Ранняя помощь – первые шаги к здоровью
Слайд 1
Ранняя помощь – фундамент развития
Слайд 2
Ранняя помощь это система помощи ребенку, имеющему нарушения развития, которая интегрирует социальные, психологические, медицинские и образовательные услуги, чтобы обеспечить развитие и функционирование ребенка, поддержку и обучение его семьи в критически важные первые годы жизни ребенка.
Своевременная помощь и есть первый фундаментальный шаг к здоровью каждого маленького человека, даже если он уже родился с нарушениями в развитии. Она способствует предупреждению инвалидизации и может предусматривать не только осуществление мер медицинского характера, но и раннюю стимуляцию развития.
Деятельность службы
Слайд 3
В нашей школе с февраля 2018 года функционирует Служба ранней помощи, которая является важной частью муниципальной модели психолого-педагогической службы.
Слайд 4
Основными направлениями работы консультативно-развивающего центра «Особая забота» являются: консультирование, разработка и сопровождение индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП), оздоровление и поддержка социализации ребёнка.
Важно, что теперь появилась возможность провести диагностику, и при необходимости, провести развивающую и даже коррекционную работу уже на начальной стадии отклонений в развитии и поведении. Мы работаем с семьями, где родители увидели повод для беспокойства; также с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации, семьями группы риска.
Проработав более полугодия, пришли к выводу, что надо заниматься просвещением родителей. В прошлом учебном году, в основном обращались родители детей от 3 до 8 лет. Вся беда в том, что родители, если нет ярко выраженных отклонений, не видят необходимости обращаться к специалистам в первые годы жизни ребёнка и упускают драгоценное время.
Методическая и правовая основа
Свою работу выстраиваем в соответствии с программой развития школы-интерната. Для организации деятельности руководствуемся Методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ от 1 марта 2019 г., рекомендациями Министерства образования Хабаровского края в русле реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», рекомендациями Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Основной педагогический принцип
В деятельности придерживаемся принципа семейноцентрированности: специалисты услуг ранней помощи содействуют вовлечению родителей и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в процесс ранней помощи, в том числе в оценочные процедуры, в составление и реализацию индивидуальной программы ранней помощи, а также в оценку её эффективности.
Стратегия службы
Основная стратегия службы ранней помощи в нашем учреждении - сохранение целостности семьи, т. к. ребенок с проблемами в развитии будет полно и гармонично развиваться только в семье, где есть любовь и понимание.
Цель и основная задача
Наша цель - помочь родителям в осознании необходимости становиться компетентными родителями, предоставляя всю полноту профессиональной информации. Мы учим родителей способам взаимодействия с ребенком. Особое внимание уделяем абилитационной компетенции родителей.
Главная задача службы - помочь родителям понять и принять своего ребёнка и в целом ту сложную ситуацию, в которой оказывается семья.
Команда
В нашей команде - руководитель службы, педагог- психолог, учитель- логопед, учитель-дефектолог, медицинский работник школы- интерната.
Механизм работы
Слайд 5
К настоящему моменту сложился механизм работы Центра:
Слайд 6
Семья может обратиться в центр самостоятельно без направления или по рекомендации психолого-педагогической службы района;
Далее назначается первичная консультация. Если проведенная диагностика показывает, что семья не нуждается в долгосрочной помощи и составлении ИПРП мы проводим консультацию и даем рекомендации по взаимодействию с ребенком. Если родителя продолжает что-либо волновать в развитии ребенка, мы проводим дополнительные консультации и информируем, где можно еще получить помощь - дистанционную или непосредственную.
В случае нуждаемости ребенка в уточнении образовательного маршрута - даем рекомендацию обратиться в ПМПК.
При необходимости, особенно если ребенок не посещает дошкольное образовательное учреждение, составляем индивидуальную программу, и оказываем долгосрочную помощь. Мы понимаем, что ранняя помощь это прежде всего стимуляция развития ребёнка, а не коррекция. Но в сложных случаях - коррекция показана на ранних этапах онтогенеза. И наши специалисты могут оказать квалифицированную коррекционно-развивающую помощь.
В работе с дошкольниками используем аппаратно-программный комплекс БОС (биологически-обратной связи), поставленный по программе внедрении системы мониторинга здоровья.
Информация
Слайд 7
Действует сайт службы. О деятельности службы размещена информация в социальных сетях и районной газете.
АНО
Слайд 8
На определенном этапе реализации индивидуальной программы ранней помощи для большинства детей и семей становится актуальной услуга «Поддержка социализации ребенка» – групповая активность с детьми и их родителями. При организации совместных активностей специалиста с ребёнком и семьёй, родители осваивают практические приёмы работы с собственным ребёнком для развития общения и речи, познавательной активности, мобильности, учатся понимать своего ребёнка и принимать его таким, какой он есть.
В течение второго полугодия на базе нашей школы, реализовывался проект социокультурной абилитации и реабилитации детей дошкольного возраста «Особая забота», направленный на поддержку детей – инвалидов, детей с особыми возможностями здоровья, детей не посещающих образовательные учреждения; а также и их родителей.
Слайд 9
В июне реализовывался мини-проект "Радуга возможностей". Это была интересная для детей и их родителей творческая площадка, где дети и их родители рисовали, лепили, занимались аппликацией, а главное - учились находится в обществе. Для каждого ребёнка был разработан индивидуальный творческий маршрут.
Статистика
Всего было зарегистрировано 14 обращений. Проведено 20 индивидуальных консультаций. Составлено и реализовано 5 индивидуальных программ.
В течение полугодия консультативно-развивающие занятия посещали 6 детей и 6 родителей (всего 12 человек). Проведено в течении учебного года
34 развивающих занятия. В летний период – 8 занятий. По итогам «Радуги возможностей» организована выставка творческих работ детей и фото-выставка о ходе реализации проекта.
Межсетевое взаимодействие
Слайд 10
Понимая, что Ранняя помощь – это отдельная форма помощи семье и ребенку, возникшая на стыке систем специального образования, здравоохранения и социальной защиты, проводим работу по налаживанию межсетевого взаимодействия.
В 2018 г. заключён договор с Региональным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и ТМНР.
Так же взаимодействуем с Управлением образования имени Лазо: было проведено совместное совещание по организации ранней помощи в районе и «Информационный час» с представителями консультационных центров созданных при ДОУ района имени Лазо, заключено Соглашение о взаимодействии.
В составе центра работает врач-педиатр.
Слайд 11
Сделать слайд с документами по конференции ТОГУ (благодарности за участие) и Круглого стола в Центре ТМНР Евтеевой (фрагмент программы)
Надо ли? Может быть подробнее проговорить?
Принимали участие в краевых мероприятий по вопросам организации ранней помощи, делились опытом.
Открытие Кабинета ранней помощи детям с РАС и ТМНР
Надо сделать фото и слайды
В рамках краевого проекта оборудования служб ранней помощи в краевых коррекционных учреждениях, в новом 2019-2020 учебному году открыт Кабинет ранней помощи детям РАС и ТМНР. Помещение располагается на первом этаже, оснащено мебелью и необходимым оборудованием в рамках краевого проекта Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в том числе детей инвалидов государственной программы Хабаровского края «Доступная среда», что обеспечит конфиденциальность консультаций для родителей с возможностью присутствия ребенка и развивающих занятий с детьми.
Планирование на будущее
Вопросы, которые предстоит решить для успешной реализации услуг ранней помощи в ШИ 9:
Расширение спектра услуг ранней помощи. В том числе и услуг по работе с аппаратурой поставленной по программе мониторинга здоровья обучающихся;
Выстраивание модели районного сетевого взаимодействия в соответствии с формирующейся региональной моделью;
Повышение квалификации специалистов Центра для слаженной работы на общих методологических основах;
Заключение соглашений о взаимодействии с учреждениями социальной защиты населения и районной больницей.
Заключение
Российская Федерация - социальное государство, предоставляющее равные стартовые возможности для всех детей. Мы стараемся быть активными участниками этого процесса.
Вопрос задаётся по окончании
Считаете ли Вы необходимым продолжить разговор о механизме реализации услуг ранней помощи в школе-интернате, районе на последующих педагогических советах и методических объединениях?