Ханнанова Зарима Сарваровна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия № 1 г. Белебея
Диагностический подход как научная основа управления
методической работой в современной школе
Кто владеет информацией,
тот владеет всем.
Ли Якокка
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи.
Анализ практики показывает, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования и состоит в том, чтобы получить реальную и, по возможности, наглядную картину действительности.
Сегодня же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной, включая в себя, целый ряд важнейших функций.
Информационная функция - это постоянная информация всех участников педагогического (учебно-воспитательного, методического) процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
Собственно-диагностическая функция - это психолого-педагогическое изучение уровня обученности, воспитанности и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности учителя.
Оценочная функция - это качественная и количественная оценка деятельности администрации школы, каждого педагога и каждого ребенка.
Коррекционная функция - это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития. Следует помнить и учитывать, что вся система позитивных тенденций (ценностей) лежит не вне учителя, а в нем самом.
Ориентационная функция - это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач школы, на устранение тех «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов.
Аналитическая функция - это психолого-педагогический анализ методического и образовательного процессов на всех уровнях их структурной организации как педагогической системы. В отличие от контролирующей функции, направленной лишь на выявление недостатков, аналитическая функция выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном и методическом процессах между условиями и результатами обучения детей и взрослых.
Для повышения объективности и изучения динамики развития важно соблюдать этапность, периодичность.
Этапы педагогической диагностики.
Подготовительный - определение цели, формирование
группы для изучения проблем методической или образовательной
деятельности, инструктаж её членов.
Диагностический - изучение практики управленческой, методической, учебной, воспитательной деятельности, сбор информации по всем аспектам работы.
Аналитический - анализ полученной информации, установка причинно-следственных связей, обеспечивающих успех или затрудняющих педагогический, управленческий, методический и другие процессы в школе.
Заключительный (обобщающий) - формулирование выводов, принятие управленческих решений, оказание практической помощи руководителям различных звеньев внутришкольной методической службы, разработка методических рекомендаций, составление планов и программ по различным направлениям деятельности.
Поскольку необходимо изучить не только исходное состояние объекта, но и промежуточные и конечные результаты, то следует проводить, как минимум, три среза: первичный срез - входной контроль (стартовую диагностику), вторичный - текущий контроль (сравнительную диагностику) и выходной контроль (итоговую диагностику).
Основными диагностическими механизмами являются: собственно диагностика, мониторинг и экспертиза.
Процессы децентрализации, характерные для современной системы образования, дали возможности для экспериментирования и нововведений, обновления различных сторон школьной жизни, но вместе с тем повысили ответственность за результаты образовательного процесса и принятые управленческих решений. Профессиональное управление сегодня должно быть основано только на постоянно поступающей, фиксируемой и достоверной информации о ходе и результатах образовательного процесса, о качестве образования, о состоянии всех школьных систем.
Принципы педагогической диагностики:
целенаправленность и адресность;
изучение конкретного учителя во взаимосвязи с педагогическим коллективом;
соответствие диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики;
системность и непрерывность изучения личности и деятельности ученика и учителя;
обязательный учёт результатов диагностики в дальнейшей деятельности руководителя.
Педагогическая диагностика не может превратиться в самоцель. Ее результаты должны подвергаться тщательному анализу и служить основой для выработки рекомендаций по коррекции и самокоррекции личности и деятельности.
Педагогическая диагностика – важнейшее средство получения управленческой информации.
Методы сбора такой информации: наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, изучение различной документации и так далее.
Показателями результативности диагностики являются:
её системность;
возможность выявления оперативной, точной и объективной: информации о состоянии деятельности педагогического и ученического коллективов;
возможность построения прогноза на основе диагностических данных.
Вторым важнейшим механизмом диагностики является мониторинг. Мониторинг - это системная диагностика и сопоставление полученных результатов с эталоном (стандартом), выявление и анализ оценивание степени и причин отклонений, принятие управленческих решений, оценка и коррекция результативности принятых мер.
Мониторинг качества управления - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным управленческим аспектам на различных уровнях, основными элементами которой является установление критериев, по которым можно судить о достижении целей; сбор данных и оценка конечных результатов и результатов принятых мер.
Мониторинговые процедуры можно разбить на два основных типа: статическая и динамическая.
Статическая процедура позволяет одномоментно снять показатели по одному или нескольким направлениям деятельности образовательного учреждения, сравнить полученный результат с имеющимися нормативами и, определив отклонения, провести углубленный анализ, а затем, разработав веер возможных управленческих решений, принять к исполнению те из них, которые могут быть реализованы, исходя из имеющихся и реально возможных ресурсов. Для осуществления мониторинговых процедур необходимо определить способы замера необходимой информации и критерии оценки.
Мониторинговое отслеживание динамики изменений предполагает неоднократный замер одних и тех же или, наряду с ними, дополнительных характеристик в течение всего цикла деятельности.
Для обеспечения эффективности мониторинга в образовательном учреждении важным становится ряд требований:
полнота,
релевантность
адекватность,
объективность,
точность,
своевременность,
доступность,
непрерывность,
структурированность,
специфичность для каждого уровня мониторинга.
Виды мониторинга:
по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);
по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);
по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);
по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
по формам объект-субъектных отношений (внешний или социальный);
по используемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и другие).
Таким образом, система диагностики (собственно диагностика, мониторинг, самоэкспертиза) является важным фактором в системе управления образовательным учреждением, и особенно -инновационным; фактором, позволяющим сделать работу педагогического коллектива более осмысленной, целенаправленной и результативной.
Диагностический подход реализуется за счет создания системы комплексной диагностики и самодиагностики, самоэкспертизы и мониторинга продвижения как учащихся, так и всего педагогического коллектива на различный этапах деятельности, поэтому позволяет более объективно оценивать результаты управленческой деятельности.
Виды диагностики:
Психологическая диагностика. Позволяет определять психофизиологические особенности, личностные новообразования детей, уровень их подготовленности к школе, уровень сформированности словесно-логического мышления, динамику развития познавательной сферы учащихся, динамику уровня личностной тревожности, степени школьной дезадаптации и многое другое. Проводится школьным психологом.
Логопедическая диагностика. Выявляет нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся, уровень речевого развития и другие показатели. Провидится учителем-логопедом.
Социологическая диагностика. Проводится социальным педагогом.
Педагогическая диагностика учащихся. Включает в себя пакет диагностических методик, позволяющих отслеживать во времени количественные характеристики по 25 важнейшим параметрам, в числе которых уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся, основных математических понятий, основных вычислительных навыков и другие.
Педагогическая (профессиональная) диагностика учителей. Решает задачи определения уровня педагогического мастерства учителей, готовности педагогов к профессиональному развитию, к реализации дифференцированного, личностно-ориентированного и других инновационных подходов.
Организация диагностических исследований, направленных на повышение эффективности образовательной деятельности педагогического коллектива, включает следующие направления работы:
в определение содержания и направлений диагностических исследований;
разработка программы мониторинга;
создание службы диагностики и мониторинга из числа наиболее опытных учителей;
создание банка диагностических методик и измерителей;
осуществление комплексной диагностики профессионализма педагогов и управленческих кадров: профессионально значимых качеств, знаний по предмету, общепедагогического профессионализма (знания, умения, опыт), управленческого профессионализма, обучающей деятельности учителя и другое;
создание банка статистических и отчетных материалов по итогам диагностических исследований;
коррекция деятельности педагога и руководителя на основе полученных данных.
Широкое использование диагностического подхода позволяет создать реальную, достоверную картину состояния инновационной деятельности, уровня развития педагогического коллектива и отдельных педагогов, эффективности принимаемых управленческих решений; помогает сосредоточить внимание руководителей школы на действительно актуальных проблемах, требующих оперативного вмешательства и сопровождения.
Диагностирование переворачивает управленческую пирамиду; и во главу угла ставит личность педагога с его профессиональными запросами и потребностями.