СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад к мастер-классу

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный доклад можно использовать при выступлении на семинаре или заседании ШМО, сопровождается презентацией

Просмотр содержимого документа
«Доклад к мастер-классу»

МКОУ «Вилинская СОШ №2 с русским и крымскотатарским зыками обучения»















Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Учитель истории Билялова С.Э



Выступление на семинаре учителей истории 28.10.2016



















Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Из истории

  • С 1997 г. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМ) в рамках проекта института «Открытое общество» начала свой путь в педагогическом сообществе России

  • В западной педагогике одними из основоположников направления «Критическое мышление» считаются Халперн Д., Хьюелл Л., Зиглер Д. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и др

Данная технология способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни

Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления

2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

3) Развитие аналитического, критического мышления.

4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации

5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Основа ТРКМ – трехфазная структура: вызов, осмысление, рефлексия

Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к предмету)

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания

  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера, корзины идей

Задачи фазы осмысления (осмысление материала во времени работы над ним)

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал

  • Помочь соотнести старые знания с новыми

Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником.

Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу

Прием «Эссе» Чаще применяю 5-минутное эссе, на уроках обществознания в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме в творческой форме. Для меня – это возможность получить обратную связь. Очень полезна эта форма работы в связи с новой системой итоговой аттестации. Одно из заданий ЕГЭ необходимо выполнить в виде небольшой письменной работы – эссе.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.

  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими

  • Развитие умения анализировать полученную информацию.

Выводы

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.

  • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

В настоящее время перед нами стоит цель сделать обучение с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. На мой взгляд, применяя ТРКМ интерес к изучению истории и обществознания значительно вырос, а главное, учащиеся стали более свободны в своих размышлениях, могут давать оценки, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты – уметь получать и моделировать информацию, создавать и сотрудничать. Меняется общество, неизбежно меняется и образовательный процесс, его технологии. Неизменно остается одно – мы должны подготовить учащихся к успешной жизни, к успешному будущему.