Игра по русскому языку для 5-11 классов
«ЭКСПЕДИЦИЯ В МИР ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ»
Цель игры: Научиться распознавать и правильно использовать фразеологизмы.
1.Найди пару
Любовь прошла, завяли помидоры | болтливый человек. |
Принц на белом коне | всегда рядом, вместе. |
Рука об руку | голодать. |
Строить глазки | жить в достатке, ни в чем не нуждаться. |
Души не чаять | жить очень бедно. |
Искусство требует жертв | жить очень тихо и неприметно. |
От корки до корки | заниматься бессмысленными делами, расходовать время и силы на то, что не принесет результатов. |
До лучших времен | любить очень сильно, восхищаться. |
Идти в ногу со временем | любовные чувства прошли. |
Тратить время впустую | общаться с кем-то кокетливо, игриво. |
Время лечит | от начала до конца. |
Как сыр в масле | отложить что-либо на неопределенный срок. |
Не жизнь, а малина | подозрительный, малоизвестный человек. |
Положить зубы на полку | пренебрежительный фразеологизм, по-другому, человек-посмешище. |
Сводить концы с концами | радостная жизнь, полная удовольствия. |
Тише воды ниже травы | следить за тенденциями, с годами оставаться современным. |
Дойти до ручки | со временем проходят душевные раны, все плохое забывается. |
Мухи не обидит | сойти с ума, «опуститься», потерять человеческий облик. |
Не пришей кобыле хвост | стереотипный образ «идеального» мужчины. |
Серая мышь | также безобидный человек, но в этом случае речь, скорее, про беззащитного и неспособного дать сдачи человека. |
Темная лошадка | умелый человек, который легко и хорошо мастерит руками. |
Шут гороховый | человек, который не может влиться в коллектив, выглядит и ведет себя «не к месту». |
Язык без костей | человек, неспособный причинить боль, обидеть кого-либо. |
Божий одуванчик | чересчур скромный, неприметный человек. |
Мастер на все руки | чтобы добиться успеха, необходимо приложить достаточные усилия. |
2. Заполни пропуски
Чтобы ________________________ на деловой встрече, Петр заранее подготовил все необходимые документы и репетировал свою речь.
Он всегда ловит ____________________ сразу – работает и занимается спортом в одно и то же время.
Когда его план провалился, он понял, что не стоит _____________________и лучше учиться на своих ошибках.
В этом проекте нам необходимо________________________, чтобы не испортить отношения с клиентами.
На работе у меня было много задач, но я справился и ________________________.
Подсказки:
Чтобы выполнить задания, используйте фразеологизмы: «двух зайцев», «сгладить острые углы», «задирать нос», «не попасть впросак», «не упал в грязь лицом».
Можно использовать эти задания на уроках русского языка или для тренировки в группе!
3. Использование в предложениях
Составьте предложения с фразеологизмами
Пример: «Как корова на льду» — Он себя чувствовал, как корова на льду, когда вышел на сцену.
Фразеологизмы:
«Вешать лапшу на уши» — обманывать.
«Вокруг да около» — говорить не по существу.
«Как снег на голову» — неожиданно.
«Делать из мухи слона» — преувеличивать.
«Искусство требует жертв» - чтобы добиться успеха, необходимо приложить достаточные усилия.
Игра "Фразеологизмы" может быть интересным и познавательным способом узнать больше о русском языке. Вот несколько идей, как можно организовать такую игру:
Ответы
Задание 1
Любовь прошла, завяли помидоры | любовные чувства прошли. |
Принц на белом коне | стереотипный образ «идеального» мужчины. |
Рука об руку | всегда рядом, вместе. |
Строить глазки | общаться с кем-то кокетливо, игриво. |
Души не чаять | любить очень сильно, восхищаться. |
Искусство требует жертв | чтобы добиться успеха, необходимо приложить достаточные усилия. |
От корки до корки | от начала до конца. |
До лучших времен | отложить что-либо на неопределенный срок. |
Идти в ногу со временем | следить за тенденциями, с годами оставаться современным. |
Тратить время впустую | заниматься бессмысленными делами, расходовать время и силы на то, что не принесет результатов. |
Время лечит | со временем проходят душевные раны, все плохое забывается. |
Как сыр в масле | жить в достатке, ни в чем не нуждаться. |
Не жизнь, а малина | радостная жизнь, полная удовольствия. |
Положить зубы на полку | голодать. |
Сводить концы с концами | жить очень бедно. |
Тише воды ниже травы | жить очень тихо и неприметно. |
Дойти до ручки | сойти с ума, «опуститься», потерять человеческий облик. |
Мухи не обидит | человек, неспособный причинить боль, обидеть кого-либо. |
Не пришей кобыле хвост | человек, который не может влиться в коллектив, выглядит и ведет себя «не к месту». |
Серая мышь | чересчур скромный, неприметный человек. |
Темная лошадка | подозрительный, малоизвестный человек. |
Шут гороховый | пренебрежительный фразеологизм, по-другому, человек-посмешище. |
Язык без костей | болтливый человек. |
Божий одуванчик | также безобидный человек, но в этом случае речь, скорее, про беззащитного и неспособного дать сдачи человека. |
Мастер на все руки | умелый человек, который легко и хорошо мастерит руками. |
Задание 2
Чтобы «не попасть впросак» на деловой встрече, Петр заранее подготовил все необходимые документы и репетировал свою речь.
Он всегда ловит «двух зайцев» сразу – работает и занимается спортом в одно и то же время.
Когда его план провалился, он понял, что не стоит «задирать нос» и лучше учиться на своих ошибках.
В этом проекте нам необходимо «сгладить острые углы», чтобы не испортить отношения с клиентами.
На работе у меня было много задач, но я справился и «не упал в грязь лицом».
Задание 3
Когда он начал рассказывать о своих планах на будущее, я понял, что он просто вешает мне лапшу на уши, чтобы выглядеть более убедительно.
Вместо того чтобы сразу перейти к сути вопроса, она долго говорила вокруг да около, отвлекая внимание от главной темы.
Его неожиданное появление на вечеринке стало для всех, как снег на голову, ведь никто не знал, что он собирался прийти.
Она всегда делает из мухи слона, когда речь заходит о мелких проблемах, превращая их в настоящие катастрофы.
Я понимаю, что успех в любой сфере - это не просто, и иногда искусство требует жертв, но я готов идти на эти жертвы ради своей мечты.
Заключение
Эта игра не только развивает знания о фразеологизмах, но и способствует улучшению навыков общения и критического мышления. Удачи в проведении игры!