СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Использование задач в формате PISA на уроках математики с целью формирования функциональной грамотности учащихся"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование задач в формате PISA на уроках математики с целью формирования функциональной грамотности учащихся"»

"Использование задач в формате PISA на уроках математики с целью формирования функциональной грамотности учащихся"

Хочется начать свое выступление словами Н. К. Крупской «Можно и нужно для задач брать примеры из окружающей жизни» и ученого математика Н. И. Лобачевского  «Математике должно учить еще стой целью, чтобы познания здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять математические расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Одной из задач модернизации образования является формирование и развитие функциональной грамотности школьников. Она же выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований.

Оценка достижений учащихся в образовательном процессе и умений применять знания на практике осуществляется с помощью различных исследований. Одним из таких исследований является Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA).Исследование проводится среди учащихся 15-летнего возраста. И оно направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученые знания и умения в жизненных ситуациях.

Какие проблемы в подготовке наших школьников выявили международные исследованиий PISA ?((

  • Дефицит не просто знаний, а знаний типа “know how”(ноу хау) – «знаю как»:

  • формулировать вопросы;

  • обосновывать, доказывать;

  • использовать простейшие приемы исследования;

  • строить развернутые высказывания;

  • устанавливать надежность информации

  • сотрудничать

И поэтому приоритетной целью деятельности педагога в школе становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, финансовая, естественнонаучная, читательская…) Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах  жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Каковы методы формирования функциональной грамотности на уроках математики?

Согласно концептуальным положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования по математике должна стать математическая компетентность, то есть готовность выпускников использовать приобретенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Поэтому в настоящее время важно не заучивание теории, а способность применять знания на практике. Реализовать данное требование ФГОС на уроках математики помогают мне практико- ориентированные задачи.

Практико-ориентированная задача позволяет:

-обучать школьников решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний:

-повышать интерес к предмету, способствует развитию любознательности и творческой активности.

Цель решения задач – показать учащимся применение математики на практике, формулирование и решение задач реальной действительности.

-Доказать учащимся, что математика нужна всем и повсюду;

-Научить учащихся применять полученные знания на практике;

-Подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

В учебниках, по которым мы работаем в школе, мало практико – ориентированных задач. Поэтому приходится дополнять задачами из дополнительной литературы.

Использую сайты:

1.Министерство Просвещения Российской Федерации для Мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности (Математическая грамотность)

2.Институт развития стратегии образования Российской Федерации.

Также использую задачи из сборника по развитию функциональной грамотности на уроках математики учащихся 5 – 9 классов под редакцией Е.Н.Калинкина. Использование сборника заданий позволит учащимся связывать изучаемый материал с ранее изученным, применять математические знания в конкретных жизненных ситуациях, поможет подготовиться к тестированию в рамках международного исследования PISA. Данное пособие позволит учителю реализовать связь между предметами, применять математические знания в смежных науках; способствует формированию функциональной грамотности учащихся. Для выполнения практико-ориентированных практических задач, использую  Сборник ОГЭ, различные варианты ОГЭ. 

Это задания следующих видов:

1)     ПЛАН (содержащие план, схему какого-либо участка, квартиры, сада, схему проезда, пути);

 

2)   ЛИСТ ФОРМАТА А (задачи, содержащая работу с листом формата А-расчёт длины, ширины, площади, отношений, пропорций);

3)    ТЕПЛИЦА (задачи на постройку теплицы и расчёт необходимых материалов);

 

4) ШИНА (маркировка шин, определение ширины шины, диаметра колеса, пробега автомобиля, отношения и пропорции этих величин);

 

5) СТРАХОВКА (определение класса водителя по его стажу, мощности автомобиля, количества предыдущих выплат и т. д.)


Что показывают мониторинги? Результаты диагностической работы в 8,9 классе.

Диагностическая работа проводилась в 8-х классах в 9-х классах в апреле, мае 2021 учебного года на платформе https://fg.resh.edu.ru/. Длительность работы 40 минут. В работе приняло участие 13 учеников 8 класса (100% учащихся), 5 учащихся 9 класса (100%).

В варианте 8-го класса 9 заданий, Максимальный балл по варианту составляет 16 баллов.

Таблица №1


Класс

Участник

Сумма баллов

Процент выполнения

Уровень сформированности ФГ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8

Работа 1

11

69

Средний

1

1

1

0

0

2

2

2

2

8

Работа 10

11

79

Средний

1

1

1

1

0

1

2

2

2

8

Работа 11

9

56

Средний

0

0

1

2

0

2

0

2

2

8

Работа 12

10

63

Средний

1

0

1

0

0

2

2

2

2

8

Работа 13

7

44

Низкий

1

0

1

0

0

0

1

2

2

8

Работа 2

9

56

Средний

1

0

1

2

0

1

0

2

2

8

Работа 3

9

56

Средний

0

0

1

1

0

1

0

2

2

8

Работа 4

9

56

Средний

1

0

1

0

0

1

2

2

2

8

Работа 5

9

56

Средний

0

0

1

0

0

2

2

2

2

8

Работа 6

9

56

Средний

1

1

1

0

0

1

1

2

2

8

Работа 7

7

44

Низкий

0

0

0

0

0

1

2

2

2

8

Работа 8

10

63

Средний

1

0

1

0

0

2

2

2

2

8

Работа 9

9

56

Средний

1

1

1

1

0

1

0

2

2



9.15

58

Средний – 11(92%)

Низкий-2 (15%)

69

30

100

61

0

92

30

100

100















8 класс

высокий

0

повышенный

0

средний

11 (92%)

низкий

2 (15%)

недостаточный

0









Вывод: Как видим из таблицы учащиеся не справились с пятым заданием -0% выполнения. Содержательная область: пространство и форма. Составление фигуры из данных элементов с учетом их линейных размеров.. т.е. задания на применение знаний из геометрии.

-средний балл выполнения работы по 8 классу составляет 9.15

-средний процент выполнения работы – 58%.

-успешность выполнения работы составила 64.6%.

Содержательная область:

1.«Шкала температур» Работа с формулами: использование формул при переводе значений температур из одной шкалы в другую (1.2 задания)

2. «Кулинарный колледж» Отношение пропорциональных величин, нахождение процента от числа, реальные расчёты (3,4 задания)

3.«Ремонт комнаты» Вычисление длины геометрического объекта сложной формы, составленного из отрезков и дуги окружности. ( 5.6 задания)

4.«Кресельные подъемники» Чтение и интерпретация данных, представленных в таблице и в тексте (7,8 задания)


В варианте 9-го класса 9 заданий. Максимальный балл по варианту составляет 16 баллов. Средний балл выполнения работы по 9 классу составляет 9.2.

средний процент выполнения работы – 61.2%.

Успешность выполнения работы составила 64.4%.

Таблица №2


Класс

Участник

Сумма баллов

Процент выполнения

Уровень сформированности ФГ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9

Работа 1

9

60

Средний

1

2

2

0

0

1

1

2

0

9

Работа 2

11

73

Средний

2

2

0

0

0

1

2

2

2

9

Работа 3

9

60

Средний

2

0

0

0

0

1

2

2

2

9

Работа 4

9

60

Средний

2

2

2

0

0

1

1

1

0

9

Работа 5

8

53

Средний

2

2

0

0

0

1

1

1

1



9.2

61.2


100

80

40

0

0

100

100

100

60















По уровням сформированности математической грамотности следующие результаты:

8

высокий

0

повышенный

0

средний

5 (100%)

низкий

0

недостаточный

0

Вывод: Как видим из таблицы учащиеся не справились с четвертым, пятым заданием -0% выполнения. т.е. не выполнили задания на применение знаний из алгебры и геометрии.

Содержательная область:

1.Акции и скидки. Составление числового выражения и вычисление процентов.

2. Конструкция строительной фермы.

3 задание: Распознавание зависимости между сторонами и углами, между сторонами треугольника, смежные углы, сумма углов треугольника

4 задание: Применение свойств прямоугольного треугольника: зависимость между сторонами и углами прямоугольного треугольника, между сторонами.

3. Дорога до дачи

5 задание: Выявление истинных утверждений относительно графика реального движения (зависимость пройденного пути от времени движения), чтение кусочно-заданного графика.

6 задание: Чтение, понимание графика движения автомобиля и интерпретация результата анализа графика.

4.Контур

8 задание: Запись двойного неравенства: числового и буквенного.

9 задание: Сравнение чисел, работа с таблицей

Общий вывод:

  1. Уровень выполнения диагностической работы по математической грамотности в 8. 9 классе удовлетворительный.

  2. Учащиеся продемонстрировали низкий уровень выполнения заданий на применение знаний из геометрии при решении жизненных практических задач.

  3. Умение самостоятельно составить формулу по предложенному текстовому алгоритму у учащихся находится ни низком уровне.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики. Это преобразование требует математических рассуждений и, возможно, является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным. В этом заключается значимость математики в формировании у учащихся умений решать задачи, возникающие в процессе практической деятельности человека.