Диагностика художественных и творческих способностей в изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста
Цель - достижение оптимального соответствия конкретной развивающей учебной программы психическим особенностям, потребностям, интересам определенной группы детей.
На этапе обучения в течение 1 четверти было проведено два среза выявления
особенностей детского рисования и способности нестандартно,
мыслить, в творческих заданиях.
Для определения уровней художественных и творческих способностей в рисовании, лепке и аппликации были разработаны критерии оценки созданных детьми изображений:
1. Знание цветов и оттенков.
2. Владение изобразительной технологией.
3. Использование нетрадиционных способов рисования.
4. Знание видов искусства.
5. Декоративное прикладное творчество.
6. Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях.
7. Владение техническими навыками (кистью и карандашом).
8. Использование разных художественных материалов.
9. Смешивание красок.
10. Владение ножницами.
11. Навыки и умения в лепке.
В соответствии с критериями определить уровни художественных и творческих способностей в изодеятельности детей.
Уровень %
5 К
начало года
I неделя
низкий
5 Л
8 неделя
13,7
средний
I четверть
81,5
высокий
11,5
4,8
11,6
83,7
80,4
4,8
10,3
81,3
8
8,4
Сравнительный анализ результатов за I четверть показал повышение уровня знаний умений и навыков у детей 2-х классов.
Таким образом, четко вырисовываются разделы изодеятельности по которым дети более активно и творчески работают на занятиях.
- Нетрадиционное рисование.
2. Занятия по лепке и аппликации.
3. Знание цветов и оттенков.
4. Способность нестандартно мыслить в творческих заданиях
(5К - 80%, 5Л - 60,7%).
Прежде всего, следует подчеркнуть, что умение принять и поставить задачу, связанную с проявлением творческих способностей, с позиции предъявленных требований, представляет для многих школьников определенные трудности.
К этим детям относятся в основном дети с неразвитым творческим мышлением и дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Рисунок детей этого уровня отличается бедностью композиции, не выразительностью образов, плохими навыками в смешивании красок и формообразующих движений.
С учетом полученных данных была поставлена задача продолжить давать задания, формирующие художественные способности детей, больше уделять внимание социально - эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей представлений и навыков.
Стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изодеятельности, применяя нетрадиционную технику изображения, новые технологии.
С отстающими детьми, показавшими низкий уровень освоения программы проводить индивидуальные занятия, как в классе, так и в изостудии.
В 1 четверти наряду с традиционными методами и приемами были использованы новые педагогические технологии, а именно, новые развивающие игры и упражнения, нетрадиционные техники способствующие развитию воображения, фантазии.
С этими детьми больше проводилось занятий, развивающие упражнения для
кисти руки.
Давались консультации для родителей по теме лучшего развития мелкой материки и творческого мышления.
К концу четверти после проведения итоговой диагностики художественных и творческих способностей детей математико-статистический анализ показал, что произошло процентное увеличение двух уровней - среднего и высокого и значительное уменьшение низкого уровня знаний, умений, навыков по всем критериям.
Уровни %
5 К
начало четверти
5 Л
конец четверти
низкий
11,5
средний
начало четверти
8,5
конец четверти
83,7
высокий
4,8
10,3
85
5,8
81,3
6,5
8,4
84,2
10
Таким образом, видно, что дети с низким уровнем показания, намного лучше стали рисовать.
Анализ работ детей 5К и 5Л класса, свидетельствует о возможности достижения или более высокого уровня изобразитель культуры, развития художественных и творческих способностей, по сравнению с началом четверти, что свидетельствует о правильности организации процесса обучения.
Таким образом, индивидуальная программа, дает возможность пересмотреть традиционные взгляды на формирование у детей творческих навыков в изобразительной деятельности.
А применение нового подхода к преподаванию
изобразительной деятельности предоставляет
детям проявлять познавательную активность,
инициативу, самостоятельность в творчестве.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!