Дифференцированный зачет
По предмету: Обществознание
Очная форма обучения
I курс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольно – измерительный материал по учебной дисциплине «Обществознание» предназначен для реализации государственных требований к уровню подготовки студентов по профессии 238.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). Проводится в форме дифференцированного зачёта.
Дисциплина предусматривает изучение таких разделов как: «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе», «Основы знаний о духовной культуре человека и общества», «Социальные отношения», «Политика как общественное явление».
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:
- знать/понимать биосоциальную сущность человека; тенденции развития общества; необходимость регулирования общественных отношений и др.;
- уметь характеризовать основные социальные объекты; анализировать актуальную информацию о социальных объектах; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов и др.; оценивать действия субъектов социальной жизни; формулировать собственные суждения по определенным проблемам и др.
Проверочная работа по окончании изучения дисциплины позволяет преподавателю определить уровень усвоения теоретических знаний и оценить умения и навыки практического применения знаний полученных на аудиторных и внеаудиторных занятиях.
Аттестационные материалы содержат 37 вопросов для подготовки студентов к зачёту. Содержание вопросов соответствует учебному плану, который рассчитан на 72 часа аудиторной и 78 часов максимальной учебной нагрузки студентов.
Вопросы для подготовки к зачёту предоставляются студентам за месяц до окончания учебного года. Вопросы составлены простым и ясным для понимания зачёта. Вопросы содержат общие краткие рекомендации, что облегчает подготовку студентов.
Задания составлены для 4-хвариантов, в тестовой форме, по 30 заданий для каждого варианта, которые предусматривают проверку теоретических знаний и практических умений (установления причинно-следственных связей, формулирования субъективной оценки и суждения и др.). Составлены различные типы тестовых заданий: с выбором одного или нескольких правильных ответов, на соотношение терминов и их определений и др.
Зачёт предполагает как проверку знаний, так и умений работы с первоисточником. К каждому из документов представлены вопросы, на которые следует дать письменный ответ.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ
Человек, индивид, личность.
Свобода как условие самореализации личности.
Социализация личности.
Деятельность.
Проблема познаваемости мира.
Межличностное общение и взаимодействие. Конфликты.
Общество как система.
Многовариантность общественного развития.
Основные институты общества.
Общественный прогресс.
Особенности современного мира.
Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.
Наука в современном мире.
Образование в жизни современного человека и общества.
Мораль как элемент духовной культуры.
Религия как феномен культуры.
Искусство в жизни людей.
Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль.
Социальный статус, имидж, престиж.
Социальный контроль и самоконтроль.
Девиантное поведение.
Значение здорового образа жизни.
Социальная стратификация. Проблемы бедности.
Молодежь как социальная группа.
Семья как малая социальная группа. Демографическая ситуация в РФ.
Этнические общности.
Политика как общественное явление.
Государство как политический институт.
Правовое государство, понятие и признаки.
Демократия.
Личность и государство.
Политические лидеры и ведомые.
Гражданское общество и государство.
Выборы в демократическом обществе.
Политические партии.
Роль СМИ в политической жизни общества.
ВАРИАНТ 1.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
1. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, называется:
1) цивилизацией,
2) обществом,
3) культурой,
4) формацией;
2. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Наука о прошлом человечества:
1) история,
2) социология,
3) психология,
правоведение;
3. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Революция и реформа – это:
1) социальные институты,
2) формы общественных преобразований,
3) элементы общества как системы,
виды социальных связей;
4. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Отличие деятельности человека, от деятельности животных
1) носит узко специализированный характер,
2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей,
3) целенаправленность,
4) всегда носит индивидуальный характер;
5. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Характеристика человека, отражающая его социальную сущность:
1) индивидуальность,
личность,
индивид,
элита;
6. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Развитие общества называется:
1) социальной стратификацией,
2) общественной мобильностью,
3) социальной революцией,
4) общественным прогрессом;
7. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Сфера жизни общества, включающая в себя отношения людей в процессе производства материальных благ:
1) экономическая,
политическая,
социальная,
духовная;
8. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признак индустриального общества:
ведущая роль сельского хозяйства,
слабый уровень разделения труда,
промышленное производство,
решающее значение сферы услуг в экономике;
9. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Культура - это…
1) сфера жизни общества,
2) правила поведения в обществе,
3) все виды преобразовательной деятельности человека и общества, её результаты;
10. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Показатели духовности человека:
активная жизненная позиция,
обладание высшим образованием,
приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям;
11. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Проявления политической жизни:
банкротство предприятий,
социальная дифференциация,
принятие закона,
восстановление храмов;
12. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признаки демократического режима:
административно-командные методы управления,
господство исполнительной власти,
контроль за жизнью общества,
гарантии прав меньшинств;
13. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Экономика» - это:
1) организация хозяйства по территориальному признаку,
2) прожиточный минимум человека,
3) система общественного производства;
14. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Основа экономических отношений — это…
отношения собственности на средства производства,
пропорциональное распределение продукта между участниками производства,
высокий уровень развития науки и техники;
15. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Показатель эффективности производства:
уровень зарплаты рабочих,
условия труда,
производительность труда;
16. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Товар – это:
любое изделие или продукт питания,
вещь, обладающая высоким качеством,
продукт труда, предлагаемый для обмена путем купли-продажи, удовлетворяющий общественные потребности;
17. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Социальная структура общества определяет отношения между:
1) членами общества и государством,
2) собственниками производства и государством,
3) разными слоями населения,
4) членами различных обществ;
18. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Социальная стратификация — это:
признаки социального расслоения, неравенство,
концепция о всеобщем стремлении граждан к трудовым достижениям,
чувство любви к своему социальному слою;
19. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Теория социальной стратификации основывается на:
уровне дохода,
отношении к собственности,
профессиональном уровне,
отношении к власти;
20. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Армия как социальный лифт:
воспитывает гражданские качества,
предоставляет возможность двигаться вверх,
открывает путь к престижным профессиям;
21. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Фактор, объединяющий людей в социальную группу:
коллективное владение собственностью,
общий интерес,
совместное проживание;
22. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Причина маргинализации:
переход современного общества на стадию постиндустриального развития,
бедность, безработица, неустроенность,
всеобщая грамотность населения;
23. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Особенность эволюции современной социальной структуры российского общества:
изменение социального статуса многих элементов социальной структуры: их возрождение или деградация,
улучшение положения многих социальных групп,
появление новых социальных групп,
уничтожение социальных слоев и групп;
24. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Отношения между большими социальными группами людей - это:
управление,
политика,
дипломатия;
25. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Понятие «социальная структура общества» включает:
пол,
национальность,
место жительства,
профессия,
год рождения,
возраст,
класс,
умственные способности,
все вышеперечисленно;
26. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА В СКОБКАХ:
Игровая, трудовая, научная, индивидуальная – это____________________________________
(сферы общественной жизни, виды деятельности, направления творчества);
27. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ социальных институтов и сфер жизни общества:
1) государство,
2) религия,
3) производство,
4) семья;
а) экономика,
б) политика,
в) духовная культура,
г) социальные отношения;
28. ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Объект деятельности:
водители поливочных машин,
поливные машины,
грядки картофеля,
помидоры и огурцы в теплицах,
технические приспособления,
пшеничное поле,
земледельцы;
29. ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Верно суждение об обществе:
1) любое общество развивается гармонично,
2) общество и природа взаимосвязаны,
3) общество является прогрессирующей системой,
4) в первобытности общества не существовало;
30. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Характерная черта диалога как формы
общения:
1) наличие субъекта и объекта,
2) коммуникация через посредника,
3) сопоставление точек зрения.
ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
ЗАДАНИЕ № 1.
Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Можно ли это правило считать моральной нормой? Или же это высшая моральная ценность?
На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают короткий ответ: «Деньги». Есть, конечно и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.
ЗАДАНИЕ № 2.
Объясните отличие таких духовно-нравственных категорий как «эгоизм» и «альтруизм».
ЗАДАНИЕ № 3.
Выскажите сво отношение к практике защиты чести и достинства личности в суде. Почему компенсация причин нного морального ущерба имеет, как правило, денежное выражение?
ВАРИАНТ 2.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
1. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Часть света или территории, имеющая границы и пользующаяся суверенитетом:
цивилизация,
общество,
страна,
государство;
2. ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Науки о человеке и обществе, отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях:
экономика,
социология,
психология,
правоведение,
история;
3. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому:
прогресс,
революция,
регресс,
эволюция;
4. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Омоним понятию «общественный прогресс»:
социальная революция,
общественный регресс,
общественное развитие,
социальная мобильность;
5. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Сфера жизни общества, включающая в себя отношения людей по поводу власти:
экономическая,
политическая,
социальная,
духовная;
6. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признаки информационного общества:
формирование рыночной экономики,
рост социального неравенства,
развитие средств массовой коммуникации,
формирование демократического государства;
7. ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Факторы, формирующие духовный мир человека:
СМИ,
религия,
мораль;
8. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Показатели уровня развития духовной культуры:
объём создаваемых в обществе духовных ценностей,
качество духовной продукции,
достижения духовной культуры,
степень доступности к ценностям культуры;
9. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Действия политической власти:
организация фестиваля народной музыки,
решение об участии страны в международной миротворческой деятельности,
собрание членов акционерного общества,
заключение договора между работниками;
10. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признаки тоталитарного режима:
государственный суверенитет,
источником власти является народ,
всесторонний контроль за жизнью общества,
свобода прессы;
11. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Политическая деятельность человека:
трудоустройство,
проведение кинофестиваля,
благотворительная акция,
участие в выборах;
12. ВЕРНЫ ЛИ СУЖДЕНИЯ о разделении властей:
А. Для того, чтобы государство хорошо защищало права граждан, необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти.
Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.
верно только А,
верно только Б,
верны оба суждения,
оба суждения не верны;
13. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признак рыночной экономики:
свободное ценообразование,
использование новых технологий,
высокое качество продукции,
внешнеэкономическая деятельность государства;
14. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Функций рынка НЕ является:
1) обеспечение полной занятости,
2) регулирование общественного производства,
3) обеспечение связи производителей и потребителей,
4) учёт затрат на производство продукции;
15. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Вид рынка, на котором формируется спрос и предложение на легковые автомобили:
рынок труда,
рынок товаров и услуг,
рынок средств производства,
рынок капиталов;
16. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Называние налога на товары, ввозимые из-за границы:
подоходным налогом,
таможенной пошлиной,
налогом на имущество,
налогом на прибыль;
17. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА В СКОБКАХ: Социальная группа – это__________(класс, страна, производственное объединение, семья, этническая общность);
18. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Социальные общности образуют:
социальную дифференциацию,
социальную мобильность,
социальную структуру;
19. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Социальная группа - это:
любая совокупность индивидов, объединенных общим интересом,
объединение людей, основанное на коллективном владении средствами производства,
группы людей, различающихся по их месту в системе общественного производства;
20. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Социальная опора тоталитарной власти:
пролетариат,
буржуазия,
люмпены;
21. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Социальная стратификация – это:
система страт,
стремление людей к повышению социального статуса,
переезд в другую местность;
22. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Люмпены – это:
квалифицированные рабочие,
кустари-одиночки,
слои населения, на входящие в определенный класс;
23. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Переход из одной общественной группы и другую:
1) карьера,
2) социальная мобильность,
3) номенклатурная судьба;
24. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Социальная группа — это:
люди, объединенные общим интересом,
любой коллектив, с которым индивид соотносит свое поведение,
люди, работающие на одном предприятии;
25. ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ, используя слова в скобках:
Реформа, модернизация, революции – это _____________ (формы развития, виды деятельности);
26. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ сфер общественной жизни и их составляющих
1) экономическая,
2) политическая,
3) духовная,
4) социальная;
а) взаимодействие социальных групп и слоев,
б) деятельность государственных организаций,
в) мораль, религия, философия, деятельность научных и религиозных организаций,
г) отношения в процессе производства;
27. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Результат учебной деятельности:
учителя,
компьютерное обеспечение,
знание основ наук,
наглядные пособия,
учащиеся,
умения применять знания,
практические навыки;
28. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Свобода человека предполагает:
1) высокий социальный статус,
2) достижения совершеннолетия,
3) практическая полезность,
4) целеполагание;
29. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Проявление противоречивости общественного прогресса:
1) глобальные проблемы современности,
2) интернационализация высшего образования,
3) улучшение условий жизни людей,
4) колебания цен валютного рынка;
30. ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ суждений об обществе:
1) общество является статической системой,
2) общество является совокупностью индивидов и орудий труда,
3) все элементы общества взаимосвязаны друг с другом,
4) общество является частью природы.
ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1.
Считаете ли вы актуальной проблему подготовки молодёжи к браку? Является ли серьёзное отношение к обязанностям будущих супругов неприменным условием благополучной семьи?
ЗАДАНИЕ № 2.
Опираясь на знания общестоведческого курса, курса права и социальный опыт, приведите примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, и тех, которые поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением.
ЗАДАНИЕ № 3.
Существует мнеие: «Брак – это не контракт между двумя людьми, брак – это контракт между супружеской парой и обществом». Выскажите своё отношение к этому суждению.
ВАРИАНТ 3.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Качественное своеобразие материальной, духовной и социальной жизни той или иной группы народов стран на определенном этапе развития:
цивилизацией,
обществом,
культурой,
формацией;
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Науки о человеке и обществе поведение человека, процессы восприятия, мышления, запоминания являются:
экономика,
социология,
психология,
правоведение,
история;
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Преобразования, осуществляемые властью:
революция,
регресс,
прогресс,
реформы;
ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ, используя слова в скобках:
Только деятельности человека свойствен________________________характер (инстинктивный, творческий, орудийный, совместный);
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Черты, характерные для личности:
особенности строения тела,
общественная активность,
особенности темперамента,
состояние здоровья;
6. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признак общественного прогресса:
неизменность общественной жизни,
переход от высшего к низшему,
переход от низшего к высшему,
цикличность развития;
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Сфера жизни общества, включающая в себя взаимодействие классов, групп и слоев:
экономическая,
политическая,
социальная,
духовная;
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признаки традиционного общества:
существование общины,
участие народа в общественной жизни,
занятие основной массы народа в сфере услуг,
признание в качестве главной ценности прав и свобод личности;
9. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Культура - это:
характеристика жизни общества,
правила поведения в обществе,
все виды преобразовательной деятельности человека и общества, её результаты;
10. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Критерии духовности человека:
активная жизненная позиция,
обладание высшим образованием,
приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям;
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Политические отношения - это:
обмен и распределение продуктов производства,
власть в обществе,
потребление материальных благ,
производство духовных ценностей;
ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ, используя слова в скобках:
Форма правления, при которой глава исполнительной власти избирается всенародным голосованием, называется ___________________ (парламентская республика, президентская республика, абсолютная монархия, парламентская монархия);
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признаки демократического режима:
политический плюрализм,
государственное принуждение,
гласность,
идеология;
ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ, используя слова в скобках:
Политическая партия _______________(участвует в борьбе за власть, является частью социальной структуры общества, определяет рыночные цены, взимает налоги с населения)
15. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Значение конкуренции:
приводит к снижению налогов,
ведет к застою,
уравновешивает спрос и предложение,
приводит к снижению объёмов производства;
16. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Предмет купли-продажи на фондовой бирже:
иностранная валюта,
ценные бумаги,
недвижимость,
потребительские товары;
17. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Рыночная цена устанавливается:
продавцами товара,
покупателями товара,
в результате взаимодействия спроса и предложения,
производителем товара;
18. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Государственный бюджет – это:
финансовый отчет правительства,
перечень планируем государством доходов и расходов,
сумма расходов правительства за предшествующий год,
расчет прибылей и убытков государства;
19. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Общественная оценка статусу или должности:
авторитет личности,
социальный престиж,
норма;
20. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признак прирожденного статуса человека:
квалификация,
социальное происхождение,
национальность,
образование;
21. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Положение человека, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением:
престиж,
социальный статус,
авторитет;
22. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Социальная роль – это:
действия, которые должен выполнять человек, занимающий определенное место в обществе,
взаимодействие человека и общества;
23. ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ, используя слова в скобках:
Изменить социальный статус __________ (нельзя; можно в цивилизованном обществе; легче в той стране, которая менее развита);
24. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Социальный статус человека определяется:
другими людьми,
отношением к Родине,
правами собственности;
25. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Адаптация – это:
принятие ценностей социального окружения,
проявление инициативы,
отсутствие реакции на мнение окружающих;
26. ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ, используя слова в скобках: Община, класс, нация, сословие – это _______________(страты, социальная структура общества, классовое деление);
27. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕМ.
1) интересы,
2) потребности,
3) убеждения,
4) мотивы;
а) занятия человека, его труд,
б) устойчивые взгляды на мир, идеалы, принципы,
в) побуждения к деятельности,
г) ценности определённой группы людей,
д) осознаваемая человеком нужда в чём-либо.
28. ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Субъекты строительной деятельности:
плотники,
каменщики,
строящийся дом,
крановщики,
подъемные краны,
правила техники безопасности,
строительные материалы;
29. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Элемент культурной сферы общественной жизни:
1) традиция,
2) техника,
3) власть,
4) государство;
30. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Явление массовой культуры возникает на этапе:
1) возникновения государства,
2) индустриального общества,
3) догосударственной истории,
4) крушения цивилизации.
ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1.
Преставители старшего покаления считают, что значительная часть современной молодёжи не живёт, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид.
Как вы относитесь к этой точке зрения? Поясните свою позицию.
ЗАДАНИЕ № 2.
«Человек, не состоящий в браке и не владеющий профессией, продолжает оставаться ребёнком в самом широком смысле слова», - пишет социолог. Согласны ли вы с этим выводом? Почему?
ЗАДАНИЕ № 3.
Сравните два определения понятию «молодёжь»:
«Молодёжь – покаление людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции».
«Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».
Противоречат ли эти определения друг другу или дополняют одно другое? Свой вывод поясните.
ВАРИАНТ 4
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
1. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ:
цивилизация,
общество,
культура,
формация;
2. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Наука о человеке и обществе производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, система рыночных отношений:
экономика,
социология,
психология,
правоведение,
история;
3. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Форма общественного прогресса:
стагнация,
застой,
модернизация,
социализация;
4. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Особенность свойственная человеку:
творческая активность,
обменные процессы,
работа органов чувств,
действие механизмов наследственности;
5. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Характеристика человека, отражающая его неповторимое своеобразие и отличие от других людей:
индивидуальность,
личность,
индивид,
элита;
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Переход от доиндустриального общества и индустриальному, осуществляющийся путём комплексных реформ, растянутых во времени:
революция,
реформа,
прогресс,
модернизация;
7. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Сфера жизни общества, включающая в себя мораль, религию, философию, научные организации:
экономическая,
политическая,
социальная,
духовная;
8. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Переход от индустриального общества и информационному обществу сопровождается:
происходит замена ручного труда машинным производством,
возрастает значение науки и образования,
увеличивается роль аграрно-сырьевого сектора в экономике,
формируется демократическое государство;
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Причины появление массовой культуры:
переориентацией производства на массового потребителя,
изобретением телевидения,
кризисом элитарной культуры в начале XX в.;
10. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Субкультура – это:
культура преступного слоя общества,
культура, имеющая свою мировоззренческую окраску,
особая форма организации молодежи со своими обычаями, нормами, ценностями,
верны все определения;
11. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. основная функция государства:
политический плюрализм,
командно-административные методы управления,
поддержание общественного порядка и стабильности в обществе,
подчинение закону самим государством, его органами и должностными лицами;
12. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признаки демократического режима:
наличие свободной прессы,
полное подчинение личности государству,
милитаризация общественной жизни,
отсутствие конституционных прав и свобод;
13. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признаки правового государства:
наличие профессионального аппарата управления,
верховенства права,
существование законодательного органа,
суверенность государства;
14. ВЕРНЫ ЛИ СЛЕДУЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ о типологии политических партий:
По идеологическому принципу партии делятся на
А. массовые и кадровые.
Б. консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические.
верно только А,
верно только Б,
верно и А, и Б,
оба суждения неверны;
15. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Основная причина безработицы:
монополизация экономики,
сокращение численности населения,
спад производства,
увеличение числа частных предприятий;
16. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Доход, облагаемый налогом:
пенсия,
стипендия,
заработная плата,
пособие по безработице;
17. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Спрос – это:
потребность покупателя в товаре,
количество товара, которое может удовлетворить желание покупателей,
количество денег, имеющееся у покупателя для приобретения товара,
потребность в товаре и способность его купить;
18. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Государство в условиях рынка:
формирует обязательные для всех предприятий задания,
поддерживает социально незащищенные слои населения,
несёт материальную ответственность за результаты деятельности частных предприятий,
выплачивает заработную плату работникам предприятий различных форм собственности;
19. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Социальный статус – это:
действия, которые должен выполнять человек в обществе,
положение человека в обществе в соответствии с его положением,
особые качества человека;
20. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признак приобретённого статуса:
квалификация,
национальность,
пол,
образование;
21. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Степень признания личных и деловых качеств человека:
1) престиж,
2) социальный статус,
3) авторитет;
22. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Социальная адаптация - это:
процесс приспособления человека к изменившейся социальной среде,
уход человека от контактов с действительностью в мир собственных переживаний,
стремление изменить окружающую действительность;
23. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Авторитет человеку придают:
личные качества характера и деловые качества,
должность,
место работы;
24. ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ, используя слова в скобках:
Субъект, объект, цель, средства, результат – это_______________ (признаки процесса, элементы деятельности);
25. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ названий наук и предметом их изучения:
1) антропология,
2) политология,
3) психология,
4) история,
5) философия;
а) государственное устройство, режимы правления,
б) прошлое человечества, закономерности развития общества,
в) общие законы развития природы, общества и человека,
г) происхождение и эволюция человека,
д) поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания;
26. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Свобода человека предполагает:
1) высокий уровень благосостояния,
2) уважение прав других людей,
3) участие в демократических выборах,
4) наличие образования;
27. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признак практической деятельности:
1) преобразование природы,
2) наличие целеполагания,
3) преобразование мировоззрения людей,
4) социальное взаимодействие;
28. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Признак диалога как формы общения:
1) равный социальный статус участников,
2) признание равенства мнений участников,
3) наличие конфликта,
4) доминирование одной точки зрения;
29. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Цель культуры:
1) удовлетворение потребностей человека,
2) формирование человека как личности,
3) развитие национальной культуры,
4) развитие экономики;
30. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Средства строительства:
строящийся дом,
плотники
каменщики,
специальные приспособления,
крановщики,
подъемные краны,
строительный раствор.
ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1.
В России из года в год растёт количество студентов ВУЗов, однако многие выпускники долгое время не могут найти работу по специальности. Вместе с тем, остаются вакантные рабочие места, требующие лишь среднего профессионального образования. В чём по вашему мнению, причина этих явлений и какие меры общество и государство должно предпринять для подготовки специалистов различных образовательных уровней?
ЗАДАНИЕ № 2.
В последние годы большое развитие получило платное обучение. Чем это объясняется? Каковы последствия введения платного обучения? Каково, на ваш взгляд, должно быть соотношение между платным и бесплантым обучением?
Опираясь на свой опыт, сформулируйте, что нужно изменить в системе образования для того, чтобы обеспечить качество знаний?
ЗАДАНИЕ № 3.
В современных дискуссиях об образовании всё чаще используются такие словосочетания как: «знание-понимание», «знание-размышление» и др. Какое содержание, мна ваш взгляд, вкладывается в них, есть ли достаточные основания для выделения этих характеристик знания?
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
№ | ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
1 | 1 | 4 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2,5 | 3 | 1 |
3 | 2 | 3 | 4 | 3 |
4 | 3 | 2 | творческий | 1 |
5 | 2 | 2 | 2 | 1 |
6 | 4 | 3 | 2 | 4 |
7 | 1 | 1,2,3 | 3 | 4 |
8 | 3 | 2 | 1 | 2 |
9 | 3 | 2 | 3 | 1 |
10 | 3 | 3 | 3 | 4 |
11 | 3 | 4 | 2 | 3 |
12 | 4 | 1 | парламентская республика | 1 |
13 | 3 | 1 | 1 | 2 |
14 | 1 | 1 | участвует в борьбе за власть | 2 |
15 | 3 | 2 | 3 | 3 |
16 | 3 | 2 | 2 | 3 |
17 | 3 | класс | 3 | 4 |
18 | 2 | 3 | 2 | 2 |
19 | 3 | 3 | 2 | 2 |
20 | 2 | 1 | 2 | 1 |
21 | 2 | 3 | 2 | 3 |
22 | 1 | 3 | 1 | 1 |
23 | 1 | 2 | можно в цивилизованном обществе | 1 |
24 | 2 | 1 | 1 | элементы деятельности |
25 | 7 | формы развития | 1 | г, 2- а, 3- д, 4-б, 5-в |
26 | виды деятельности | г, 2-б 3-в 4-а | социальная структура общества | 2 |
27 | 1-б , 2- в,3-а, 4-г | 6 | а, 2- д, 3-б,г, 4-в | 1 |
28 | 3,4,6 | 4 | 1,2,4 | 2 |
29 | 2,3 | 1 | 1 | 2 |
30 | 1 | 1,2,3 | 2 | 4,6,7 |