Деятельностный подход в обучении, как средство
развития личности ребёнка
Тема работы, по моему мнению, является актуальной, так как инновационные
процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высоко образованной интеллектуально развитой личности.
Человек XXI века должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому я считаю, что воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы деятельностного подхода к учащимся. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.
Основываясь на утверждении Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность», делаю вывод: «Чтобы знания СТАНОВИЛИСЬ ИНСТРУМЕНТОМ, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ними РАБОТАТЬ, то есть применять, искать условия и границы его применяемости, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя — СОЗДАТЬ ДЛЯ ЭТОГО ВСЕ УСЛОВИЯ».
Цель моей педагогической деятельности – обеспечение качественных знаний по предметам через систему развивающего обучения Эльконина – Давыдова.
Именно, деятельностный подход лежит в основе системы обучения Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова, где « на первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, её «САМОСТРОИТЕЛЬСТВО» в процессе деятельности ребёнка в предметном мире, причём не столько индивидуальной, а в совместной, КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Использование данной системы позволяет развивать познавательный интерес учащихся к предметам, формировать устойчивые знания, умения и навыки, что подтверждается следующими результатами (Приложение )
В разработку технологии «Деятельностный подход в обучении, как средство развитии личности» положены принципы:
Личность ребенка – высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать.
Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения
Воспитание и развитие качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества
Таким образом, конкретизировалась образовательная цель – формирование навыков самостоятельной работы над собой, чтобы школа в жизни ребенка стала точкой отсчета к САМОизменению, восхождением к САМОстоянию, к САМОразвитию, местом, где помогают раскрыть и понять СВОЮ УНИКАЛЬНОСТЬ!
Это предусматривает решение ряда задач, которые перекликаются с задачами концепции лицейского образования:
Организовать ПРОЦЕСС, полноценный, целенаправленный, педагогический, с вовлечением всех участников: ученик-учитель-родитель, чтобы противодействие стало ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ.
Создать среду и возможности для саморазвития, условия для овладения не знаниями, а различными способами деятельности.
Развивать умения приобретать самостоятельно знания
Повышать качества обученности
Эффективно помогать продвижению и подтверждать успехи
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Эта технология направлена на то, чтобы сделать процесс обучения более осмысленным.
Личность ученика — это его внутренний мир. Воспитание личности ученика — это организация помощи ребенку в создании им своего внутреннего мира. На уроках литературного чтения главное кредо для меня и моих учеников заключается в древней мудрости.
Всматривайтесь в привычное — и вы увидите неожиданное. Всматривайтесь в некрасивое — и вы увидите красивое. Всматривайтесь в простое — и вы увидите сложное. Всматривайтесь в малое — вы увидите великое
За этими словами жизненная философия: всматривайтесь, чтобы увидеть, открыть, понять суть вещей.
Творческая проблемная ситуация и организация деятельности учащихся определяют формы уроков.Вот моя любимая система уроков. Начинаю с урока-пролога. Создаётся внутренняя мотивация ко всей теме: ожидание удивления, радости общения с искусством, включается эмоциональная, ассоциативная сферы мышления. Затем урок-диалог (диалог-размышление) — непосредственный контакт с текстом произведения. Работа в позиции читателя. Собственные раздумья. Мобилизация художественного и личного опыта учащихся. Урок-диалог сменяется уроком — исследованием. Ученик работает в позиции автора, следит за движением художественной мысли писателя через ассоциативные образы, через анализ текста. Урок-исследование может иметь следующие формы:
Урок поэтической образности;
Урок поэтических рецептов;
Урок поэтических сносок;
Урок художественного видения.
Заканчивается изучение произведения уроком развития речи, который может иметь форму урока- представления, урока презентации собственных достижений в виде эссе, сочинения миниатюры, стихотворения или стихотворных малых форм: эльфхен, синквэйнов, диаманта (или двойного синквейна),лимериков, акростихов и акротекстов, верлибров. Дети стали писать, не боясь, выражать свои мысли. Это первые шаги, первые творческие опыты. Собственные тексты помогают детям увидеть окружающий мир, развивают мышление, учат самовыражению. Ведём работу по созданию альманаха с творческими работами детей. Творческие работы моих учеников постоянно печатаются в школьном журнале «Мы» В конце года каждый получит в подарок альманах. (Приложение статья в журнале «Мы») Станут ли в будущем эти дети поэтами? Не знаю, но могу надеяться, что готовлю детей к большому творчеству, развивая в них чувство прекрасного, и тем самым готовлю их к любому творчеству в жизни.