сердцем, не умом» [4, с. 200], что препятствует взрослым понимать детей. Не следует подбирать слова при общении с ребёнком, важно – говорить искренне, с чувством, не лукавить никогда. Чтобы прийти к таким выводам, нужно обладать искусством наблюдать внимательно, серьёзно; чётко, точно оценивать результаты взаимодействия. Путём постоянного наблюдения за детьми Я. Корчак приходит к выводу: «Собрание детей должно носить деловой характер». Это требует внимательного и ясного выслушивания детей, отсутствия фальши, нажима. Собрание – это не произнесение речей, не сбор детей и способ их разжалобить. Это не галдёж и голосование ради «отделаться». Педагог отмечает, что частые речи и собрания «опошляют данный способ коллективной реакции» [4, с.200].

Я. Корчак предупреждает об осторожности: в толпе абсолютного товарищества не существует [4, с. 201]. Следовательно, если хочешь воспитать коллективную собранность, то к собраниям нужно подходить со строгостью, чётким планом. Но чтобы это было естественно, нужно тренировать дух, волю, настойчивость воспитателю и воспитанникам.

Дом сирот – это место, где порядок и дисциплина являются основополагающими условиями поддержания жизни детей-сирот. Обеспечение порядка возможно только путём систематического и непрерывного наблюдения опытного воспитателя. Благодаря усиленному контролю со стороны воспитателя, его беседам с воспитанниками детского дома, у последних появлялись возможности «творить добро во благо» тех, с кем они оказались в трудные минуты.

Большое значение в выявлении личностных качеств ребенка Я. Корчак отводил организации дежурства детей. В ходе наблюдения за детьми во время дежурства, он приходит к выводу, что ничто так не воспитывает ребенка, как правильно организованное дежурство. «Упорядочение дежурств – это не начало, а окончание организационной работы, не какая-нибудь одна беседа, а несколько месяцев напряжённой работы рук и зоркой творческой мысли» [4, с. 197]. Януш Корчак пишет: «Я видел в интернатах такую невероятную небрежность при распределении обязанностей, что дежурства деморализовывали, выматывали ребят, учили их ненавидеть всякую помощь интернату» [4, с. 197]. Размышления педагога убеждают нас в том, что использованный Я. Корчаком способ организации трудовой деятельности детей в форме дежурства воспитанников детского дома, позволял ему фиксировать изменения, которые происходили в детях и выявлять их отношение к труду и общению в коллективе.

Кроме наблюдения в своей воспитательной практике Я. Корчак проводил эксперимент с использованием метода «почтового ящика», в результате которого он пришел к выводу о пользе письменного общения с детьми [4, с. 192]. По мнению педагога, использование «почтового ящика» «не затрудняет, а наоборот, облегчает словесное общение с детьми». Порой легче написать, чем сказать. Письменная речь более упорядочена и слажена. Благодаря письмам (с вопросами, просьбами, жалобами, извинениями, признаниями) можно понять личные потребности ребенка, дать оценку уровню его развития, воспитанности, обученности.

Также удачным оказался эксперимент Я. Корчака с дневником воспитателя, который находился на доступной для детей полке. Воспитанники могли просматривать записи воспитателя, выявлять ошибки, анализировать своё поведение. Ясность мысли, простота изложения, точность формулировок помогали осознавать и воспитателю, и ребенку прожитый день, выявлять плюсы и минусы этого дня, намечать дальнейшие планы. Ребёнок, изучавший записи в дневнике воспитателя, зачастую задумывался над тем, что плохого и хорошего он совершал за день.

Стоит отметить и предложенный Я. Корчаком метод изучения личности ребенка с помощью "шкафа находок". Использование такого метода давало возможность педагогу зафиксировать, насколько его воспитанники умеют приводить в порядок свои вещи и благодарить за найденные.

Важное место в воспитательной работе с детьми-сиротами Я. Корчак отводил беседе. В процессе организованной беседы педагогу удается собрать более полную информацию об особенностях личности ребёнка и спроектировать траекторию его личностного развития. Однако организовать беседу нужно так, чтобы она пробуждала интерес у ребенка. При этом важно продумать организацию пространства и выбор времени для беседы.

Беседуя с детьми старшего возраста, Я. Корчак делает вывод, что «дети наивны», «они думают, что быть взрослым – это значит делать всё, что хочешь», «они не видят оков на нашей зрелой воле» [4, с.194].

Одним из необходимых диагностических методов изучения личности воспитанников является метод анализа продуктов их деятельности. Использование данного метода диагностики давало возможность Я. Корчаку выявлять трудности, с которыми сталкиваются воспитанники, задумываться над их будущим и определять их жизненные ориентиры. В «Опекунской комиссии» в пример приводится дневник одного воспитанника, который обращён к девочке. Целая гамма чувств прослеживается у мальчика: его переживания, любовь к Геле, нежелание жениться на девочке из дома сирот из-за стыдливых эмоций, мечта путешествовать. Видно, что мальчик овеян чувством свободы. Прослеживается широта его взглядов. Ему недостает обзора. Он жаждет большего … [4, с. 198-200]. На основе данных, которые получал Я. Корчак в ходе беседы, ему удавалось находить эффективные воспитательные средства для формирования мировоззрения воспитанников, их взглядов, мыслей, чувств.

Я. Корчак создаёт специальные условия для воспитания личности детей-сирот, используя интересные воспитательные приемы («шкаф находок», дежурство, «почтовый ящик», «дневник воспитателя» и др.). Обобщая и анализируя результаты воспитательной работы с детьми, он отмечает те изменения, которые происходят с ними. Использование этих приемов позволяло ему выявлять и исправлять свои ошибки в работе с воспитанниками, подбирать необходимые средства и методы воспитания, нацеленные на становление ребенка личностью, нужной в коллективе, а впоследствии обществу.

Я. Корчак в своей жизни сталкивался с множеством трудностей - непонимание, злоба, голод, разочарование. Однако это не сломило педагога, он продолжал воспитывать детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Я. Корчак указывал на то, что важными чертами разумного воспитания являются не только понимание, но и терпимость педагога во взаимоотношениях с детьми, его умения прощать их вследствие этого понимания [8]. Я.  Корчак был одним из величайших педагогов-воспитателей своей эпохи, отдавший всю свою душу и энтузиазм воспитанию детей-сирот.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современное воспитание имеет большие отличия от воспитания прошлой эпохи. Но есть одна вечная истина, о которой необходимо знать и помнить всегда. Это гуманное отношение воспитателя к личности воспитуемого [6]. С точки зрения современных образовательных стандартов гуманизм, человеколюбие и уважительное отношение к воспитуемым является одним из ключевых условий педагогической культуры. Предложенные Я. Корчаком диагностические методы изучения личности ребёнка не потеряли своей актуальности и по сей день. В соответствии с требованиями образовательных стандартов деятельность педагога должна быть ориентирована на построение обучения и воспитания с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей, ценностное отношение к ребёнку, зону его ближайшего развития и выявление траектории его индивидуального развития. Достижению этих целей, без сомнения, будет способствовать комплексная диагностика педагогом личности обучающихся.

Таким образом, диагностика личности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в воспитательной работе Я. Корчака занимала ведущее место. Он прекрасно понимал, что, не изучив индивидуальные особенности воспитанника, его интересы, потребности, трудности, вряд ли удастся помочь ему состояться в этом мире как личности. Благодаря правильно подобранным методам воспитания Я. Корчак как педагог-гуманист добился важных результатов – воспитания у детей доброты, простоты, преданности и дружелюбия. Достичь этого ему удалось на основе постоянного наблюдения, бесед с воспитанниками, анализа продуктов их деятельности, фиксации полученных данных по итогам педагогической деятельности с детским коллективом и выбора эффективных способов поддержки детей в трудных жизненных ситуациях.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Аванесов, В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе/ В.С. Аванесов// Педагогическая диагностика. – 2002. – №1. – С. 41-43.

  2. Голубев, Н.К. Педагогическая диагностика в научной модели мира. Парадигма и философский аспект диагностики – теория познания – общая теория измерений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2014. – №1(26). – С. 55-62.

  3. Захарова, Ж.А. Основные подходы к воспитанию детей-сирот в условиях социокультурной среды детского дома // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2015. – №5. – С. 173-176.

  4. Корчак, Я. Как любить ребёнка: книга о воспитании: пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493 с.

  5. Овсянникова, С.А. Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе: учебно-методическое пособие. – Нижневартовск: изд-во Нижневартовского гуманитарного университета, 2011. – 243 с.

  6. Пантюхина, А.А. Януш Корчак: воспитатель человека // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2016. - №4. – С.46-48.

  7. Сафаргалиев, Э.Р. Проектирование, внедрение и оценка эффективности воспитательной деятельности в образовательной организации: учебно-методическое пособие. – Ульяновск: изд-во Зебра, 2018. – 448 с.

  8. Сиразетдинова,Э.И. Януш Корчак и его концепция любви к детям//Молодёжь и наука. – 2014. – № 3. – С.53.