СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисграфия у учащихся начальных классов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера

 

Обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Просмотр содержимого документа
«Дисграфия у учащихся начальных классов»

Нарушения чтения и письма подразделяются на :  Дисграфию – частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислексию –  частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Нарушения чтения и письма подразделяются на :

  • Дисграфию – частичное специфическое нарушение процесса письма.
  • Дислексию – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Приемы обследования письма . Написание слов по картинкам   Написание слов по картинкам   телевизор, гриб, магнитофон, ушки телевизор, гриб, магнитофон, ушки   Написание предложений по картинкам.    Написание слуховых диктантов . Написание предложений по картинкам.    Написание слуховых диктантов .

Приемы обследования письма .

  • Написание слов по картинкам
  • Написание слов по картинкам

телевизор, гриб, магнитофон, ушки

  • телевизор, гриб, магнитофон, ушки
  • Написание предложений по картинкам. Написание слуховых диктантов .
  • Написание предложений по картинкам.
  • Написание слуховых диктантов .
Особое внимание обращается на  специфические ошибки : Фонетические замены - замена и смешение свистящих и шипящих букв, звонких и глухих, твердых и мягких.  Нарушение слоговой структуры слова – пропуски отдельных звуков и целых слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание двух слов.  Грамматические ошибки – пропуски или неверное употребление предлого-служебных слов, падежных окончаний.

Особое внимание обращается на специфические ошибки :

  • Фонетические замены - замена и смешение свистящих и шипящих букв, звонких и глухих, твердых и мягких.
  • Нарушение слоговой структуры слова – пропуски отдельных звуков и целых слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание двух слов.
  • Грамматические ошибки – пропуски или неверное употребление предлого-служебных слов, падежных окончаний.
Нарушения письменной речи

Нарушения письменной речи

 Приемы обследования  чтения . Чтение отдельных букв  С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц Р-Л Г-К   Чтение слогов  СА-ША РА-ЛА ЖИ-ЗИ ЧА-ЩА  Чтение слов  Мак, сом, здание, скворечник, спички  Чтение предложений и специально подобранных к ним текстов .  Милиционер Валерий регулирует уличное движение.

Приемы обследования чтения .

  • Чтение отдельных букв

С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц Р-Л Г-К

  • Чтение слогов

СА-ША РА-ЛА ЖИ-ЗИ ЧА-ЩА

  • Чтение слов

Мак, сом, здание, скворечник, спички

  • Чтение предложений и специально подобранных к ним текстов .

Милиционер Валерий регулирует уличное движение.

Классификация дисграфий  по Токаревой О. А. Акустическая – при которой отмечается не дифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частые смешения и пропуски, замены звуков, сходных по звучанию . Оптическая – обусловлена  неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме : п-и, н-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к.  В ряде случаев отмечается зеркальное письмо, когда слова,  буквы пишутся справа налево ( у левшей и при органическом нарушении к.г.м.). Моторная - характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов.

Классификация дисграфий по Токаревой О. А.

  • Акустическая – при которой отмечается не дифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частые смешения и пропуски, замены звуков, сходных по звучанию .
  • Оптическая – обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме : п-и, н-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к.

В ряде случаев отмечается зеркальное письмо, когда слова,

буквы пишутся справа налево ( у левшей и при органическом нарушении к.г.м.).

  • Моторная - характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов.
Предупреждение нарушений чтения и  письма  Основными задачами коррекционного обучения являются : Формирование звукопроизношения. Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте.  Работа по этим направлениям  ведется параллельно.

Предупреждение нарушений чтения и письма

Основными задачами коррекционного обучения являются :

  • Формирование звукопроизношения.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Подготовка к обучению грамоте.

Работа по этим направлениям

ведется параллельно.

При устранении акустической дисграфии ведется работа по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза. Примерные виды работ : Вставить пропущенные буквы в слова :  ви…лка ди…ан Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1, 2, 3 месте:  шуба, уши, кошка Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово:  па…(р)  па…(рк)  па…(ром)  па…(руса) 4. Преобразовать слова  рот-крот, мех-смех, пила-липа, палка-лапка Ребусы

При устранении акустической дисграфии ведется работа по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Примерные виды работ :

  • Вставить пропущенные буквы в слова :

ви…лка ди…ан

  • Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1, 2, 3 месте:

шуба, уши, кошка

  • Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово:

па…(р)

па…(рк)

па…(ром)

па…(руса)

4. Преобразовать слова

рот-крот, мех-смех, пила-липа, палка-лапка

  • Ребусы
 При устранении оптической дисграфии  работа проводится в следующих  направлениях: Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины.  Расширение объема и уточнение зрительной памяти.  Формирование пространственных представлений.  Развитие зрительного анализа и синтеза.

При устранении оптической дисграфии

работа проводится в следующих

направлениях:

  • Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины.
  • Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
  • Формирование пространственных представлений.
  • Развитие зрительного анализа и синтеза.
Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины. Виды работ: Назвать контуры изображения предметов, перечеркнутые контуры изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.  Найти букву среди ряда других,  обвести контуры букв,  добавить недостающий элемент,  выделить буквы, наложенные друг  на друга.

Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины.

Виды работ:

Назвать контуры изображения предметов,

перечеркнутые контуры изображения,

выделить контурные изображения,

наложенные друг на друга.

Найти букву среди ряда других,

обвести контуры букв,

добавить недостающий элемент,

выделить буквы, наложенные друг

на друга.

Для развития зрительной памяти используются такие виды работ: Игра «Чего не стало?» Запомнить буквы, цифры, фигуры, затем выбрать их среди других.  Игра «Что изменилось?»

Для развития зрительной памяти используются такие виды работ:

  • Игра «Чего не стало?»
  • Запомнить буквы, цифры, фигуры, затем выбрать их среди других.
  • Игра «Что изменилось?»
Формирование пространственных представлений проводится в следующей последовательности : Определение пространственного расположения по отношению к себе. Определение пространственного расположения между 2-3 предметами.  Задания: Написать буквы справа или слева от вертикальной линии. Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата положить треугольник.

Формирование пространственных представлений проводится в следующей последовательности :

  • Определение пространственного расположения по отношению к себе.
  • Определение пространственного расположения между 2-3 предметами.

Задания:

  • Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
  • Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата положить треугольник.
Развитие зрительного анализа и синтеза. На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа букв на составляющие элементы, их синтезу, определению их сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.  Например: Найти фигуры, буквы в ряду сходных Да, дм, вр, вз Сложить из палочек букву Дополнить недостающий элемент буквы Определить различие сходных фигур или букв, отличающихся одним элементом  З – В Р – В Узнать букву по ее начертанию в воздухе

Развитие зрительного анализа и синтеза.

На этом этапе одновременно проводится работа по развитию

зрительного анализа букв на составляющие элементы, их синтезу,

определению их сходства и различия между похожими графическими

изображениями и буквами.

Например:

  • Найти фигуры, буквы в ряду сходных

Да, дм, вр, вз

  • Сложить из палочек букву
  • Дополнить недостающий элемент буквы
  • Определить различие сходных фигур или букв, отличающихся одним элементом

З – В Р – В

  • Узнать букву по ее начертанию в воздухе