СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностики уровня сформированности экспериментально-исследовательских навыков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анкета "умеете ли вы" (по Е. М. Муравьёву), анкета  "Моё отношение к исследовательской деятельности" (Ю.А. Казимирова) ,  Тест "Определение интенсивности познавательной потребности" (по В.С.Юркевич)

Просмотр содержимого документа
«Диагностики уровня сформированности экспериментально-исследовательских навыков»

Диагностика уровня сформированности экспериментально-исследовательских умений.


Цель: определить эффективность формирования экспериментально-исследовательских умений у обучающихся посредством проектирования.

Критерии и характеристики уровней сформированности исследовательских умений по А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.В. Леонтовича.


Таблица 1. 2 Критерии и характеристики экспериментально-исследовательских умений»


Критерии

Характеристики

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

владение комплексом умений, позволяющим проводить открытие и поиск новых знаний автономно

владение отдельными умениями, позволяющими проводить исследование с поддержкой педагога.

затруднение в выполнении исследовательской работы на всех этапах познавательного поиска.

Эмоционально- оценочный

доминирование внутренних познавательных мотивов учебно-исследовательской деятельности

проявление неустойчивого интереса к учебно-исследовательской деятельности

проявление стойкого интереса к учебно-исследовательской работе. Обучающийся пассивен, не жаждет проявить себя.

Поведенческий

проявляет своеобразность, самостоятельность при выполнении заданий

проявляет оригинальность, самостоятельность при выполнении заданий, но нередко нуждается в помощи со стороны педагога

отказывается от автономности в деятельности, затрудняется при выполнении исследовательских действий. Работает по образцу.






Для диагностики исходного уровня сформированности экспериментально-исследовательских умений подобран диагностический инструментарий, представленный в таблице № 2.


Таблица 2. «Диагностика экспериментально-исследовательских умений»


Критерии

Методики

Когнитивный

Анкета «Умеете ли Вы?» (по Е.М. Муравьеву) – модифицированная

Эмоционально-оценочный

«Не решаемая задача» (Т. И. Шульга, Н. Н. Александрова)

Анкета «Мое отношение к исследовательской деятельности» (Ю.А. Казимирова) – модифицированная.

Поведенческий

Диагностическая карта «Выявление исследовательских умений» (по А.И. Савенкову);

Тест «Определение интенсивности познавательной потребности» (по B.C. Юркевич).


На базе выделенных критериев и характеристик определены 3 уровня сформированности экспериментально-исследовательских умений обучающихся:

- низкий уровень - проявление неустойчивого интереса к экспериментально-исследовательской работе, затруднение в выполнении исследовательских действий на каждом из этапов познавательного поиска, работа, в основном, по образцу, под четким руководством педагога;

- средний уровень - проявление стойкого интереса к экспериментально-исследовательской работе; владение отдельными умениями, которые позволяют проводить изучение с поддержкой педагога; проявление составляющих творчества в выборе темы, способов, представлении итогов познавательного поиска;

- высокий уровень - доминирование внутренних познавательных мотивов экспериментально-исследовательской работы, владение комплексом умений, позволяющим проводить автономный поиск нового знания, проявление оригинальности на каждом этапе исследования, необычный подход к решению возникших проблем.


Оценка имеющегося уровня сформированности экспериментально-исследовательских умений у обучающихся производится с помощью подобранного диагностического инструментария, начиная со второй половины октября в следующем порядке:

1. Наблюдение посредством диагностической карты Александра Ильича Савенкова «Выявление экспериментально-исследовательских умений».

2. Тестирование «Определения интенсивности познавательной потребности» (автор Виктория Соломоновна Юркевич).

3. Анкетирование «Умеете ли Вы?», направленное на выявление знаний и представлений об экспериментально-исследовательской деятельности (по Евгению Михайловичу Муравьеву, модифицированное).

4. Анкетирование с целью выявления эмоционального отношения детей к экспериментально-исследовательской деятельности (автор Юлия Алексеевна Казимирова, модифицированное).

5. Методика «Не решаемая задача» (авторы Татьяна Ивановна Шульга и Наталья Николаевна Александрова).

ПРИЛОЖЕНИЕ


Диагностическая карта «Выявление экспериментально-исследовательских умений» (по А.И. Савенкову)

Цель: выявить исходный уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников.

Карта заполняется по следующим критериям: сформирован, не сформирован или формируется уровень каждого из выделенных умений.

Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения исследовательской деятельности.


Ф.И.

Исследовательские умения обучающихся

Итого



видеть проблемы

задавать вопросы

выдвигать гипотезы

давать определения понятиям

классифицировать

наблюдать

умения экспериментировать

делать выводы и умозаключения


1.











2.











3.











4.












Критерии оценивания:

3 балла – умение сформировано;

2 балла – умение формируется;

1балл – умение не сформировано.

Уровни развития исследовательских умений:

24-21 балла – высокий уровень

20-16 балла – средний уровень

15-10 балла – низкий уровень


Тест «Определение интенсивности познавательной потребности» (по B.C. Юркевич). Цель: выявить уровень познавательной потребности у обучающихся.

Обучающимся предлагается 5 вопросов с тремя вариантами ответов. Ответы «а» соответствуют высокой степени выраженности познавательной потребности, ответы «б» - умеренной и ответы «в» - низкой познавательной потребности.

Инструкция: Ребята, перед Вами лежат бланки для ответов. Я прочитаю пять вопросов, а Ваша задача выбрать ту букву ответа, который Вам ближе.

1.Как часто вы, не отрываясь (час – полтора), занимаетесь какой-нибудь умственной работой?

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

2. Что вы предпочитаете, когда вам задан трудный вопрос «на сообразительность»?

а) помучаюсь, но сам найду ответ;

б) когда как;

в) попрошу подсказать мне взрослых

3.Много ли вы читаете дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) мало или совсем ничего не читаю.

4. Насколько эмоционально каждый из вас относится к интересному для вас занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально;

б) когда как;

в) эмоции ярко не выражены.

5.Часто ли вы задаете вопросы?

а) часто;

б) не очень;

в) очень редко.

Обработка данных. За каждый ответ «а» - 5 баллов, «б» - 3 балла, «в» - 1 балл. Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов:

17—25 баллов — высокий уровень;

12—16 баллов — средний;

меньше 12 баллов — низкий.

17 – 25 – высокий уровень

12 – 16 – средний уровень

0 – 12 – низкий уровень


Анкета «Умеете ли Вы? » (по Муравьеву Е.М)

Цель: выявить уровень знаний и представлений детей об экспериментально-исследовательских умениях. Анкета состоит из 12 вопросов, на которые обучающимся необходимо дать ответ «да» или «нет».

Данная диагностика позволяет выявить уровень знаний обучающихся об экспериментально-исследовательской деятельности, о проектировании, этапах работы:


Анкета «Умеете ли Вы? » (по Муравьеву Е.М) модифицированная.

Умения

Да/+

Нет/-

1. Умею выбирать исследовательскую тему.



2. Умею ставить цели и добиваться их.



3. Умею выдвигать гипотезы.



4.Умею выбирать средства и методы.



5. Умею искать способы достижения цели.



6. Умею планировать свою работу.



7. Умею собирать, обрабатывать и обобщать информацию.



8. Умею подбирать соответствующую литературу к исследованию.



9. Умею проводить эксперимент, наблюдение.



10. Умею формулировать выводы по окончании исследовательской работы.



11. Умею подводить итоги исследовательской деятельности.



12. Умею публично выступать.




Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов – 12.

12-11 «+»- высокий уровень

10-9 «+»- средний уровень

8-5 «+»- низкий уровень


Высокий уровень – ребенок знает этапы работы по проведению эксперимента, умеет выбирать тему исследования, имеет достаточный опыт исследовательской работы. Активен и любознателен, старателен и ответственен. А также проявляет организаторские и творческие способности во время своей деятельности.

Средний уровень – может говорить о наличии определенных представлений об исследовательской работе, наличии опыта по данному направлению. Однако наряду с этим присутствуют сложности в планировании своей работы, этапов эксперимента, в выборе или недостаточной осведомленности по способам достижения поставленной цели или задачи. Активность учащихся не достаточно устойчива и может зависеть от внешних факторов.

Низкий уровень – обучающиеся имеют определенные знания, но преимущественно на теоретическом уровне, отсутствуют или минимальны практические навыки по организации и проведению опытов, экспериментов, исследований. Дети занимают пассивную позицию, у них отсутствуют знания и умения по планированию своей работы.


Методика «Не решаемая задача» (Т. И. Шульга и Н. Н. Александрова)

Цель: изучить особенности проявления волевых качеств обучающихся в исследовательской работе и влияние на них эмоциональности обучающихся.

Особенность проведения данной методики заключается в ее индивидуальном характере. Таким образом, следует отметить, что ее применение в группе, в парах невозможно. Суть технологии находится в том, что проверяемым необходимо решить задачу, у которой решения в принципе не может быть, но об этом знает только экспериментатор.

В процессе работы оценивается уровень самостоятельности обучающихся, их поведение в состоянии затруднения.

Форма протокола


Ф.И. обучающегося

Время сбора картинки

Характер отказа

Причина отказа

Поведение учащихся



1

2

3




1.








2.








3.








4.








5.










«Мое отношение к экспериментально-исследовательской деятельности» (Ю.А. Казимирова)

С целью определения отношения обучающихся к экспериментально-исследовательской деятельности, к исследовательским умениям модифицирована анкета Ю.А. Казимировой. В ее составе 4 вопроса, позволяющих в полной мере судить об отношении детей к исследованиям.

1. «Испытываешь ли ты желание заниматься исследовательской деятельностью?»

а) да, испытываю;

б) очень хотел бы;

в) никогда не думал об этом;

г) нет, меня это абсолютно не интересует.

2. «Какие вопросы ты чаще всего любишь задавать?»

а) интересно, как это сделали?

б) почему так происходит?

в) как он (оно, она) возник?

г) я не люблю задавать вопросы.

3. «Какое участие ты принимаешь в экспериментальной деятельности вне уроков?»

а) я люблю посещать кружок художественного творчества, там мне нравится смешивать краски и экспериментировать с разными материалами;

б) мне нравится заниматься конструированием;

в) я хожу на секцию «Я и природа», там можно что-нибудь рассмотреть в микроскоп;

г) я не принимаю участия в этой деятельности.

4. «Хотел бы ты, чтобы взрослые поддерживали твое желание заниматься исследовательской деятельностью?»

а) да, потому что это очень интересно;

б) да, потому что я хочу узнавать много нового, хочу больше знать;

в) да, потому что мне это пригодиться в старших классах;

г) мне это не нужно, не хочу.

Критерии оценивания:

1 вопрос (1,2 – 2 балла, 3 – 1 балл, 4- 0 баллов);

2 вопрос (1,2,3 -2 балла, 4 – 0 баллов);

3 вопрос (1,2,3 - 2 балла, 4 – 0 баллов);

4 вопрос (1,2,3 – 2 балла, 4 – 0 баллов).

От 0 да 1 балла – низкий уровень.

От 2 до 4 баллов – средний уровень.

От 5 до 8 баллов – высокий уровень.