Лекция для родителей.
Тема: Понятие о гендерном воспитании
Гендер – социальные, культурные, психологические аспекты норм и стереотипов, предписываемые обществом по признаку пола. Понятие гендер определяет сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках Гендер определяет социальный статус личности в обществе и связанных с ним зависимости, возможности и ограничения, достижения социально значимых ценностей, - т.е. гендер является одним из фундаментальных измерений социальных отношений, укоренившихся в культурных контекстах. В процессе социализации усваиваются гендерные нормы, модели поведения.
Гендер указывает на различия моделей социализации мальчиков и девочек, образов поведения (мужественность/женственность, культурно обусловленные сценарии сексуального поведения), положение мужчин и женщин в организациях (разделение видов деятельности на «мужские» и «женские», разное место мужчин и женщин в иерархии управления), а также факт формирования и производства по половому признаку в социальных институтах.
Полоролевые различия между мужчинами и женщинами, определяющие набор ожидаемых образцов поведения, обозначаются обычно как гендерные различия или гендерные социальные роли. Половые различия в отличие от различий, являющихся результатами процесса половой идентификации, определяют деление общества на две социальные группы: мужчин и женщин. Актуализация социально-психологических исследований гендерных различий связана с проблемами устойчивости и стабильности семьи, роли супругов в воспитании детей, особенностей социальной адаптации мужчин и женщин.
Гендерно-ролевая идентификация – это осознание женской или мужской роли и характеристик поведения, присущих данной роли. Осознание ролевых стандартов для каждого пола – это представления человека о гендерно-ролевых стереотипах женственности и мужественности и их поведения [15].
В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Ребёнок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола (чаще всего матери или отца), и наконец, он стремится имитировать определенный тип полоролевого поведения, трансформируя первоначально «идеальную» модель в конкретную через включение собственных личностных особенностей.
Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает реализацию многих других механизмов, таких как социальная оценка желаемого поведения, подражание.
Половое воспитание – это комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.
Целью полоролевого воспитания является подготовка к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские.
В последнее время психологи все чаще и чаще замечают, что решающую роль в половых различиях играет не столько физиология, сколько воспитание. С самого раннего детства мы готовим детей к разным психологическим ролям, ориентируем их на разные ценности и жизненные задачи. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному и поэтому формируют у них разные потребности, интересы и, как следствие, разные особенности мышления.
Какую же роль в формировании, закреплении или изменении гендерных различий играет воспитание детей? Исходным пунктом теоретизирования в данном вопросе служат два бесспорных эмперических факта:
в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному;
в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними.
Мальчик и девочка – это два разных мира. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. В чём цель полоролевого воспитания? Подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские. Ребёнка, осваивающего способ полового взаимодействия, в диалоге со взрослым овладевающего ценностями, саморегуляцией полоролевой деятельности; стремящегося к самореализации богатства внутреннего мира.
Формирование образа Я – мальчика, девочки – ученые рассматривают как:
- процесс идентификации с родителями;
- условную связь между подражанием образцам мужского и женского поведения и их социальным подкреплением;
- организацию познания социального мира в ходе исполнения роли своего пола;
- процесс влияния социальных ожиданий общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят своё отражение в процессе воспитания.
Гендерный подход в педагогике предполагает применение в процессе воспитания и обучения знаний о гендерных особенностях представителей разного пола и реализуется в двух основных направлениях:
• создание условий для гендерной социализации, овладения детьми моделями полоролевого поведения, адекватного возрасту, подготовка к выполнению в будущем половых (гендерных ролей);
• применение гендерно-ориентированных технологий обучения и воспитания.
Важнейшая задача взрослого при этом заключается в том, чтобы, во-первых, развивать у ребенка ценностное осмысление себя и как представителя определённого пола и как неповторимую личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; во-вторых, активизировать поиск своего места в мире.
Задачей педагога является выявление поля личного полоролевого опыта каждого ребенка, обратиться к волнующим его жизненным проблемам и создать такие условия, которые способствовали бы личностно значимому познанию окружающего мира.
Пространство полоролевого воспитания осуществляет воспитательное воздействие через семью, учреждения образования, социокультурную сферу, открытую социальную среду. К главным функциям пространства полоролевого воспитания относятся: расширение возможностей личности (мальчика, девочки); накопление полоролевого опыта; овладение идеалами (мужественности, женственности), принятыми в обществе; осознание многогранности мужских и женских проявлений; развитие интереса к познанию ценностей полоролевой, семейно-бытовой и нравственно-этической культуры; умение решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные со взаимоотношениями полов. В конечном счёте речь идет о формировании субъективной деятельной позиции личности, принимающей решения и действующей в соответствии с выработанными социально-нравственными, полоролевыми ценностями.
Эмпирические данные показывают, что роль родителей в формировании гендерной идентичности ребёнка не так велика, как принято думать. Хотя в большинстве случаев родители имеют на сей счёт определённые, как правило, стереотипные представления, большей частью они не навязывают ребенку на выбор игр, ни подбор товарищей, и вмешиваются в детские взаимоотношения только в тех случаях, когда им кажется, что сын ведёт себя не так, как «надо».
Индивидуальные детские предпочтения в выборе товарищей по играм и характерный стиль взаимодействия в мальчишеских группах, включая проявление агрессии и дистанцирование от взрослых, создаются и поддерживаются в значительной степени, помимо и независимо от влияния взрослых. Исследования показывают, что однополые группы среднего детства влияют на формирование гендерной идентичности гораздо сильнее, чем родители [8].
Гендерная социализация имеет определенные транскультурные константы. Одна из них состоит в том, что мальчиков подвергают более интенсивной гендерной социализации, чем девочек. На мальчиков оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в поведении, противоречащим гендерным стереотипам и требованиям. Женские роли определяются не столь жёстко и внедряются менее последовательно, чем мужские. Вообще взрослые повсюду действуют так, как если бы мальчики вызывали у них больше интереса и требовали к себе больше внимания, чем девочки.
Усиленное внимание к мальчикам может объясняться как тем, что мальчиков традиционно выше ценят, так и тем, что физическая сила, энергия и агрессивность требуют усиленной дисциплины и социализации.
Усвоение гендерной роли происходит, когда человек ведёт себя так, как это характерно для данного пола, а не просто так как ему или ей нравится, когда ребёнок наблюдает за поведением других людей дома, в школе, на работе или в исследовательской лаборатории.
Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Очень важно воспитывать мужество на основе интересных, талантливо написанных книг.
В формировании полоролевой ориентации ключевая роль принадлежит семье. Влияние родителей проявляется как прямым способом – посредством демонстрации образцов поведения, внушения, оценки, так и косвенным – формированием представлений о роли мужчины и женщины.
А. Греймс отмечает: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».
В ребёнке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода. Хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребёнку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.
Одно из исследований последнего времени доказывает: если девочку воспитать в старых «фрейдовских» нормах женственности, она окажется беспомощной, пассивной, зависимой и будет плохой матерью. Таким образом, современный человек должен обладать чертами личности и того и другого пола, иначе он окажется неприспособленным к сегодняшней жизни.
Целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определённой логике. Речь идёт:
- о систематическом и целенаправленном образовании детей в области культурно-исторических знаний, самосознания и ощущения себя в полоразвивающем социокультурном пространстве детского сада;
- об овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслом и способом полоролевого поведения в специально организованных совместных и индивидуальных видах деятельности. В ходе этой деятельности происходит самоосознание достоинства «Я» мальчика (девочки), проявление эмоционально-смысловой оценки, потребностей способностей и мотивов;
- об открытии наследия предков в социуме, культуре и традициях как способах проявления мужественности и женственности;
- об организации межполовых разновозразстных сообществ как среды полоролевой социализации идентификации, о развитии способности конструировать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола.
Значимую роль в социализации подрастающего поколения, в проявлении активности играют гендерные стереотипы, т.е. стереотипы мужественности-женственности.
Таким образом, мы выяснили, что в настоящее время необходим дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек. Задача взрослых – помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ.
Наши сыновья и дочери рождаются такими, какими они нужны эволюции: первые - для движения вперёд, вторые – для сохранения и развития достигнутого. Выполняя то, что им предназначено природой, они становятся счастливыми.