СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностный подход, как средство развития личности ребёнка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема работы, по моему мнению, является актуальной, так как инновационные  

процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высоко образованной интеллектуально развитой личности.

 Человек XXI века должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому я считаю, что воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы деятельностного подхода к учащимся. Научить  ребёнка  плавать  можно  только  в  воде,  а  научить  ребёнка  действовать  можно  только  в  процессе  деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход, как средство развития личности ребёнка.»

Деятельностный подход в обучении, как средство
развития личности ребёнка


Тема работы, по моему мнению, является актуальной, так как инновационные

процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высоко образованной интеллектуально развитой личности.

Человек XXI века должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому я считаю, что воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы деятельностного подхода к учащимся. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.

Основываясь на утверждении Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность», делаю вывод: «Чтобы знания СТАНОВИЛИСЬ ИНСТРУМЕНТОМ, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ними РАБОТАТЬ, то есть применять, искать условия и границы его применяемости, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя — СОЗДАТЬ ДЛЯ ЭТОГО ВСЕ УСЛОВИЯ».

Цель моей педагогической деятельности – обеспечение качественных знаний по предметам через систему развивающего обучения Эльконина – Давыдова.

Именно, деятельностный подход лежит в основе системы обучения Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова, где « на первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, её «САМОСТРОИТЕЛЬСТВО» в процессе деятельности ребёнка в предметном мире, причём не столько индивидуальной, а в совместной, КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Использование данной системы позволяет развивать познавательный интерес учащихся к предметам, формировать устойчивые знания, умения и навыки, что подтверждается следующими результатами (Приложение )

В разработку технологии «Деятельностный подход в обучении, как средство развитии личности» положены принципы:

  • Личность ребенка – высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать.

  • Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения

  • Воспитание и развитие качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества

Таким образом, конкретизировалась образовательная цель – формирование навыков самостоятельной работы над собой, чтобы школа в жизни ребенка стала точкой отсчета к САМОизменению, восхождением к САМОстоянию, к САМОразвитию, местом, где помогают раскрыть и понять СВОЮ УНИКАЛЬНОСТЬ!
Это предусматривает решение ряда задач, которые перекликаются с задачами концепции лицейского образования:

  1. Организовать ПРОЦЕСС, полноценный, целенаправленный, педагогический, с вовлечением всех участников: ученик-учитель-родитель, чтобы противодействие стало ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ.

  2. Создать среду и возможности для саморазвития, условия для овладения не знаниями, а различными способами деятельности.

  3. Развивать умения приобретать самостоятельно знания

  4. Повышать качества обученности

  5. Эффективно помогать продвижению и подтверждать успехи



Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Эта технология направлена на то, чтобы сделать процесс обучения более осмысленным.

Личность ученика — это его внутренний мир. Воспитание личности ученика — это организация помощи ребенку в создании им своего внутреннего мира. На уроках литературного чтения главное кредо для меня и моих учеников заключается в древней мудрости.

Всматривайтесь в привычное — и вы увидите неожиданное. Всматривайтесь в некрасивое — и вы увидите красивое. Всматривайтесь в простое — и вы увидите сложное. Всматривайтесь в малое — вы увидите великое

За этими словами жизненная философия: всматривайтесь, чтобы увидеть, открыть, понять суть вещей.

Творческая проблемная ситуация и организация деятельности учащихся определяют формы уроков.Вот моя любимая система уроков. Начинаю с урока-пролога. Создаётся внутренняя мотивация ко всей теме: ожидание удивления, радости общения с искусством, включается эмоциональная, ассоциативная сферы мышления. Затем урок-диалог (диалог-размышление) — непосредственный контакт с текстом произведения. Работа в позиции читателя. Собственные раздумья. Мобилизация художественного и личного опыта учащихся. Урок-диалог сменяется уроком — исследованием. Ученик работает в позиции автора, следит за движением художественной мысли писателя через ассоциативные образы, через анализ текста. Урок-исследование может иметь следующие формы:

  • Урок поэтической образности;

  • Урок поэтических рецептов;

  • Урок поэтических сносок;

  • Урок художественного видения.

Заканчивается изучение произведения уроком развития речи, который может иметь форму урока- представления, урока презентации собственных достижений в виде эссе, сочинения миниатюры, стихотворения или стихотворных малых форм: эльфхен, синквэйнов, диаманта (или двойного синквейна),лимериков, акростихов и акротекстов, верлибров. Дети стали писать, не боясь, выражать свои мысли. Это первые шаги, первые творческие опыты. Собственные тексты помогают детям увидеть окружающий мир, развивают мышление, учат самовыражению. Ведём работу по созданию альманаха с творческими работами детей. Творческие работы моих учеников постоянно печатаются в школьном журнале «Мы» В конце года каждый получит в подарок альманах. (Приложение статья в журнале «Мы») Станут ли в будущем эти дети поэтами? Не знаю, но могу надеяться, что готовлю детей к большому творчеству, развивая в них чувство прекрасного, и тем самым готовлю их к любому творчеству в жизни.