1.Сообщение темы занятия ЛОГОПЕД: Сегодня к нам на занятие пришел шалунишка Саша и принес интересные игры (Презентация). За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть картинки, а в конце занятия вы сможете из этих частей собрать целую картину. - Какие согласные звуки вы слышите в имени Саша? 2.Дыхательная гимнастика «Поможем Саше надуть шарик» Вдох носом, на выдохе произносим с-с-с (шарик сдувается) Вдох носом, на выдохе произносим ш-ш-ш (надуваем шарик) ЛОГОПЕД: Итак, с какими звуками мы будем сегодня работать? 3.Сравнительная характеристика звуков Первое задание Саши – сравнить звуки [С] и [Ш] ЛОГОПЕД: -Вспомните, какие по характеру звуки [С] и [Ш]. Чем они похожи, чем отличаются? -Звуки [с] и [ш] согласные - когда мы их произносим воздух встречает преграду (язычок). Они оба твёрдые, глухие. -Отличаются тем, что при произнесении звука [с]- кончик языка опускается за нижние зубки (↓), а когда мы произносим звук [ш]- кончик языка за верхними зубками (↑) У звука [С] есть мягкий братик – [С’], а звук [Ш] всегда твердый. Живут эти звуки в разных буквах. Звук [с] в букве С, а звук [ш] в букве Ш. -Молодцы ребята. На доске появляется первый фрагмент картинки. 4.Дифференциация изолированных звуков. Саша очень любит играть в Шифровальшиков – это профессия людей, которые читают зашифрованные письма. Второе задание – прочитать зашифрованные схемы Игра «Шифровальщики» — Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка: ↑↓↓, ↑↑↓, ↑↓↑, ↓↑↑, ↓↑↓, ↓↓↑ На доске появляется второй фрагмент картины. 5. Дифференциация звуков в слогах. Игра «Эхо» Третье задание – повторить в правильном порядке слоги. са-ша-са ас-аш-ас шо-со-шо ош-ос-ош су-су-шу ус-ус-уш На доске появляется третий фрагмент картины. 6.Пальчиковая гимнастика «Строители» Рядом с нами, за углом, | Сгибают и разгибают пальцы на обеих руках | Дружно строят новый дом | Пальцы соприкасаются подушечками, ладошки образуют «крышу» | Каменщик, маляр, электрик, Сварщик, плотник | Загибают пальцы одновременно на обеих руках | и сантехник. | Хлопок в ладоши | 8.Дифференциация звуков в словах. Четвертое задание – «Произнеси новое слово» а) Замена звука С на звук Ш (слова-паронимы) сок — ... басня — ... миска — ... сутки —... каска — ... усы — ... На доске появляется четвертый фрагмент картины. б) Раскладывание картинок Пятое задание – «Разложи инструменты по полочкам» ЛОГОПЕД: -Ребята, вы не забыли, что Саша-то у нас шалунишка – очень любит поиграть, пошалить. Вот и сейчас он зашел в гараж к папе и так получилось, что Саша раскидал все инструменты. Давайте поможем Саше разложить инструменты на свои полочки. На доске появляются две полочки __________ ↑ ___________↓ -Скажите, какие инструменты мы положим на верхнюю полочку, а какие на нижнюю? Почему? На доске появляется пятый фрагмент картины. 9.Физкультминутка «Разные профессии» Я - шофер - помыл машину, | Левая рука на поясе, круговые движения правой рукой («Моют стекло») | Сел за руль и выгнул спину. | «Крутят» руль | Загудел мотор, и шины Зашуршали у машины. | Движение «моталочка» | Подметает дворник двор, Убирает дворник сор. | Имитация работы с метлой | Наш охранник на посту Смело смотрит в темноту. | «Смотрят» из-под ладони | А сапожник сапоги Для любой сошьет ноги | Маршируют на месте | К сапогам прибьет подковки | Кулачок правой руки стучит по ладони левой | И – пляши без остановки. | Руки на поясе, по очереди выставляют правую и левую ноги на пятку | 10. Чтение слогов (Презентация) Шестое задание – прочитай слоги и слова. ЛОГОПЕД: Когда вы сравнивали звуки, вы сказали, что звук [С] живет в букве С, а звук [Ш] в букве Ш. Сейчас прочитаем слоги и слова с этими буквами. 11.Звуковой анализ слова а) Звуковой анализ слова СУШКИ б) Составление слова СУШКИ из букв разрезной азбуки. На доске появляется шестой фрагмент картины. 12.Дифференциация звуков в предложении. Заучивание скороговорки по мнемосхеме, с глазодвигательной гимнастикой. Седьмое задание – выучить скороговорку Сапожник сшил сапожки, сапожки для сороконожки. На экране в презентации появляется мнемосхема. - Молодцы! И с этим заданием вы справились. На доске появляется седьмой фрагмент картины. 13.Дифференциация звуков в тексте (Посчитать сколько предложений в тексте) Логопед читает текст, голосом выделяя конец предложения. У Саши мама швея. Маму зовут Светлана. У неё дома есть швейная машинка. Мама Саши настоящая мастерица! То шорты сошьет, то рубашку. Для первого предложения составляем схему. На доске появляется восьмой фрагмент картины. |