СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика педагогического мастерства педагога в условиях модернизации содержания образования

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из самых актуальных управленческих проблем в школе является руководство профессиональным ростом педагогов, создание условий для творческого развития каждого учителя. Диагностирование профессиональной деятельности позволяет более основательно изучать запросы педагогов и на этой основе организовывать работу с кадрами путем создания целостной системы методической службы на основе анализа состояния учебно-воспитательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика педагогического мастерства педагога в условиях модернизации содержания образования»

Салахетдинова Г.В.,

заместитель директора МОУ Ундоровского лицея


Диагностика педагогического мастерства педагога в условиях модернизации содержания образования



В рамках развития системы образования особую роль играет проблема профессионального развития педагога. Современные требования к содержанию профессиональной деятельности, к личности педагога подразумевают умение эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.

Большую смысловую нагрузку несет понятие «педагогическое мастерство», через которое и определяется педагогический профессионализм. Педагогическое мастерство рассматривается и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя.

Особое значение приобретает стремление (готовность) педагогов к постоянному профессиональному росту как основу формирования нового поколения педагогов, владеющих современными компетенциями педагогики, психологии, методологии.

Таким образом, одной из самых актуальных управленческих проблем в школе является руководство профессиональным ростом педагогов, создание условий для творческого развития каждого учителя. Диагностирование профессиональной деятельности позволяет более основательно изучать запросы педагогов и на этой основе организовывать работу с кадрами путем создания целостной системы методической службы на основе анализа состояния учебно-воспитательного процесса.

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 году. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Но она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Педагогическая диагностика призвана зафиксировать сегодняшний уровень работы педагогов, определить факторы, которые влияют на формирование тенденций и их устойчивость, что создает основу для прогноза и принятия решений.

Всестороннему изучению педагогических кадров способствует:

  • наблюдение за работой учителя на уроке и во внеурочное время,

  • анализ школьной документации,

  • анкетирование учителей и учащихся,

  • беседы с учителями,

  • наблюдение за настроением учителя, манерой общения с коллегами и учащимися, характер бесед с родителями и т.д.

Существуют различные диагностические методики, которые в той или иной степени используются для решения проблемы оценки профессионализма учителя и уровня его профессиональной компетентности.

Мониторинг – необходимый компонент любого эффективного управления. Объектами управления могут выступать условия, процесс, результаты этого процесса, профессиональная деятельность учителя, от которой зависят и результаты учебно-воспитательного процесса.

Мониторинг как инструмент управления профессиональной деятельностью учителя – это непрерывные контролирующие и диагностические действия, позволяющие наблюдать и контролировать по мере необходимости продвижение учителя к профессиональному мастерству.

Модель мониторинга управления профессиональной деятельностью педагогов:

- изучение кадрового состава педагогического коллектива

- учет возрастной категории педагогического коллектива

- характеристика креативности учителей

- динамика творческого развития, профессионального уровня учителей

- сравнительная характеристика профессионального роста учителей

- изучение возможности учителей

- изучение качества ЗУН по предметам

- диагностику педагогического коллектива:

  • анализ результативности внутришкольного контроля

  • самоанализ педагогической деятельности учителей

  • изучение затруднений в работе учителей, диагностическая карта

  • диагностика уровня педагогического сотрудничества

Мониторинг позволяет установить фактическое состояние педагогического мастерства учителя; определяет его педагогические возможности, пути и средства для перевода учителя на более высокий уровень профессиональных умений. Используя результаты мониторинга можно оказать учителю конкретную помощь. В итоге совершенствуется процесс ВШК.

Педагогический аудит - проведение независимой экспертизы, помощь в непрерывном повышении профессионального уровня учителей, отработка у учителей навыков анализа результатов контрольно-срезовых и тестовых работ, корректировки деятельности с учетом полученных результатов.

Педагогический аудит позволяет осуществить независимый контроль за состоянием преподаваемых предметов, выработать организационно-педагогические рекомендации, направленные на устранение выявленных при анализе аудита недостатков в учебном процессе.

Критериально-ориентированные тесты (авторы Фролова Н.Е., Фролов В.Н.) могут использоваться в качестве средства выявления уровня сформированности профессиональных компетенций педагога. Методика позволяет:

-осуществить самооценку и оценку качества профессиональной деятельности педагога по критериям-компетентностям: предметная, психологическая, педагогическая, методическая, инновационная, общекультурная;

-проанализировать уровень качества педагогической деятельности каждого педагога, школы по отдельным показателям и критериям, так и по всей их совокупности.

Основываясь на результатах анкетирования, администрация делает вывод о том, какой акцент в планировании методической работы нужно сделать: либо на повышении квалификации, осмыслении теории, либо на апробации теоретических идей на практике. Сегодня ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Поэтому повышение педагогического мастерства учителей рассматривается, прежде всего, как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий.

И конечно планированию работы с педагогическими кадрами предшествует диагностическая работа, связанная с выяснением профессиональных затруднений, проблем, возникающих у значительного числа учителей школы. Чтобы выявить существующие проблемы, а также помочь учителю преодолеть трудности, можно использовать «Диагностику спроса и потребностей учителей школы», составленную на основе анкет В.И. Зверевой и П.И. Третьякова, анкету "Способность к саморазвитию" (автор И.В.Зверева).


Анкета для изучения спроса и потребностей учителей

Цель: определить уровень теоретических и практических знаний и умений учителя, необходимых в педагогической деятельности.


Теоретические знания и профессиональные умения учителя (показатели оценки знаний и умений учителя)

Владею


Владею частично

Не владею

1

Знание предмета учителем:

- ориентация в целях и задачах науки;

- оперирование научной терминологией;

- ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов;

- владение содержанием современных достижений науки и практики;

- представление о роли и месте использования этих знаний в обучении.




2

Владение методикой преподавания:

- понимание целей и задач обучения учащихся по предмету;

- ориентация в учебных планах и программах преподавания предмета;

- ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся;

- ориентация в новых методах и приемах обучения;

- ориентация в новых формах организации обучения.




3

Знание психологических особенностей учащихся:

- ориентация в психологических особенностях школьников;

- учет их при отборе содержания, форм и методов обучения;

- понимание роли психодиагностики в развитии учащихся;

- ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики школьников.




4

Знание теоретических основ педагогики:

- понимание целей и задач педагогических взаимодействий со школьниками в процессе их обучения, воспитания и развития;

- ориентация в методах педагогической диагностики уровня обученности учащихся;

- характеристика уроков разного типа;

- ориентация в классификации методов обучения и характеристика каждого из них.




5

Знание педагогических технологий:

- понимание необходимости управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;

- понимание места учителя в учебном процессе;

- владение приемами планирования и организации личного труда школьников;

- ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности учителя в процессе обучения учащихся.




6

Умение пользоваться методами исследовательской работы:

- изучение научной, методической литературы, нормативной и школьной документации;

- наблюдение;

- социологический метод исследования;

- метод педагогического эксперимента.




7

Умение обобщать собственный опыт.




8

Владение методами и приемами самообразования





Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию


Отвечая на «опросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соот­ветствующие вашему мнению: 5 - да: 4 скорее да, чем нет: 3 - и да, и нет: 2 - скорее нет: I - нет.

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для своего развития.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительно отношусь к продвижению по службе.

16. Я выписываю газеты.

17. Я выписываю методическую литературу.

Препятствующие факторы

1. Собственная инерция.

2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей.

4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.

5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие информации о себе.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы

1. Школьная методическая работа.

2. Обучение на курсах.

3. Пример и влияние коллег.

4. Пример и влияние руководителей.

5. Организация труда в школе.

6. Внимание к моей проблеме руководителей.

7. Доверие.

8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

9. Занятие самообразованием.

10. Интерес к работе.

11 Возрастающая ответственность.

12. Возможность получения признания в коллективе.



Приложение №3

Параметры и критерии оценки мониторинга профессиональных компетенций и организационных ресурсов

учителя личностно ориентированного образовательного процесса


Характеристики, определяющие успешность учителя

8-10 баллов – оптимальный уровень

6-7 баллов – достаточный

уровень

5 баллов и ниже – критический уровень

1.

Знания в области преподаваемого предмета: ориентация в современных исследованиях по предмету; методология преподавания предмета

Учитель отлично ориентируется в современных публикациях по методологии преподавания предмета; следит за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников

Учитель использует материал педагогических публикаций время от времени — для подготовки докладов, для отчетов. Учитель эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса

Учитель практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук

2.

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов

Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности ОП активно использует эти понятия

Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика. Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины - нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем с одним и тем же учеником.

Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика

3.

Теоретические знания и владение навыками в области требований к организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Учитель хорошо разбирается в коррекционных требованиях к организации учебного процесса, постоянно совершенствует свои знания в этом направлении — читает периодику, классические работы. Уроки и класс организованы с учетом этих требований

Учитель недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях. Делает ошибки при организации учебного процесса

Учитель практически не владеет этими знаниями и умениями

4.

Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета

Учитель имеет в активе разнообразные методы и приемы работы. Учитель целенаправленно использует задания развивающего характера

Такие формы работы учитель использует эпизодически. В основном учитель использует традиционные методики, не слишком заботясь об их разнообразии

Учитель практически не использует социализирующих и развивающих технологий и приемов, предпочитая традиционную форму урока

5.

Практическое владение приемами эффективного общения

Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников.

Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда умеет дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком

Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следуя принципу директивно-понимающего общения

6.

Владение управленческими технологиями - педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовать, корректировать и анализировать результаты, применять теоретические знания об ИСУД учащихся на практике - в планировании и организации уроков

Учитель владеет технологиями самоанализа. Умеет выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета.

Учитель умеет ставить цели ученику, однако при собственном целеполагании испытывает затруднения. Может проанализировать свою деятельность по предложенному алгоритму и может скорректировать цели, условия учебного процесса.

Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях, ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в организации учебного процесса

7.

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент

Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР и сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы

Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве

Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения

8.

Умение обобщать свою работу в виде отчетов, выступлений, статей

Учитель может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной редактуры

Учитель способен описать свой опыт. Однако для систематизации, структурирования, обобщения, выводов требует помощи

Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом

9.

Наличие оснащения, необходимого для уровневой дифференциации и идивидуализации учебного процесса

Все дидактическое оснащение кабинета систематизировано, позволяет:

- организовать индивидуализацию;

- рационально использовать время и пространство учителя и ученика

Оснащение учебного процесса требует систематизации для использования

Дидактическое оснащение требует доработки и по содержанию, и по форме, и по количеству