Диагностика уровня сформированности экспериментально-исследовательских умений.
Цель: определить эффективность формирования экспериментально-исследовательских умений у обучающихся посредством проектирования.
Критерии и характеристики уровней сформированности исследовательских умений по А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.В. Леонтовича.
Таблица 1. 2 Критерии и характеристики экспериментально-исследовательских умений»
Критерии | Характеристики |
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Когнитивный | владение комплексом умений, позволяющим проводить открытие и поиск новых знаний автономно | владение отдельными умениями, позволяющими проводить исследование с поддержкой педагога. | затруднение в выполнении исследовательской работы на всех этапах познавательного поиска. |
Эмоционально- оценочный | доминирование внутренних познавательных мотивов учебно-исследовательской деятельности | проявление неустойчивого интереса к учебно-исследовательской деятельности | проявление стойкого интереса к учебно-исследовательской работе. Обучающийся пассивен, не жаждет проявить себя. |
Поведенческий | проявляет своеобразность, самостоятельность при выполнении заданий | проявляет оригинальность, самостоятельность при выполнении заданий, но нередко нуждается в помощи со стороны педагога | отказывается от автономности в деятельности, затрудняется при выполнении исследовательских действий. Работает по образцу. |
Для диагностики исходного уровня сформированности экспериментально-исследовательских умений подобран диагностический инструментарий, представленный в таблице № 2.
Таблица 2. «Диагностика экспериментально-исследовательских умений»
Критерии | Методики |
Когнитивный | Анкета «Умеете ли Вы?» (по Е.М. Муравьеву) – модифицированная |
Эмоционально-оценочный | «Не решаемая задача» (Т. И. Шульга, Н. Н. Александрова) Анкета «Мое отношение к исследовательской деятельности» (Ю.А. Казимирова) – модифицированная. |
Поведенческий | Диагностическая карта «Выявление исследовательских умений» (по А.И. Савенкову); Тест «Определение интенсивности познавательной потребности» (по B.C. Юркевич). |
На базе выделенных критериев и характеристик определены 3 уровня сформированности экспериментально-исследовательских умений обучающихся:
- низкий уровень - проявление неустойчивого интереса к экспериментально-исследовательской работе, затруднение в выполнении исследовательских действий на каждом из этапов познавательного поиска, работа, в основном, по образцу, под четким руководством педагога;
- средний уровень - проявление стойкого интереса к экспериментально-исследовательской работе; владение отдельными умениями, которые позволяют проводить изучение с поддержкой педагога; проявление составляющих творчества в выборе темы, способов, представлении итогов познавательного поиска;
- высокий уровень - доминирование внутренних познавательных мотивов экспериментально-исследовательской работы, владение комплексом умений, позволяющим проводить автономный поиск нового знания, проявление оригинальности на каждом этапе исследования, необычный подход к решению возникших проблем.
Оценка имеющегося уровня сформированности экспериментально-исследовательских умений у обучающихся производится с помощью подобранного диагностического инструментария, начиная со второй половины октября в следующем порядке:
1. Наблюдение посредством диагностической карты Александра Ильича Савенкова «Выявление экспериментально-исследовательских умений».
2. Тестирование «Определения интенсивности познавательной потребности» (автор Виктория Соломоновна Юркевич).
3. Анкетирование «Умеете ли Вы?», направленное на выявление знаний и представлений об экспериментально-исследовательской деятельности (по Евгению Михайловичу Муравьеву, модифицированное).
4. Анкетирование с целью выявления эмоционального отношения детей к экспериментально-исследовательской деятельности (автор Юлия Алексеевна Казимирова, модифицированное).
5. Методика «Не решаемая задача» (авторы Татьяна Ивановна Шульга и Наталья Николаевна Александрова).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностическая карта «Выявление экспериментально-исследовательских умений» (по А.И. Савенкову)
Цель: выявить исходный уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников.
Карта заполняется по следующим критериям: сформирован, не сформирован или формируется уровень каждого из выделенных умений.
Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения исследовательской деятельности.
№ | Ф.И. | Исследовательские умения обучающихся | Итого |
| | видеть проблемы | задавать вопросы | выдвигать гипотезы | давать определения понятиям | классифицировать | наблюдать | умения экспериментировать | делать выводы и умозаключения | |
1. | | | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | | | |
3. | | | | | | | | | | |
4. | | | | | | | | | | |
Критерии оценивания:
3 балла – умение сформировано;
2 балла – умение формируется;
1балл – умение не сформировано.
Уровни развития исследовательских умений:
24-21 балла – высокий уровень
20-16 балла – средний уровень
15-10 балла – низкий уровень
Тест «Определение интенсивности познавательной потребности» (по B.C. Юркевич). Цель: выявить уровень познавательной потребности у обучающихся.
Обучающимся предлагается 5 вопросов с тремя вариантами ответов. Ответы «а» соответствуют высокой степени выраженности познавательной потребности, ответы «б» - умеренной и ответы «в» - низкой познавательной потребности.
Инструкция: Ребята, перед Вами лежат бланки для ответов. Я прочитаю пять вопросов, а Ваша задача выбрать ту букву ответа, который Вам ближе.
1.Как часто вы, не отрываясь (час – полтора), занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
а) часто;
б) иногда;
в) очень редко.
2. Что вы предпочитаете, когда вам задан трудный вопрос «на сообразительность»?
а) помучаюсь, но сам найду ответ;
б) когда как;
в) попрошу подсказать мне взрослых
3.Много ли вы читаете дополнительной литературы?
а) постоянно много;
б) иногда много, иногда ничего не читаю;
в) мало или совсем ничего не читаю.
4. Насколько эмоционально каждый из вас относится к интересному для вас занятию, связанному с умственной работой?
а) очень эмоционально;
б) когда как;
в) эмоции ярко не выражены.
5.Часто ли вы задаете вопросы?
а) часто;
б) не очень;
в) очень редко.
Обработка данных. За каждый ответ «а» - 5 баллов, «б» - 3 балла, «в» - 1 балл. Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов:
17—25 баллов — высокий уровень;
12—16 баллов — средний;
меньше 12 баллов — низкий.
17 – 25 – высокий уровень
12 – 16 – средний уровень
0 – 12 – низкий уровень
Анкета «Умеете ли Вы? » (по Муравьеву Е.М)
Цель: выявить уровень знаний и представлений детей об экспериментально-исследовательских умениях. Анкета состоит из 12 вопросов, на которые обучающимся необходимо дать ответ «да» или «нет».
Данная диагностика позволяет выявить уровень знаний обучающихся об экспериментально-исследовательской деятельности, о проектировании, этапах работы:
Анкета «Умеете ли Вы? » (по Муравьеву Е.М) модифицированная.
Умения | Да/+ | Нет/- |
1. Умею выбирать исследовательскую тему. | | |
2. Умею ставить цели и добиваться их. | | |
3. Умею выдвигать гипотезы. | | |
4.Умею выбирать средства и методы. | | |
5. Умею искать способы достижения цели. | | |
6. Умею планировать свою работу. | | |
7. Умею собирать, обрабатывать и обобщать информацию. | | |
8. Умею подбирать соответствующую литературу к исследованию. | | |
9. Умею проводить эксперимент, наблюдение. | | |
10. Умею формулировать выводы по окончании исследовательской работы. | | |
11. Умею подводить итоги исследовательской деятельности. | | |
12. Умею публично выступать. | | |
Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов – 12.
12-11 «+»- высокий уровень
10-9 «+»- средний уровень
8-5 «+»- низкий уровень
Высокий уровень – ребенок знает этапы работы по проведению эксперимента, умеет выбирать тему исследования, имеет достаточный опыт исследовательской работы. Активен и любознателен, старателен и ответственен. А также проявляет организаторские и творческие способности во время своей деятельности.
Средний уровень – может говорить о наличии определенных представлений об исследовательской работе, наличии опыта по данному направлению. Однако наряду с этим присутствуют сложности в планировании своей работы, этапов эксперимента, в выборе или недостаточной осведомленности по способам достижения поставленной цели или задачи. Активность учащихся не достаточно устойчива и может зависеть от внешних факторов.
Низкий уровень – обучающиеся имеют определенные знания, но преимущественно на теоретическом уровне, отсутствуют или минимальны практические навыки по организации и проведению опытов, экспериментов, исследований. Дети занимают пассивную позицию, у них отсутствуют знания и умения по планированию своей работы.
Методика «Не решаемая задача» (Т. И. Шульга и Н. Н. Александрова)
Цель: изучить особенности проявления волевых качеств обучающихся в исследовательской работе и влияние на них эмоциональности обучающихся.
Особенность проведения данной методики заключается в ее индивидуальном характере. Таким образом, следует отметить, что ее применение в группе, в парах невозможно. Суть технологии находится в том, что проверяемым необходимо решить задачу, у которой решения в принципе не может быть, но об этом знает только экспериментатор.
В процессе работы оценивается уровень самостоятельности обучающихся, их поведение в состоянии затруднения.
Форма протокола
№ | Ф.И. обучающегося | Время сбора картинки | Характер отказа | Причина отказа | Поведение учащихся |
| | 1 | 2 | 3 | | | |
1. | | | | | | | |
2. | | | | | | | |
3. | | | | | | | |
4. | | | | | | | |
5. | | | | | | | |
«Мое отношение к экспериментально-исследовательской деятельности» (Ю.А. Казимирова)
С целью определения отношения обучающихся к экспериментально-исследовательской деятельности, к исследовательским умениям модифицирована анкета Ю.А. Казимировой. В ее составе 4 вопроса, позволяющих в полной мере судить об отношении детей к исследованиям.
1. «Испытываешь ли ты желание заниматься исследовательской деятельностью?»
а) да, испытываю;
б) очень хотел бы;
в) никогда не думал об этом;
г) нет, меня это абсолютно не интересует.
2. «Какие вопросы ты чаще всего любишь задавать?»
а) интересно, как это сделали?
б) почему так происходит?
в) как он (оно, она) возник?
г) я не люблю задавать вопросы.
3. «Какое участие ты принимаешь в экспериментальной деятельности вне уроков?»
а) я люблю посещать кружок художественного творчества, там мне нравится смешивать краски и экспериментировать с разными материалами;
б) мне нравится заниматься конструированием;
в) я хожу на секцию «Я и природа», там можно что-нибудь рассмотреть в микроскоп;
г) я не принимаю участия в этой деятельности.
4. «Хотел бы ты, чтобы взрослые поддерживали твое желание заниматься исследовательской деятельностью?»
а) да, потому что это очень интересно;
б) да, потому что я хочу узнавать много нового, хочу больше знать;
в) да, потому что мне это пригодиться в старших классах;
г) мне это не нужно, не хочу.
Критерии оценивания:
1 вопрос (1,2 – 2 балла, 3 – 1 балл, 4- 0 баллов);
2 вопрос (1,2,3 -2 балла, 4 – 0 баллов);
3 вопрос (1,2,3 - 2 балла, 4 – 0 баллов);
4 вопрос (1,2,3 – 2 балла, 4 – 0 баллов).
От 0 да 1 балла – низкий уровень.
От 2 до 4 баллов – средний уровень.
От 5 до 8 баллов – высокий уровень.