СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация гласных О - Е в слогах, словах, предложениях, тексте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепить у учащихся навыки различения звуков  О - Е.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных О - Е в слогах, словах, предложениях, тексте.»

Тема: Дифференциация гласных О-Ё в слогах, словах, предложениях, тексте.

Цель: закрепить у учащихся навыки различения звуков "О" - "Ё".

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- закрепить знания детей о гласных;

- закрепить умение выделять и дифференцировать твердые и мягкие согласные;

- различать фонемы "О" - "Ё" по все признакам фонематического и звукобуквенного анализа, соотносить звук с определенной буквой;

Коррекционные - развивающие:

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- ответов на вопросы;

- развивать артикуляционный аппарат; общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

Коррекционные -воспитательные

- воспитывать любовь к природе, уважение друг к другу,

- формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки - отгадки, образцы правописания букв Оо, Ёё; таблица со словами; картинки опорные к тексту, мячик; индивидуальные зеркала, цветные карандаши, рабочие тетради, цветные карандаши, рабочие тетради, карточки.

  Ход занятия:

I. Организационное начало занятия.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересное занятие. Работаем

активно, поднимаем ручки и получаем звёздочки. А сейчас разомнём немного наш язычок.

1.Артикуляционная гимнастика:

улыбка, трубочка, вибрация губками, вкусное варенье, дятел, лошадка.

2. Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной парой звуков и букв нашего алфавита, но прежде ответьте на мои вопросы:

какое сейчас время года? (зима)

какое сегодня число? (9 декабря)

день недели? (вторник)

кто мне может назвать гласные буквы? (а, о, и, у, э, е, ё, ю, я, ы)

кто знает почему наши гласные делятся на 2 ряда? ( гласные 1ряда: А О У Ы Э -эти буквы, находясь рядом с согласными их не смягчают; гласные 2ряда Е Ё Ю Я И - смягчают, а после гласных, после ЬЪ и в начале слова обозначают 2 звука ).

II. Основная часть.

1. - А сейчас послушайте внимательно загадки:

1) С длинными ушами, но не заяц,

Серый, но не волк,

Упрямый, но добрый,

С копытами, но не лошадь? (Ослик)

- Какой первый звук в слове ОСЛИК? (о — гласный, 1 ряда, не смягчает согласные).

2) Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот быстрых ножек?

Это наш приятель: (Ёжик)

- Какой первый звук в слове ЁЖИК? (ё — гласный, 2 ряда, смягчает согласные).

А ещё ребята, Ё состоит из двух звуков. Кто знает каких? ([й,о] – [й,] + [о] = ё )

2.  Сейчас я буду называть слоги, а вы будете из палочек выкладывать, что вы слышите О или Ё: со, тё, ло, мё, ко, ёл, алё, кло.


3. Чтение слов по таблице. Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их хором.

вол – вёл нос – нёс

ров – рёв воз - вёз

Ребята, что происходит с согласным, когда после него идет гласный звук "Ё"? (Согласный становится мягким)..

4. - А теперь открываем тетради, записываем число . Я буду говорить слова, а вы в строчку записываете буквы О или Ё, смотря какую вы услышите в слове:

Сом, мёд, лом, лёд, лодка, вёсла, ёрш, лошадь, волк, бочка, лён, перепёлка.


5. Физминутка:

сейчас я буду произносить звуки гласные, а вы будете показывать их:

Ё – руки вверх

О – колесо перед собой

У – вперёд

И - подпрыгнуть

А – в стороны

А теперь, я называю слова, а вы показываете только буквы Ё и О.


6. -А сейчас у вас на столах есть картинки. Я попрошу вас отдать картинки с буквой О — ослику, а с буквой Ё- ёжику.

7.  Работа с карточками:

Сейчас мы с вами соединим пары слогов (одна пара — с буквой О, вторая пара — с буквой Ё).

МО

РЁ

ВЁ

РО

ВО

ЛО

КО

КЁ

ФЁ

МЁ

ФО

ЛЁ

8. - Следующее задание будет немного сложнее и вы должны будете догадаться какая буква пропущена в слове и соединить слово с нужной буквой.

нес..м

 

д..рни

гв..здь

п..ле

сер..жки

вар..ный

св..кла

прыж..к

к..чка

м..чка

п..л..т

п..в..зка

пл..х..й

п..в..з

9.-  Игра с мячиком. Измени слова по образцу: ведро – вёдра.

Укажи слова среднего рода, обозначив их по образцу:

стекло –

___________

село –

___________

седло –

___________

весло –

___________

колесо –

___________

звезда –

___________

зерно –

___________

клён –

___________

дупло –

___________

гнездо –

___________


10. Работа с текстом ''Ёжик''

- Прослушайте рассказ. Запомните слова с гласными О и Ё и весь текст.

Ёжик.

Взял Лёня корзинку и пошёл собирать яблоки.

Насобирал почти полную корзину.

Потянулся за следующим яблоком.

Мимо пробегал ёжик.

Увидел ёжик корзинку с яблоками,

Наколол все яблоки на иголки и убежал.

Лёня оглянулся, а яблок в корзинке как и не было.

- В каких словах гласная Ё стоит в начале слова?

- Назовите имя мальчика. Кто собрал все яблоки из корзинки? Как произносим согласную в словах с буквой Ё?

- Кто сможет рассказать историю по картинкам?

- Построим схему предложения из текста: Взял Лёня корзинку и пошёл собирать яблоки.

III. Итог. 

-Ребята с какими мы сегодня буквами работали? (О и Ё). Перед буквой О согласная — твёрдая, а перед Ё — согласные смягчаются.



5