«Неблагоприятные факторы воспитания»
Родительское собрание 1-4 классов
Авт. Скуртул Е.В., Горнакова И.В.
2 Слайд. Автор российской педагогики и психологии В.А. Сухомлинский писал, что трудным становится ребенок в тот период, когда главным фактором в воспитании выступает семья.
Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю жизнь. К сожалению, родители не всегда замечают отрицательные проявления в поведении детей, а замечая дурные привычки, не придают им значение. Чаще всего считают, что ребенок еще мал, нечего не понимает. Подрастет – научится и исправится.
3 слайд. При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда на первый взгляд «безобидные недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. В этом случае говорить о поведенческих нормах невозможно.
Министр образования и науки отметила, что, несомненно, фундаментальные основы воспитания происходят в семье, школа лишь корректирует.
4 слайд. Очень часто в своей речи мы употребляем словосочетание «трудный ребенок». «Трудный ребенок» - КТО ОН? Давайте разберемся, какими же качествами обладает «трудный ребенок»? Где та граница когда ребенок «норма» переходит в «трудный»?
1 из вариантов формулирования понятия «Трудный ребенок» звучит следующим образом – педагогически запущенный ребенок, который с трудом поддается воспитательным воздействиям и нуждается в особом внимании. Педагогически запущенный – запущенный не только школой, но и семьей.
Что или кто является причинами того, что ребенок становится «трудным»?
Ребенок рождается не легким и не трудным. Ребенок – это сосуд, который мы наполняем. А если ребенок не получает должного внимания дома, в школе, то он набирается информации и опыта на улице, где он вращается в неблагоприятных условиях
Известный советский педагог, который работал с безнадзорными и трудными детьми А.С. Макаренко считал здоровую нравственную атмосферу семьи важнейшим условием правильного воспитания. Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, писал он, если общий тон вашей жизни плох, то есть на формирование личности ребенка прямое воздействие оказывает нравственная атмосфера семьи, весь ее уклад.
5 слайд. Давайте попытаемся разобраться какие причины (условия) могут повлиять на переход ребенка с категории нормы в категорию трудный. Сейчас мы выделим 5 проблем семейного воспитания.
Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец – это его родители. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательным поведением родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Атмосфера грубости, жестокости, несправедливости в семье является одно из главных первоначальных причин отхода ребенка от родителей, от семьи.
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.
Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела, у таких детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей – потребность во внимании и любви со стороны родителей. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи что компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
Гиперопека. В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. Следствие гиперопеки - несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка, неумение принять самостоятельного решения. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, приказной тон, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
6 слайд. Большинство родителей являются союзниками школы в вопросах воспитания, но в неблагополучных семьях родители за помощью к учителям не идут, они относятся к школе либо безразлично, либо враждебно. Конструктивное взаимодействие в поиске путей и средств оздоровления обстановки в семьях – залог изменений в отношении к детям и методам воспитания.
Жизнь детей в семье должна быть организована педагогически целесообразно, чтобы они изо дня в день накапливали положительный жизненный опыт, приобретали жизненный опыт, приобретали добрые качества личности.
Негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно они своими ошибочными действиями вызывают их. Часто такие родители - отчаявшиеся, растерянные люди, получают стрессы и нервные расстройства, считая, что нет выхода из сложившейся ситуации. Между тем, имеется реальная возможность помочь ребенку. Это «путь к взаимопониманию».
Слайд 7
Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.
Исправить ситуацию, в которой оказалась ваша семья, можно, если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно. Криком, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь.
Шаг 2. Сохраните доверие ребенка к себе. Поговорите со своим ребенком. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет Вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства.
Шаг 3. Не исправляйте за ребенка его ошибки. Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, становится безответственным.
Слайд 8.
Шаг 4. Меньше говорите, а больше делайте. Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, на самом деле практически не слыша ни единого Вашего слова. Такое отношение к Вашим словам формируется у ребенка потому, что Вы не выполняете ни одно из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав Ваши очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Он давно перестал верить в реальность Ваших угроз. Ребенок считает Вас своей собственностью, поэтому не ждет от Вас никаких конкретных действий. В том же случае, когда Вы выполняете то, что обещали, он
становится гораздо более управляемым и послушным.
Шаг 5. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно. Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя не правильно. Разрешите ему попробовать исправить свои ошибки самостоятельно. Это трудно, но не невозможно, поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.
Шаг 6. Не пускайте процесс на самотек. Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.
Слайд 9.
Шаг 7. Помогите ребенку изменить жизнь к лучшему. Постарайтесь найти время для общения с подростком и совместных занятий. Вместе ходите в театр в музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите найти ему дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.
Таким образом, уважаемые родители, хотелось бы напоследок дать совет: ребенок не хочет идти в школу? Жалуется на учителя и одноклассников? Конечно мы его можем наказать или поругать. Задайте себе вопрос: это поможет? Возможно, что в следующий раз ребенок замкнется в себе или начнет вас обманывать. Искать пути решения нам нужно вместе РОДИТЕЛЬ и учитель. Не допускать перехода ребенка нормы в трудного неуправляемого ребенка. А если уже опоздали, то нужно применять коррекционную работу.
Только сотрудничество школы и семьи даст хорошие плоды в воспитании детей. Мы уверены, что если школа и семья повернутся лицом друг к другу и будут говорить на одном языке, то тогда можно будет говорить о полноценности ВОСПИТАНИЯ! Сейчас мы буквально умоляем некоторых родителей – повернитесь к своему ребенку, уделите ему время пока не поздно. Но часто становится именно поздно.. Спасибо за внимание!