Тема:Г.Андерсен Дикие лебеди
Цели: Продолжение знакомства с произведением Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”;Работа над техникой и выразительностью чтения;Развитие внимательности, памяти, умения работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы;Расширение и обогащение словарного запаса обучающихся;Воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим.
Ход урока
Оргмомент.- . Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы
Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Спинку ровненько держу.
Все я знаю, все скажу.- Итак, за работу!
В какой стране жил великий сказочник?
Швеция;
Германия;
Дания.
В каком возрасте мальчик научился читать?
В 4 года;
В 7 лет;
В 9 лет.
Где учился ХансКристиан?
В лицее;
В пансионе;
В школе для бедных.
Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена?
“Гадкий утенок”;
“Золотой гусь”;
“Снежная королева”.
Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля?
Международным женским днем;
Международным днем детской книги;
Днем Святого Валентина.
(31322).
- Какое получили число? (Пятизначное – 31.322).
- Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь. (В 11 лет).
- Хорошо.
- Давайте вспомним краткое содержание прочитанного, а (Юля) в это время расставит иллюстрации в хронологическом порядке.
Первые 5 иллюстраций, а остальные развешены по классу
- Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля (с. 119, 1-й абзац).
- Какими представляет автор принцев и Элизу?
- Как в литературе называется такое вступление? (Экспозиция).
- Поясните? (Исходная ситуация, которая подготавливает восприятие читателя).
- Что следует дальше? (Завязка – начало событий).
- Перескажите.
- С каких слов начинается развитие событий? (с. 121, 2-я часть, чтение 3-го абзаца).
- А теперь расскажите о ее блуждании по лесу.
- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? Найдите и прочитайте (с. 122, 1–2-й абзацы).
- А как вы думаете, это было случайностью? Почему?
- Что сделала наша героиня?
- Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог).
- А вот как это выглядит в экранизации одноименного м/ф.
III. Просмотр эпизода м/ф (рассказ братьев о своей жизни в другой стране).
IV. Беседа по содержанию.
- Что заметили? (Рассказ ведут несколько братьев).
- Какие чувства испытывают братья, произнося свою речь?
- Ну и каков же выход из данной ситуации?
- Молодцы, очень хорошо.
- Проверяем работу (Юли) и даем краткое описание эпизода. (Работа по картинному плану).
V. Словарная работа.
Раздается стук в дверь.
- Войдите. Ой, ребята, кто это? (Звездочет).
Звездочет: Здравствуйте, ребята! Да, я действительно звездочет. Вижу удивление на ваших лицах. Я попал к вам не случайно, меня отправила сюда моя сестра Фата-Моргана. А вы знаете, кто она? (Дети отвечают).
Звездочет: Правильно. Что она сделала для Элизы? Вот и я вам помогу лучше понять содержание сказки и дать лексическое значение устаревших слов:
Хижина (с. 861)
Епископ (с. 187)
Минуло (с. 357)
Холст (с. 867)
Утес (с. 842)
Шествие (с. 895)
Чары (с. 877)
Покои (с. 550)
Грифель (с. 145, 144)
- С некоторыми словами вы уже знакомы, давайте их вспомним. (1-й столбик слов).
- А как узнать лексическое значение новых слов? (Обратиться к толковому словарю).
- Кто мне в этом поможет? (Работают со словарями).
- Ну спасибо, молодцы! Вы такие удальцы. До новых встреч.
VI. Физминутка.
Пожалуйста зажмурьте глазки, досчитайте до 5-ти и представьте себя птицами.
Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками).
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Крылья в стороны разводим,
Л лопатки вместе сводим.
Вправо – влево наклонились,
И вперед назад прогнулись.
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады
Приступать к работе надо.
VII. Работа в учебнике.- Ребята, как называется момент наивысшего напряжения в произведении? (Кульминация).
- Давайте выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонацию, перечитаем этот момент. (Выразительное чтение – с. 128–132).
- Посмотрите внимательно на картинный план, дополните его иллюстрациями, соответствующими кульминации.
Иллюстрации 6 и 7
- Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).
- Сколько раз они приходила на помощь?
- А сейчас мы посмотрим на помощника сестры в экранизации данной сказки.
Просмотр эпизода м/ф. (На утесе ворон(а) рассказывает как можно расколдовать принцев).
Почему именно этот сказочный персонаж использован?
У нас остались еще иллюстрации, скажите, к какой части они относятся? (Развязка).
А что это такое?
Иллюстрации 8 и 9
- Хоть мы и не дочитали сказку, я уверена, вы уже можете сказать, чем она закончилась?
- Картинный план полный?
- Сюжет завершен?
VIII. Моделирование обложки.
- У вас имеются модели обложки. Оформите их, пожалуйста.
- Работать будем на обратной стороне обложки. Я называю вам героя, а вы запишите, какие человеческие качества приходят вам на ум, услышав это имя:
1-й ряд – Элиза (добрая, трудолюбивая, отважная, невинная).
2-й ряд – Королева (злая, коварная, завистливая, алчная).
3-й ряд – Фата-Моргана (сердечная, добрая, бескорыстная).
(Заслушивание ответов).
- На этом наша работа с данным произведением еще не закончена, мы продолжим на следующем уроке.
IX. Итог.
- Мы поработали сегодня очень плодотворно, и чтобы подвести итог, я предлагаю вам написать синквейн.
- Давайте напомним себе и объясним гостям, что это такое.
В переводе с французского языка “5” – стихотворение из 5-ти строк, которое строится по определенным правилам:
Тема (сущ. – 1).
Описание темы (прил. – 2).
Описание действия (глагол – 3).
Фраза, предложение (отношение к теме – 4–5).
Синоним (к первому).
Например:
......... (Король).
Богатый, доверчивый.
Правит, любит, подчиняется.
По-детски наивный мужчина.
Отец.
(Первая строка не читается, а по описанию остальные должны отгадать, о ком речь).
(Зачитывание детьми синквейнов – по желанию).
- Обратите внимание вот на эту книжную выставку. Как вы думаете, для чего она вам представлена?
- Да, действительно у Андерсена много интересных произведений и желающие могут найти их в нашей школьной библиотеке.
X. Оценивание и домашнее задание.
Учитель оценивает работу обучающихся.
Домашнее задание: оформить обложку, УТ с. 74, з. 4–6.