Дидактические игры: суть, этапы и примеры
В педагогической практике дидактические игры для детей используют в качестве:
одного из методов обучения;
самостоятельной деятельности воспитанников.
В первом случае они активно применяются на занятиях по знакомству с живой природой, развитию речи и формированию базовых математических представлений. С помощью дидактических игр педагоги учат детей классифицировать и систематизировать различные предметы, явления и понятия.
В каждом конкретном случае воспитателем выбирается игра, соответствующая актуальным образовательным целям. Во внеучебное время детям предлагаются варианты для самостоятельной игровой деятельности, в ходе которой также решаются определенные дидактические задачи.
Руководящая роль в обоих случаях отводится педагогу, но степень его участия отличается. Используя дидактические игры с целью обучения, он знакомит воспитанников с правилами, следит, чтобы каждый ребенок принимал участие, подводит итог. При самостоятельной игре детей он больше наблюдает, выступая в качестве одного из участников или арбитра.
Структура дидактических игр
Обучающая игра состоит из нескольких компонентов:
Задача
В зависимости от дидактической цели перед воспитанниками ставится задача, для решения которой им необходимо проявить интеллектуальное напряжение, совершить умственную работу. При выполнении игровой задачи активизируется мышление, тренируется память и развивается наблюдательность.
Выделяют несколько типов задач, с которыми ребенок должен справиться в процессе дидактической игры:
Сравнение предметов по степени проявления того или иного признака (больше – меньше, светлее – темнее, выше – ниже и т. д.).
Классификация предметов, реальных или на картинках, по цвету, размеру, материалу и другим основаниям.
Определение предмета по описанию. Педагог или один из детей называет признаки, по которым остальные должны отгадать вещь или явление.
Тренировка внимания и памяти. Воспитатель предлагает запомнить набор предметов, их расположение, затем просит отвернуться, убирает какую-то вещь или меняет их местами, после чего предлагает детям найти отличия.
Действие
Для решения игровой задачи участникам необходимо выполнить какое-то действие. Педагог при этом следит, чтобы каждый участник проявлял активность, поощряет сплоченность воспитанников, нацеленность на общий результат.
В дидактической игре к действию выдвигается два требования:
оно должно быть направлено на достижение цели;
дети не должны потерять к нему интерес в процессе выполнения.
Еще одно важное условие: участники грамотно организованной дидактической игры не должны подозревать, что она направлена на их обучение.
Правило
Действия выполняются в соответствии с озвученными ребенку рамками. Перед началом игровой деятельности до детей доносятся правила, регламентирующие границы его возможностей при решении задачи: что нельзя делать, что можно и как именно. Сложность выдвигаемых ограничений зависит от возраста воспитанников. Чтобы правила соблюдались без проблем, они должны быть понятными, а сама игра – увлекательной.
Результат
Логичным завершением дидактической игры является достижение ее цели.
Оценка результатов происходит со стороны педагога и со стороны ребенка. Если смотреть на итоги глазами детей, определяется, сколько удовольствия от игры они получили, какие навыки и знания приобрели, какие качества (внимание, память, скорость реакции) прокачали.
Важно, чтобы воспитанники поверили в свои силы и захотели снова испытать радость, связанную с этим увлекательным занятием. Поощрение детей, проявивших себя лучше остальных, послужит стимулом для более активного участия сверстников в следующей игре.
С точки зрения педагога хорошим результатом использования обучающей игры является достижение поставленных целей. Он оценивает, насколько полно дети овладели знаниями и навыками, которые были предметом занятия.
Виды дидактических игр
Основаниями для классификации обучающих игровых занятий могут выступать содержание, тип деятельности, правила, взаимоотношения между участниками, функция педагога.
Дидактические игры для дошкольников делятся на три вида:
Игры с предметами. Детям предлагается сравнить, разделить на группы, объединить по одному из признаков игрушки, фигурки животных, детали конструктора и т. д.
Настольно-печатные игры. В эту группу входят обучающие занятия с использованием парных изображений, пазлов, кубиков или лото с картинками. На базе такого дидактического материала проводятся занятия на развитие внимательности, тренировку памяти, отрабатываются навыки систематизации предметов по различным признакам: по цвету, размеру, назначению, материалу, форме.
Игры со словами. Направлены на речевое развитие воспитанников, расширение кругозора, отработку навыков правильного использования слов и коррекцию произношения. В основе таких дидактических игр лежит сочетание действий и слов. Дети учатся вести диалог с окружающими, грамотно формулировать свои высказывания, увеличивают словарный запас.
Этапы проведения дидактических игр
Деятельность педагога от начала до завершения обучающего игрового занятия включает следующие шаги.
К этому этапу относится определение игры, соответствующей актуальным воспитательно-образовательным задачам, возрасту и уровню подготовки воспитанников, времени проведения (учебное или внеучебное) и т. д.
В процессе подготовки воспитатель подбирает дидактический материал (игрушки, карточки с изображениями, различные предметы).
Правила и действия объясняются с учетом возраста детей:
Младшим дошкольникам наглядно разъясняют ход игры от начала до конца в процессе взаимодействия педагогом.
Для воспитанников среднего возраста называются одно или два базовых правила, остальные моменты уточняются в ходе пробной игры.
Старшим дошкольникам достаточно объяснить правила на словах и вносить необходимые коррективы в процессе.
Реализация дидактической игры.
Чем тщательнее педагог подготовился к игре, тем меньше трудностей возникает при ее проведении. Главное – действия всех участников должны выполняться в соответствии с озвученными правилами.
В процессе обучающей игры воспитатель следит за действиями подопечных, мотивирует их на активное участие, дает пояснения, поощряет успехи, отвечает на вопросы, дает советы.
Организуя дидактическую игру для младшего возраста, педагог берет на себя роль ведущего и демонстрирует, какие действия должны выполняться детьми в соответствии с правилами.
Для воспитанников среднего возраста взрослый объясняет правила в ходе проведения, но не вмешивается в принятие решений.
До старших дошкольников правила доводятся до начала игры, их содержание разбирается совместно с воспитанниками.
Подведение итогов.
На этом этапе педагог называет детей, проявивших себя лучше других, а также поощряет всех участников и мотивирует их быть активнее. Для себя воспитатель отмечает возникшие проблемы и намечает пути исправления допущенных ошибок.