Салахетдинова Г.В.,
заместитель директора МОУ Ундоровского лицея
Диагностика педагогического мастерства педагога в условиях модернизации содержания образования
В рамках развития системы образования особую роль играет проблема профессионального развития педагога. Современные требования к содержанию профессиональной деятельности, к личности педагога подразумевают умение эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.
Большую смысловую нагрузку несет понятие «педагогическое мастерство», через которое и определяется педагогический профессионализм. Педагогическое мастерство рассматривается и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя.
Особое значение приобретает стремление (готовность) педагогов к постоянному профессиональному росту как основу формирования нового поколения педагогов, владеющих современными компетенциями педагогики, психологии, методологии.
Таким образом, одной из самых актуальных управленческих проблем в школе является руководство профессиональным ростом педагогов, создание условий для творческого развития каждого учителя. Диагностирование профессиональной деятельности позволяет более основательно изучать запросы педагогов и на этой основе организовывать работу с кадрами путем создания целостной системы методической службы на основе анализа состояния учебно-воспитательного процесса.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 году. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Но она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Педагогическая диагностика призвана зафиксировать сегодняшний уровень работы педагогов, определить факторы, которые влияют на формирование тенденций и их устойчивость, что создает основу для прогноза и принятия решений.
Всестороннему изучению педагогических кадров способствует:
наблюдение за работой учителя на уроке и во внеурочное время,
анализ школьной документации,
анкетирование учителей и учащихся,
беседы с учителями,
наблюдение за настроением учителя, манерой общения с коллегами и учащимися, характер бесед с родителями и т.д.
Существуют различные диагностические методики, которые в той или иной степени используются для решения проблемы оценки профессионализма учителя и уровня его профессиональной компетентности.
Мониторинг – необходимый компонент любого эффективного управления. Объектами управления могут выступать условия, процесс, результаты этого процесса, профессиональная деятельность учителя, от которой зависят и результаты учебно-воспитательного процесса.
Мониторинг как инструмент управления профессиональной деятельностью учителя – это непрерывные контролирующие и диагностические действия, позволяющие наблюдать и контролировать по мере необходимости продвижение учителя к профессиональному мастерству.
Модель мониторинга управления профессиональной деятельностью педагогов:
- изучение кадрового состава педагогического коллектива
- учет возрастной категории педагогического коллектива
- характеристика креативности учителей
- динамика творческого развития, профессионального уровня учителей
- сравнительная характеристика профессионального роста учителей
- изучение возможности учителей
- изучение качества ЗУН по предметам
- диагностику педагогического коллектива:
анализ результативности внутришкольного контроля
самоанализ педагогической деятельности учителей
изучение затруднений в работе учителей, диагностическая карта
диагностика уровня педагогического сотрудничества
Мониторинг позволяет установить фактическое состояние педагогического мастерства учителя; определяет его педагогические возможности, пути и средства для перевода учителя на более высокий уровень профессиональных умений. Используя результаты мониторинга можно оказать учителю конкретную помощь. В итоге совершенствуется процесс ВШК.
Педагогический аудит - проведение независимой экспертизы, помощь в непрерывном повышении профессионального уровня учителей, отработка у учителей навыков анализа результатов контрольно-срезовых и тестовых работ, корректировки деятельности с учетом полученных результатов.
Педагогический аудит позволяет осуществить независимый контроль за состоянием преподаваемых предметов, выработать организационно-педагогические рекомендации, направленные на устранение выявленных при анализе аудита недостатков в учебном процессе.
Критериально-ориентированные тесты (авторы Фролова Н.Е., Фролов В.Н.) могут использоваться в качестве средства выявления уровня сформированности профессиональных компетенций педагога. Методика позволяет:
-осуществить самооценку и оценку качества профессиональной деятельности педагога по критериям-компетентностям: предметная, психологическая, педагогическая, методическая, инновационная, общекультурная;
-проанализировать уровень качества педагогической деятельности каждого педагога, школы по отдельным показателям и критериям, так и по всей их совокупности.
Основываясь на результатах анкетирования, администрация делает вывод о том, какой акцент в планировании методической работы нужно сделать: либо на повышении квалификации, осмыслении теории, либо на апробации теоретических идей на практике. Сегодня ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Поэтому повышение педагогического мастерства учителей рассматривается, прежде всего, как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий.
И конечно планированию работы с педагогическими кадрами предшествует диагностическая работа, связанная с выяснением профессиональных затруднений, проблем, возникающих у значительного числа учителей школы. Чтобы выявить существующие проблемы, а также помочь учителю преодолеть трудности, можно использовать «Диагностику спроса и потребностей учителей школы», составленную на основе анкет В.И. Зверевой и П.И. Третьякова, анкету "Способность к саморазвитию" (автор И.В.Зверева).
Анкета для изучения спроса и потребностей учителей
Цель: определить уровень теоретических и практических знаний и умений учителя, необходимых в педагогической деятельности.
| Теоретические знания и профессиональные умения учителя (показатели оценки знаний и умений учителя) | Владею | Владею частично | Не владею |
1 | Знание предмета учителем: - ориентация в целях и задачах науки; - оперирование научной терминологией; - ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов; - владение содержанием современных достижений науки и практики; - представление о роли и месте использования этих знаний в обучении. | | | |
2 | Владение методикой преподавания: - понимание целей и задач обучения учащихся по предмету; - ориентация в учебных планах и программах преподавания предмета; - ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся; - ориентация в новых методах и приемах обучения; - ориентация в новых формах организации обучения. | | | |
3 | Знание психологических особенностей учащихся: - ориентация в психологических особенностях школьников; - учет их при отборе содержания, форм и методов обучения; - понимание роли психодиагностики в развитии учащихся; - ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики школьников. | | | |
4 | Знание теоретических основ педагогики: - понимание целей и задач педагогических взаимодействий со школьниками в процессе их обучения, воспитания и развития; - ориентация в методах педагогической диагностики уровня обученности учащихся; - характеристика уроков разного типа; - ориентация в классификации методов обучения и характеристика каждого из них. | | | |
5 | Знание педагогических технологий: - понимание необходимости управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; - понимание места учителя в учебном процессе; - владение приемами планирования и организации личного труда школьников; - ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности учителя в процессе обучения учащихся. | | | |
6 | Умение пользоваться методами исследовательской работы: - изучение научной, методической литературы, нормативной и школьной документации; - наблюдение; - социологический метод исследования; - метод педагогического эксперимента. | | | |
7 | Умение обобщать собственный опыт. | | | |
8 | Владение методами и приемами самообразования | | | |
Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию
Отвечая на «опросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению: 5 - да: 4 — скорее да, чем нет: 3 - и да, и нет: 2 - скорее нет: I - нет.
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для своего развития.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно отношусь к продвижению по службе.
16. Я выписываю газеты.
17. Я выписываю методическую литературу.
Препятствующие факторы
1. Собственная инерция.
2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей.
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.
5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие информации о себе.
6. Состояние здоровья.
7. Недостаток времени.
8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы
1. Школьная методическая работа.
2. Обучение на курсах.
3. Пример и влияние коллег.
4. Пример и влияние руководителей.
5. Организация труда в школе.
6. Внимание к моей проблеме руководителей.
7. Доверие.
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
9. Занятие самообразованием.
10. Интерес к работе.
11 Возрастающая ответственность.
12. Возможность получения признания в коллективе.
Приложение №3
Параметры и критерии оценки мониторинга профессиональных компетенций и организационных ресурсов
учителя личностно ориентированного образовательного процесса
№ | Характеристики, определяющие успешность учителя | 8-10 баллов – оптимальный уровень | 6-7 баллов – достаточный уровень | 5 баллов и ниже – критический уровень |
1. | Знания в области преподаваемого предмета: ориентация в современных исследованиях по предмету; методология преподавания предмета | Учитель отлично ориентируется в современных публикациях по методологии преподавания предмета; следит за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников | Учитель использует материал педагогических публикаций время от времени — для подготовки докладов, для отчетов. Учитель эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса | Учитель практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук |
2. | Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов | Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности ОП активно использует эти понятия | Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика. Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины - нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем с одним и тем же учеником. | Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика |
3. | Теоретические знания и владение навыками в области требований к организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся | Учитель хорошо разбирается в коррекционных требованиях к организации учебного процесса, постоянно совершенствует свои знания в этом направлении — читает периодику, классические работы. Уроки и класс организованы с учетом этих требований | Учитель недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях. Делает ошибки при организации учебного процесса | Учитель практически не владеет этими знаниями и умениями |
4. | Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета | Учитель имеет в активе разнообразные методы и приемы работы. Учитель целенаправленно использует задания развивающего характера | Такие формы работы учитель использует эпизодически. В основном учитель использует традиционные методики, не слишком заботясь об их разнообразии | Учитель практически не использует социализирующих и развивающих технологий и приемов, предпочитая традиционную форму урока |
5. | Практическое владение приемами эффективного общения | Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников. | Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда умеет дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком | Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следуя принципу директивно-понимающего общения |
6. | Владение управленческими технологиями - педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовать, корректировать и анализировать результаты, применять теоретические знания об ИСУД учащихся на практике - в планировании и организации уроков | Учитель владеет технологиями самоанализа. Умеет выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. | Учитель умеет ставить цели ученику, однако при собственном целеполагании испытывает затруднения. Может проанализировать свою деятельность по предложенному алгоритму и может скорректировать цели, условия учебного процесса. | Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях, ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в организации учебного процесса |
7. | Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент | Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР и сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы | Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве | Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения |
8. | Умение обобщать свою работу в виде отчетов, выступлений, статей | Учитель может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной редактуры | Учитель способен описать свой опыт. Однако для систематизации, структурирования, обобщения, выводов требует помощи | Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом |
9. | Наличие оснащения, необходимого для уровневой дифференциации и идивидуализации учебного процесса | Все дидактическое оснащение кабинета систематизировано, позволяет: - организовать индивидуализацию; - рационально использовать время и пространство учителя и ученика | Оснащение учебного процесса требует систематизации для использования | Дидактическое оснащение требует доработки и по содержанию, и по форме, и по количеству |