СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы как средство повышения воспитанности школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы как средство повышения воспитанности школьников»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Белое Озеро





Доклад «Инновационные технологии

в системе воспитательной работы школы

как средство повышения воспитанности

школьников»









Подготовила: Акбашева О.А.,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ с. Белое Озеро



2023– 2024 уч. год

…Творчество есть необходимое условие существования,

и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена

хоть йота нового, обязано своим происхождением

творческому процессу человека… Л.С.Выготский


Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. Приоритетная роль отводится воспитанию, цель которого – воспитание ученика, востребованного современным обществом.

Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированной школе.

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий: Интернет-технологий, технологий электронной почты, компьютерных обучающих программ, Web-технологий, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексий как метод самопознания и самооценки, тренинговых технологий, технологий воспитания с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение внеклассных мероприятий без использования ИКТ.

Направления, формы, методы внеклассной работы, как одного из видов воспитательной работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также с методами его информатизации. Внеклассная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Решить эти задачи помогут современные воспитательные технологии:

  • технология проектного обучения;

  • личностно-ориентированная технология;

  • здоровьесберегающая технология;

  • технология учебной деловой игры;

  • технология развития критического мышления;

  • технология КТД И.П. Иванова;

  • технология проведения учебных дискуссий;

  • тьюторство – технология педагогической поддержки;

  • технология создания ситуации успеха;

  • шоу-технологии;

  • ситуативные технологии.

В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.

Технология КТД (коллективного творческого дела) И.П. Иванова. Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Законы КТД:

  • коллективное творчество;

  • единое дело и добровольное участие в нём;

  • свобода выбора форм деятельности;

  • содружество взрослых и детей;

  • развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

В феврале 2020 года во 2 классе был организован и проведен праздник «Масленица». В нем приняли участие все учащиеся. Для организации праздника требовалось написать сценарий. Помог в этом метод проектов. Ребята в течение двух недель искали интересные материалы в виде детских песен, стихотворений, сценок, загадок. Вместе с детьми был составлен сценарий, распределены роли, ответственные за оформление доски. Уже в ходе подготовки к празднику у ребят появилось чувство ответственности за проведение данного мероприятия. После проведения праздника ребята, вместе с родителями, подвели итоги своей работы. В целом все остались довольны и подготовкой и проведённым праздником.

В работе классного руководителя часто возникают сложности, связанные с непредвиденными в ходе планирования ситуациями, которые требуют незамедлительного решения. В этом случае использую ситуативные технологии. Это групповая проблемная работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Например, ситуативный классный час может возникнуть спонтанно после произошедшего ЧП или проведённого мероприятия.


Технология проведения ситуационного классного часа включает в себе следующие компоненты:

  • осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;

  • наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;

  • рефлексия всего события;

  • свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;

  • обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» с социальными нормами;

  • мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу

Воспитатель специально выстраивает «ситуацию анализа очередной ссоры»:

  • задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

  • даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (классный руководитель) понимает его ситуацию;

  • выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

  • обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Разбор ситуаций помогает учащимся прогнозировать свои поступки и действия другой стороны, помогает избежать возможных конфликтов, а при их возникновении искать пути выхода из конфликта.

Детям можно предложить ролевую игру. Один из учеников выполняет роль учителя, другой — виновника конфликта, остальные — очевидцев. Причём, виновник конфликта – это ученик, не являющийся таковым на самом деле. Мы разыгрываем ситуацию, сложившуюся на уроке или на перемене, и каждый участник высказывает своё мнение по поводу поведения той или иной стороны. Ищем выход и альтернативное поведение. Далее оцениваем своё поведение в данной ситуации. Такая работа на классных часах помогает увидеть себя со стороны, проанализировать своё поведение объективно, услышать мнения товарищей.

На классных часах применяю тренинги общения, имеющие цель – создание у ребят средствами групповой практической работы опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, развитие каких-либо личностных качеств.

Например, в начальных классах уместно проводить тренинг на развитие коммуникативных навыков общения. Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – ещё одно направление работы классного руководителя.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

С профилактической целью провожу классные часы, направленные на воспитание негативного отношения к курению и употреблению спиртных напитков, так как нередки случаи, когда свой первый отрицательный опыт дети получают именно на ступени обучения в начальных классах.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

ИКТ называют интерактивной, так как она обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Эту технологию можно использовать на всех этапах процесса обучения и воспитания.

Технология очень помогает при составлении сценариев к классным праздникам, при подготовке к школьным мероприятиям, когда каждый класс получает своё задание.

В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.