ИКТ
ДОКЛАД
«Информационно-коммуникативные технологии на уроках письма и чтения как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Учитель
русского языка
Круглова И.В.
технологии в преподавании биологии
Информационно-коммуникативные технологии на уроках письма и чтения как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Сегодня использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить эффективность образования. Разнообразие технических средств дает возможность организовать одновременно обучение школьников, обладающих различными
способностями и возможностями, различным уровнем мотивации к обучению. Использование компьютерной технологии открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным психофизическим особенностям обучаемого.
Перед учителем стоит задача максимально адаптировать учащихся к социуму, индивидуализировать процесс обучения, в большей (чем в массовой школе) степени конкретизировать изучаемый учебный материал, развивать у умственно отсталых детей активность, самостоятельность и уверенность в своих силах, разнообразить методы обучения. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только обогатить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать у учащихся в соответствии с их психофизическими возможностями познавательные способности и интересы, их умение приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Процесс письма является сложным навыком для учащихся с нарушением интеллекта, так как имеются сопутствующие нарушения устной речи, несформированность мелкой моторики. Еще более сложной для детей с нарушением интеллекта оказывается деятельность, контролируемая их собственными словесными обобщениями. Учащиеся затрудняются без посторонней помощи сформулировать общее правило, которое явилось бы для них руководством к действию. Если же такое правило высказано (с помощью учителя или др.), оно все–таки недостаточно регулирует деятельность ребенка. Эту особенность умственного и речевого развития детей также надо учитывать в процессе их обучения в специальной школе, в частности на уроках русского языка.
Основная нагрузка в формировании речи детей с нарушением интеллекта приходится на уроки русского языка, где язык, речь не только средство обучения, но и предмет изучения.
Учащимся с нарушением интеллекта всё труднее становится воспринимать программный материал, ориентироваться в учебниках, у большинства детей снижена или отсутствует учебная мотивация, снижен познавательный интерес, затруднён процесс восприятия информации. Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно–двигательная сфера учащихся с нарушением интеллекта, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.
С помощью компьютера можно провести контроль знаний учащихся, организовать самостоятельную работу, объяснить и закрепить новый материал, провести викторины, КВН и другие занимательные мероприятия, использовать на уроках развития речи.
Применение компьютера на уроках письма может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Использование ИКТ на уроках письма позволяет сделать деятельность учителя и школьника наиболее интенсивной, повысить качество обучения по предмету.
Информационные технологии позволяют:
выстроить индивидуальный образовательный маршрут;
рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;
использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
использовать в работе с учащимися, испытывающими трудности в формировании навыков письма.
Цели использования информационных технологий:
1. Максимальная социализация учащихся в условиях информационного общества.
2. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Применение компьютерных технологий на уроках является одним из условий эффективного развития письменной и устной речи учащихся с нарушением интеллекта. У детей с нарушением интеллекта, страдает речь, ослаблены память, внимание, мышление, отмечается неправильность произношения, имеются трудности овладения грамотным письмом. Именно поэтому, коррекционное обучение (обогащение словарного запаса учащихся, уточнение уже имеющихся понятий, расширение речевой практики, создание условий для развития связной выразительной речи) в первую очередь ложится на учителей русского языка.
Использование информационно–компьютерных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. В обучающих цифровых образовательных ресурсах (ЦОР) могут быть использованы разнообразные формы наглядности: таблицы, схемы, опорные конспекты и так далее. Это демонстрация не только статичной информации, но и различных языковых явлений в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, которые позволяют воссоздавать реальную обстановку деятельности.
Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку, создавая условия для мотивации к изучению этого учебного предмета. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.
Использование компьютера как средства обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:
увеличивается скорость овладения учебным материалом;
наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью.
становится более качественным самоконтроль учащихся при решении учебных задач;
в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);
создаётся положительный эмоциональный фон; растёт уровень орфографической зоркости; повышается мотивация учебной деятельности.
Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую – используя электронного помощника.
Формы использования ИКТ:
К наиболее эффективным формам представления материала по письму, следует отнести мультимедийные презентации. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразования. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.
Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для усвоения. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
В последнее время благодаря национальному проекту наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.
Интернет позволяет подготовить иллюстративный материал практически для любого раздела программы по письму.
Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board дают для преподавателя следующие преимущества:
позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;
поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
делает занятия интересными и развивает мотивацию;
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе;
учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
учащиеся становятся уверенными в себе.
отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся.
Использование разных форм ИКТ способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
способствует повышению познавательного интереса к предмету;
содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.
Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
Подводя итог, следует сказать, что использование информационных технологий играет важную роль в процессе обучения детей в специальной (коррекционной) школе.
Во–первых, при изложении нового материала: визуализация знаний – демонстрационно–энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска.
Во–вторых, на этапе закрепления изученного материала – программы–тренажеры.
В–третьих, при контроле и проверке изученного – программы для тестирования и контроля.
В–четвертых, при самостоятельной работе учащихся – программы–репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы.
В–пятых, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Невозможно обойтись сегодня и без компьютерной поддержки при организации и проведении внеклассной работы по письму. Подготовка презентаций – это творческий процесс, результатом которого становятся электронные продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят, прививают интерес к предмету.
Использование ИКТ в педагогической практике дает мне возможность саморазвития. В современном информационном обществе целью учителя становится внедрение в процесс обучения современных технических средств.