СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник полевой практики по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дневник полевой практики по биологии»

Дневник полевой практики по биологии


Обязательно!

Задания учащимся.

(Необходимо выбрать ДВА любых из предложенных ниже заданий и выполните их!)

Задание 1. Коллекция насекомых. Поймать, заморить и засушить, затем наколоть на ватник различных насекомых: бабочек, жуков, мух, стрекоз (по одному экземпляру каждого вида). Около насекомого укрепить бумажку с номером; в дневнике около номера записать, когда и где данное насекомое поймано.

Задание 2Жуки-дровосеки. Найти в лесу несколько жуков-усачей (дровосеков), заморить их и засушить. Смонтировать жуков на ватнике вместе с кусочками коры, на которой они были пойманы.

Задание 3. Жизнь муравьев. Найти в лесу муравейник и зарисовать, а затем сфотографировать его. С какой стороны дерева он расположен? Из какого материала муравейник построен? Пронаблюдать за поведением муравьев утром, днем, вечером; в яркую солнечную и пасмурную дождливую погоду. Найти дорожки, проследить, куда они ведут. Пронаблюдать, каких насекомых муравьи носят в муравейник. Оформить проект.

Задание 4. Гербарий культурных и сорных растений.

Задание 5. Гербарий листьев, поврежденных различными насекомыми.

Задание 6. Бабочка-капустница. Поймать, заморить, расправить, засушить, а затем наколоть на ватник несколько бабочек-капустниц. В фиксирующую жидкость собрать гусениц с капусты. Найти куколку, приколоть на ватник. Засушить лист капусты, поврежденный гусеницами. Оформить коллекцию. Желаю Вам успеха!


Дневник полевой практики

Цель: закрепление знаний, полученных обучающимися в ходе изучения дисциплины «Ботаника с основами физиологии растений», и изучение флоры и растительности России.

Задачи:

- получение знаний об основных фитоценозах, их структуре, распространении, классификации, значении;

- укрепление знаний по морфологии и систематике растений, местной флоре и использовании растений в профессиональной деятельности техника садово-паркового и ландшафтного строительства;

- закрепление методики сбора гербарного материала;

- составление геоботанических описаний растительных сообществ России;

- изучение морфогенетического состава популяций;

- камеральная обработка материалов и анализ первичных данных;

- привитие навыков рационального использования растений и их охраны.














Оборудование:


1. Папка для сбора растений.

2. Копалка (1 шт.)

3. Рубашки для сбора и сушки растений

4. Ножницы (1 шт.)

5. Веревка или шпагат

6. Рулетка

7. Линейка

8. Дневник полевой, карандаш, этикетки.



Гербаризация растений

Гербарий (от латинского herba - трава) - собранное и засушенное тем или иным образом растение (или его часть), закрепленное на плотной бумаге или картоне определенного формата. Гербарий - важнейшее учебное пособие, позволяющее познакомиться с большим разнообразием дикорастущей и культурной флоры. Обычно гербарный образец сопровождается этикеткой с указанием места сбора, местообитания, даты сбора и фамилии коллектора.

Монтировка гербария

Для монтировки гербария используют плотный картон белого или светло-серого тона, размером 30x40 см, либо листы ватмана формата А3.

Вначале высушенное растение красиво размещают на гербарном листе, оставляя свободным правый нижний угол. Растение размещают таким образом, чтобы корни и корневища были внизу. Пришивают растение к гербарному листу нитками. Пришивать нужно осторожно, так как высохшее растение очень ломкое. Стежки на лицевой стороне делают очень маленькие, незаметные. Дополнительные части растений (плоды, семена) в пакетиках приклеивают на гербарный лист. В правом нижнем углу аккуратно приклеивается этикетка размером 10x15 см, заполненная аккуратно и разборчиво по форме. Гербарный лист обтягивается полиэтиленовой пленкой или вкладывается в файл соответствующего формата.

Морфологический анализ растений

Описание любого вида растений проводят по определенному плану, соблюдая принятую последовательность.

Сначала устанавливают жизненную форму растения, затем отмечают особенности подземных органов, после чего переходят к описанию надземной части растения, начиная со стебля и заканчивая плодами. Для определения некоторых видов большое значение имеют некоторые особенности поверхности органов растения, которая часто покрыта восковым налетом или опушена. С помощью лупы рассматривают поверхность стебля и листьев, чтобы установить наличие волосков. Определение представителей некоторых семейств невозможно без знания особенностей строения плодов, а иногда и семян.

Определение растений по определителям

Одним из первоначальных и неотъемлемых этапов всестороннего изучения растений является распознавание и определение их видов. Руководством в этом отношении служат определители растений. Определителем растений называют пособие, при помощи которого каждый человек может определить незнакомое ему растение.

Изучение растительных сообществ

Для изучения фитоценозов используют различные методы. Наиболее распространенным и разработанным является метод пробных площадок. Размеры пробных площадок зависят от типов сообществ, которые изучаются. Например, в лесах величина пробных площадок варьирует от 200 до 400 м2, при изучении лугов ограничиваются площадками в 25 м2 или даже меньше. Как правило, для изучения фитоценозов закладывают не одну, а несколько пробных площадок. Пробная площадка должна иметь однородный растительный покров. В пределах пробных площадок учитывают все параметры, необходимые для достаточно полной характеристики исследуемого фрагмента растительности.

Изучение и описание фитоценоза проводится по определенной схеме, поэтапно.

1. Первый этап - физиогномия, или аспект. Проставив дату описания, дается словесное описание общей картины участка, указываются растения, играющие главную роль (доминирующие), перечисляются второстепенные, сопутствующие виды, которые также влияют на внешний облик описываемого фитоценоза.

2. Второй этап - собственно описание. Включает составление исчерпывающего списка всех видов растений, произрастающих на данной площадке. В данном списке дается характеристика флористического состава растительного сообщества, указываются жизненные формы и экологические группы растений. Запись ведется при обходе участка по периметру, а потом по диагоналям, но не сильно приминая растения, т.к. требуется изучение других показателей, характеризующих фитоценоз.

3. Третий этап описания фитоценоза - это определение качественных и количественных характеристик видов растений, его слагающих. К ним относятся фенологическое состояние (фенофаза), ярусность, обилие, проективное покрытие, жизненность. Все сведения сводятся в таблицу.












Виды-индикаторы условий местопроизрастания

для разных типов растительности

Условия местопроизрастания

Виды-индикаторы

Лесная растительность

Почвы песчаные, бедные, кислые, сухие или свежие с атмосферным увлажнением

Лишайники: кладина, кладония, цетрария. Плаун сплюснутый, папоротник орляк, вереск, толокнянка, прострел, кошачьи лапки, овсяница овечья

Почвы суглинистые и глинистые, часто торфянистые или перегнойно-торфянистые, богатые с атмосферным и грунтовым увлажнением


1. Влажные, хорошо дренированные

Плаун годичный, голокучник трехраздельный, щитовник австрийский, телинтерис буковый, черника, грушанка круглолистная, бор развесистый, вейник лесной, овсяница гигантская, зведчатка, дубравная, кислица обыкновенная, гудаера ползучая

2. Сырые, слабо дернистые

Сфагнум Гиргензона, сфагнум узколистный, хвощ лесной, кочедыжник женский, осока шаровидная, осока сероватая, голубика, вейник незамечаемый, веник сероватый, кукушкин лен

Луговая растительность

Почвы песчаные, бедные, кислые, сухие или свежие с атмосферным увлажнением

Ястребинка волосистая, колокольчик раскидистый, гвоздика-травянка, овсяница овечья, душистый Колосок, вейник наземный

Почвы супесчаные, суглинистые, среднего плодородия, свежие и влажные с атмосферным увлажнением

Лютик золотистый, бедренец камнеломка, василек луговой, клевер луговой, чина луговая, ежа сборная, овсяница красная, полевица тонкая, костер безостый,, тимофеевка луговая, ожика многоцветковая

Почвы суглинистые и глинистые, часто торфянистые или перегнойно-торфянистые, богатые с атмосферным и грунтовым увлажнением


1. Влажные, хорошо дренированные

Лисохвост луговой, овсяница луговая, мятлик луговой, купырь лесной, герань лесная, лютик едкий, горошек мышиный, осока бледноватая

2. Сухие, слабо дренированные

Лютик ползучий, вербейник обыкновенный, щучка дернистая (луговик дернистый), осока дернистая, мятлик болотный, таволга

Болотная растительность

Торфяники сфагновые, кислые и бедные с атмосферным увлажнением (верховые болота)

Сфагнумы бурый и магеланский, багульник болотный, подбел (андромеда), кассандра, клюква, осока топяная, осока малоцвеитковая, пушица влагалищная, водяника

Почвы иловато-торфяные, глеевые, богатые, сырые и мокрые с грунтовым проточным увлажнением

Мхи, мниум, каллиергон, брахитециум; хвощ топяной, сабельник болотный, вахта трехлистная, белокрыльник (калла болотная), цикута (вех ядовитый) каумбургия, подмаренник болотный, фиалка болотная, лисохвост равный

Прибрежно-водная растительность

Песчаный, галичный или глинистый грунт, перекрытый илом и заиливаемый водой

Манник большой, манник плавающий, осока острая, пузырчатка, тростник южный, камыш озерный., камыш лесной, горец земноводный, водяной подорожник, стрелолист, ежеголовник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!