СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностика готовности ребенка к обучению в школе»



















Набор диагностических методик для выявления готовности ребенка к школьному обучению









































Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома.

Интеллектуальная готовность - не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.



























  1. Мотивационная готовность:

Беседа о школе

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника

- выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»



Ключ. Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

1. Да – А, не знаю, нет – Б.

2. А – называет школьные предметы, уроки;

Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

3. А – нет, не хочу.

Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)

4. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

5. А – нет;

Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

6. А – школа А, Б – школа Б

7. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)

Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

8. А – выбор отметки,

Б – выбор игрушки, шоколадки.



Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни.

0. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

1. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

3. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень - обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

Методика Н.И.Гуткиной «Сказка»

Цель: определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.

Возраст: 6-7 лет.

Описание методики: В комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный на­бор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игруш­ка, один кубик, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.

Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал. (см. Приложение 2). На самом ин­тересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется по­играть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно пред­почитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой позна­вательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит  к экспериментатору  и  просит дочитать  сказку,  то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку поло­жить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В слу­чае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитыва­ет сказку и говорит ему, что-либо сказка, либо игрушка.

Интерпретация: В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о доминировании познавательного или игрового мотива в мотивацион­ной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании по­знавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминировании игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рас­сматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую дея­тельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Сказка

ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ * 

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.  Мороз расхвастался:

-   Я   самый   сильный в лесу.    Любого одолею,    заморожу,    в сосульку превращу.

-   Не хвастай, Мороз Васильевич, не, одолеешь? - говорит заяц.

-   Нет, одолею!

- Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили и надумал Мороз заморозить зайца. И гово­рит:

- Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

- Давай, согласился заяц. **

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бе­гу-то не холодно. А то катается по снегу да поет:

Князю тепло,

Князю жарко!

Греет, горит –

Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: "До чего ж крепкий заяц!" А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьям лопа­ется, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с-горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

- Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой хо­дят в белых шубках.

** Чтение прерывается после слов: "Давай, — согласился заяц".



Методика «Заверши предложение» (М.В.Матюхина)

     Цель: Определение спектра мотивов учения.

     Положение. Эта методика являются методами проективного типа. Материал для восприятия (начало предложения, начало рассказа) является стимулом, который включает мотивацию личности. Чем сильнее побуждение, тем чаще оно должно проецироваться. Ответ на эту стимуляцию может быть различным у детей в зависимости от внутренних условий, психических особенностей личности. Такая методика дает возможность изучать личность опосредованно и создает благоприятные условия для проявления мотивации.

     Ход проведения. Испытуемому предлагается завершить предложения:

1)    Я стараюсь …

2)    То, о чем я думаю …

3)    Я был бы рад …

4)    Я надеюсь …

5)    Я уверен …

6)    Я мечтаю …

7)    Я стремлюсь …

8)    Я хочу …

9)    Я не сомневаюсь …

10) Моя цель …

  Обработка данных. Основанием для формулирования выводов служат ответы ребенка. Можно предполагать доминирование познавательного мотива при условии, что частота суждений, указывающих на склонность к занятиям познавательной или интеллектуальной деятельностью (например, «Я стараюсь узнавать больше нового», «Я мечтаю, чтобы у меня было много книг» и т.п.), превышает число суждений, относящихся к другим аспектам школьной деятельности (к примеру, «»Я надеюсь получать только хорошие отметки», «Я не сомневаюсь, что мама купит мне новый портфель» и т.п.).

  1. Интеллектуальная готовность

Тест школьной зрелости Керна - Йирасека

Возраст: Дошкольный 5-7 лет.

Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест

выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления,

слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.

Содержание: тест Керн-Йирасек состоит из 4-х частей:

•а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);

•б) копирование фразы из письменных букв;

•в) срисовывание точек;

•г) опросник.

Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста). Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.


Методика проведения

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп. Внизу вы рисуете группу точек так, как показано на рис. Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию. Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.


Тест “Рисунок человека” 

Задание.

Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть).


Оценивание 

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему. 

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули. 

Копирование фразы из письменных букв 

Задание 

“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”. 
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп.

Оценивание 

1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали). 

2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы. 

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье. 

Срисовывание точек 
Задание 

“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”. 

В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Оценивание 

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение. 

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, чирканье. 

После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – средний уровень;
13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития. 

Опросник. 

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

  1. Какое животное больше – лошадь или собака?
    (лошадь = 0 баллов;
    неправильный ответ = -5 баллов)

  2. Утром мы завтракаем, а днем...
    (обедаем, едим суп, мясо = 0;
    ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

  3. Днем светло, а ночью...
    (темно = 0;
    неправильный ответ = -4)

  4. Небо голубое, а трава ...
    (зеленая = 0;
    неправильный ответ = -4)

  5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
    (фрукты = 1; 
    неправильный ответ = -1)

  6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
    (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
    неправильный ответ = -1)

  7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
    (города = 1; станции = 0;
    неправильный ответ = -1)

  8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
    (правильно показано = 4;
    показано только целый час или четверть часа = 3;
    не знает часов = 0)

  9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
    (щенок, ягненок = 4;
    только один правильный ответ = 0;
    неправильный ответ = -1)

  10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
    (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
    на кошку без объяснения = -1
    на курицу = -3)

  11. Почему во всех автомобилях тормоза?
    (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
    одна причина = 0;
    неправильный ответ = -1)

  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
    (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
    одно подобие = 2;
    неправильный ответ = 0)

  13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
    (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
    одно подобие = 2;
    неправильный ответ = 0)

  14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
    (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
    винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
    неправильный ответ = 0)

  15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...
    (спорт (физкультура) = 3;
    игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
    неправильный ответ = 0)

  16. Какие ты знаешь транспортные средства?
    (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
    только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
    неправильный ответ = 0)

  17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
    (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
    одно или два различия = 2;
    неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0

  18. Почему люди занимаются спортом? 
    (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
    одна причина = 2;
    неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

  19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
    (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;
    он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
    неправильный ответ = 0)

  20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
    (так платят за пересылку этого письма = 5;
    другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
    неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.

Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.

От - 1 до – 10 – ниже среднего.

От – 11 и меньше – низкий показатель.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,

необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.







Методика "Дополнение фраз"

Цель: диагностика способностей детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающей среде(выявление уровня осведомленности)

Дает возможность получить более объективную информацию об осведомленности ребенка, его ориентировке в окружающем.

Инструкция к проведению: "Мы будем сейчас играть с тобой в интересную игру. Я буду говорить тебе начало предложения, а ты его будешь заканчивать. Давай попробуем: " Если кусочек льда принести в комнату, то … Продолжай". Можно задать вопрос: "То, что случится?" Если ребенок не понял правила игры, предложить еще одно предложение.
"Воспитательница похвалила мальчика (девочку), потому, что … После проигрывания ребенку предлагается 10 тестовых фраз.
1. Мальчик весело смеялся, потому что …
2. Если зимой будет очень сильный мороз, то…
3. Если взлететь высоко как птица, то …
4. Девочка стояла и плакала потому, что …
5. Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому, что …
6. Если наступит день рождения, то …
7. Девочка стояла одна около дома, потому, что …
8. Если весь снег растает, то …
9. В комнате погас свет, потому что …
10. Если пойдет сильный дождь, то …

В процессе тестирования не следует торопить ребенка с ответом. Если ему трудно, используйте дозированную помощь, одобрение: "Молодец, ты обязательно ответишь. Ты все знаешь. Не бойся ответить. Как считаешь нужным, так и говори!" Наводящих вопросов задавать не следует. Ответы детей фиксируются в типовом бланке, которые оцениваются в баллах; подсчитывается суммарный показатель, определяется уровень.

Оценка результатов
Ответ считается правильным, если в содержании ответа даны причина или следствие предложенной ситуации. Например: "Мальчик весело смеялся, потому что смотрел мультфильм", "вспомнил, увидел что-то смешное" и т.д. Такой ответ оценивается I баллом. За полупричинный ответ – 0,5 балла (типа "Мальчик весело смеялся, потому что ему было смешно". За неверный ответ или отказ отвечать (типа "потому что снег растаял", "не знаю") – 0 баллов.

Итоговый уровень
Высокий уровень – 8-10 баллов. Дети дополняют все предложения с верной причинностью, допускают не более двух полупричинных ответов.
Средний уровень – 6-7 баллов. Дети принимают правила игры. Содержание ответов носит полупричинный характер, частично установлены причина, следствие.
Низкий уровень – 0-5 баллов. На этом уровне дети часто отказываются дать ответ или дают ответ с неверной причинностью. Например, пятый вопрос: "надо вызвать врача".



Методика заучивания 10 слов( Лурия А.Р.)


Цель диагностики

 Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

 Анализируемые показатели

  • Объем  слухоречевого запоминания;

  • скорость запоминания данного объема слов;

  • объем отсроченного воспроизведения;

  • особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.);

  • особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.

 Возраст.

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

  Источник

 

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.

www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик 4

Оборудование.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно.

Материал.

 Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим: между собой никакой связи.

Стимульный материал.

Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.

Вот несколько вариантов слов для предъявления:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

Процедура исследования

Исследование состоит из нескольких  этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.

Испытуемому дается инструкция:

Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их

послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых:

а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова; можно в любом порядке».

б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, — и те, которые Вы уже назвали и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Набор слов

Порядок предъявления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1











2











3











4











5











6











7











8











9











10






















Общее количество

воспроизведенных слов


Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5—6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.


Обработка результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных.

Протокол методики «Заучивание 10 слов»

Фамилия, имя, отчество —————————————Дата ———Возраст—————
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

Оценка результатов

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.

4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

Интерпретация результатов

По этому протоколу может быть составлена "кривая запоминания". Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид.

Методика «Лабиринт»

Цель: выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации). Оценка производится в «сырых» баллах без перевода в нормализованную шкалу.

Материал представляет собой комплект листов, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», условно указывающие путь к одному из домиков.

Первые два листа (А и Б) соответствуют вводным задачам.

Детям вначале даются две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10 (листы 1-10).

Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. (Проверяющий указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Все найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».

Проверяющий смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй вводной задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1—2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните».

Задача 1 

Задача 2 

 

 

К задаче 3: «Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо дерева (дуба), потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

Задача 3 

 

К задаче 4: «Смотрите на письмо. Надо пройти от травки сначала мимо грибка, потом — мимо ягодок (вишинок), дерева (дуба), потом цветочка. Отметьте домик».

Задача 4 

 

К задачам 5-6: «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его».









Задача 5 

Задача 6 

 

 

К задачам 7-10: «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».

Задача 7 

Задача 8 

 

 

Задача 9 

Задача 10 

 

 

Оценка результатов

При оценке результатов необходимо учитывать номер вы​бранного домика и номер задачи (см. шкалу оценок). В месте пересечения их координат указана оценка (в бал​лах). Номер выбранного домика и оценка заносятся в прото​кол (см. протокол к методике "Лабиринт"). Все оценки сум​мируются. Максимальное количество очков — 44.

Шкала оценок

№ домиков

№ задачи

1

2

3

4

5

6


7

8

9

10

1

1

0

0

1

1

0


0

2

4

0

2

1

0

0

1

1

0


0

2

2

0

3

1

0

0

1

1

0


0

4

0

2

4

1

0

0

1

1

0


2

2

0

0

5

2

0

0

2

4

0


0

0

0

0

6

2

0

0

2

3

0


0

0

2

0

7

4

0

0

4

2

0


2

0

0

2

8

3

0

0

3

2

0


0

2

0

4

9

0

2

4

0

0

1


2

0

4

2

10

0

2

3

0

0

1


0

2

2

2

11

0

3

2

0

0

1


0

0

0

4

12

0

4

2

0

0

1


0

0

0

2

13

0

1

1

0

0

3


4

0

0

4

14

0

1

1

0

0

4


2

2

0

6

15

0

1

1

0

0

2


2

0

0

2

16

0

1

1

0

0

2


2

0

2

2

17










2

2

18










2

4

19










0

0

20










2

0

21










6

0

22










4

0

23










2

2

24










2

0

25










0

0




№ доми-

ков

№ задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

26









2

4

27









0

0

28









2

0

29









0

2

30









0

0

31









4

0

32









2

0

Интерпретация полученных результатов

38-44 балла — дети с детальным соотнесением одновре​менно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.

31-38 — дети с незавершенной ориентировкой на два пара​метра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недоста​точной стойкостью и подвижностью в развитии про​странственных представлений.

24-31 балл — дети с четкой завершенностью ориентиров​ки только на один признак. Им доступно постро​ение и применение пространственных представле​ний простейшей структуры.

18-24 — для этих детей характерна незавершенная ориен​тировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ нагляд​но-образной ориентировки в пространстве.

Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориен​тировки. Они предпринимают попытку найти нуж​ный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с ре​альной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-об​разного мышления.

3 Эмоционально-волевая

 Методика Н.И. Гуткиной «Домик»

Цель: определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Материал: бланк, с левой стороны которого помещена картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Правая сторона бланка оставлена свободной для воспроизведения ребенком образца (рис. 1).

 

Рис. 1

 

Ход работы: с помощью данной методики обследуются дети 6 - 7 лет. Обследование можно проводить как в группе детей, так и индивидуально. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, психолог должен сделать соответствующую запись в протоколе).

Инструкция: «Посмотри, здесь нарисован домик. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно такой же».

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано психологом. По ходу выполнения задания необходимо отмечать отвлекаемость ребенка. Иногда некачественное выполнение вызвано не плохим вниманием, а тем, что ребенок не принял поставленной перед ним задачи «срисовать точно по образцу», что требует внимательного изучения образца и проверки результатов своей работы. О непринятии задания можно судить по тому, как ребенок работает: если он мельком взглянул на рисунок, что-то быстро нарисовал, не сверяясь с образцом, и отдал работу, то допущенные при этом ошибки нельзя относить за счет плохого произвольного внимания.

В случае если ребенок не нарисовал какие-то элементы, ему можно предложить воспроизвести эти элементы по образцу в виде самостоятельных фигур. Например, в качестве образцов воспроизведения предлагаются: круг, квадрат, треугольник и т.п. (различные элементы рисунка «Домик»). Делается это для того, чтобы проверить, не связан ли пропуск указанных элементов в общем рисунке с тем, что ребенок просто не может их нарисовать. Следует также отметить, что при дефектах зрения возможны разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (например, угол дома, соединение крыши с домом и т.д.).

Оценка результатов теста. Проводится в баллах. Баллы начисляются за ошибки, в качестве которых рассматриваются:

а) неправильно изображенный элемент (1 балл). Причем, если этот элемент неправильно изображен во всех деталях рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неправильно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно. Так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл; если же допущены ошибки и в левой, и в правой частях, то ставится 2 балла (за каждую часть по 1 баллу). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, т. е. неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе;

б) замена одного элемента другим (1 балл);

в) отсутствие элемента (1 балл);

г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл).

Безошибочное копирование рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка.

Критерии оценки полученных результатов

1) 0 баллов - высокий уровень развития произвольного внимания;

2) 1 - 2 балла - средний уровень развития произвольного внимания;

3) 3 - 4 балла - уровень ниже среднего;

4) более 4 баллов - низкий уровень развития произвольного внимания

Методика «Да и нет » (Гуткина Н.И.)

Источник: Гуткина Н. И. «Диагностическая программа по определению

психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению».- М.: МГППУ,

2002 - 68 с.

Цель: выявление уровня умения действовать по правилу.

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово

«да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя произносить? Теперь

будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя

произносить слова «да» и «нет».Понятно?»

«+»- правильный ответ «-» - неправильный ответ

№ Вопросы.

1.Ты хочешь идти в школу?

2.Ты любишь слушать сказки?

3.Ты любишь смотреть мультфильмы?

4.Тебе нравится гулять в лесу?

5.Ты любишь играть в игрушки?

6.Ты хочешь учиться?

7.Ты любишь играть во дворе с ребятами?

8.Тебе нравится болеть?

9.Ты любишь смотреть телевизор?

Ты выиграл или проиграл?______________________________________

Вывод:_______________________________________________________

________________________________________________________

Интерпретация результатов:

Ошибок не допущено - хороший уровень

1 ошибка - средний уровень

более 1 ошибки - низкий уровень