СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на конференцию о важности публикаций учащихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад был апробирован на районной конференции в Иркутской области 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на конференцию о важности публикаций учащихся»

Публикация как итог исследовательской деятельности учащихся в контексте проектной технологии


Актуальность данного доклада обусловлена современными требованиями образовательных стандартов, тенденциями развития образования в российском обществе, а также новыми задачами стоящими перед школой.

Так одним из способов формирования интереса к учению в рамках деятельностного подхода должно стать развитие исследовательских умений школьников на уроках и во внеурочное время. Показателем усвоенного приема учебной работы (или владение приемом) служит его сознательный перенос, то есть использование приема в решении новых задач.

Кроме того, полноценная социализация личности предусматривает критическое отношение индивида к происходящим в обществе процессам, к себе и другим людям, умение находить, интерпретировать, анализировать различные источники информации. Это также обуславливает актуальность данного доклада.

Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускникам для успешной учебы в вузе и научной карьеры. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик занимается не только получением и освоением новой информации, но и имеет возможность применить свои знания и способности так, что это выходит за рамки учебного процесса, то есть, еще будучи учеником, ребенок получает возможность убедиться в том, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность.

Целью доклада является обоснование важности публикаций как итога исследовательской деятельности школьника

Задачи, соответственно:

1.Рассмотреть понятийный аппарат темы

2.Проанализировать сущность и важность исследовательского проекта

3.Выяснить роль и место публикаций как итога исследований

Так важно определить, что мы имеем, собственно под исследовательской деятельностью школьников.

Здесь следует разграничить понятия «учебное исследование» и «научное исследование». Если исследовать мир ребенок начинает с первых дней жизни – в принципе, это естественный процесс, то занятие наукой – это серьезно дело, требующее колоссальной теоретической и методической подготовки, знания научных парадигм и гипотез, истории науки и ее современных тенденций. Поэтому, несмотря на уверения многих методистов и педагогов относительно научной деятельности в школе, проведения школьных научно-практических конференций, исследовательская деятельность школьников не может и не должна носить научный характер.

Это не значит, что вся работа по организации исследований обучающихся носит бесполезный характер. Это просто обусловлено особенностями возрастного развития детей, а также возможностями современной школы. Подлинно научное исследование возможно только на уровне института/университета как минимум бакалавром.

Поэтому, называя вещи своими именами, скажем, что исследование в школе носит не теоретический (научный), а прикладной характер. И это является важным вкладом школы в науку, поскольку именно на прикладных, эмпирических знаниях, основывается наука, ее теоретические обобщения.

Имеет место говорить не об научно-исследовательской деятельность школьника, а учебно-исследовательской.

Еще один фактор не научности работы школьника – отсутствие или крайне низкая степень объективности. Ее не всегда могут добиться и весьма маститые ученые, т.к. человек всегда склонен к субъективной оценке. Но стремление к такой объективной или даже правильнее сказать адекватной оценке, очень важно в любом исследовании.

Теперь я попробую обосновать некоторые технологии и методики, помогающие сформировать и направить исследовательскую деятельность школьников в нужное русло. Тезисом данной задачи могут стать слова отечественного педагога В.П. Беспалько

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всѐ начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всѐ началось сначала»

Так, выполнив исследовательскую работу, ученик для себя делает много открытий и приобретает навыки грамотного написания документа. Ученик растет в своих глазах и глазах своих сверстников, у него повышается самооценка, он лучше понимает себя и других. Индивидуальное развитие личности при самостоятельном выполнении исследования, придает актуальность использованию технологии личностно-ориентированного обучения.

Учитель может поставить перед учеником проблему в его исследовании, применяя проблемное обучение. В любом исследовании нужно рассмотреть противоположные точки зрения, уметь анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы. Постановка цели и задач исследования предполагает использование проблемного обучения.

И, наконец, любое исследование предполагает итоги, результат. Он может быть представлен в различных формах, начиная от доклада и заканчивая публикацией в сборнике или журнале. Разобраться в этих вопросах помогут проектные технологии.

Таким образом, для полноценного развития личности метод проектов является предпочтительным, но для эффективного обучения необходимо использовать совокупность технологий и методов (да и использовать один просто не получиться), среди них я выделила: исследовательские методы, проблемная технология, личностно ориентированное обучение и проектные технологии.

2. Проанализировать сущность и важность исследовательского проекта

Теперь, собственно поговорим о проектах и информации, которая поможет их осуществить. Мы будем говорить об исследовательских информационных проектах обучающихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

В процессе проектной деятельности, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Исследовательская работа задействует и развивает эвристический потенциал ребенка, познавательную и когнитивную деятельность и по своему характеру является организационно-исследовательской.

Что касается проблемы исследования, то она должна быть посильной, решаемой, не нужно пытаться объять необъятное. Важной проблемой является вопрос о научности и актуальности работ старшеклассников по истории. Работа ученика может и скорее всего будет реферативной, она не может представлять научный интерес, потому что это его достижения, это его открытие в первую очередь. Ученик — не ученый-историк, он физически не может посвятить много времени научному исследованию.

Наглядно представить разницу между ученым и учеником-исследователем можно на примере темы исследования: если ученик постарается взять неизвестный момент из истории, например своего села, то ученый в известной и обоснованной теории может извлечь проблему, которую до него не ставили (пример с войной на Халхин-Голе)

Среди видов исторических источников, с которыми приходится работать маленькому исследователю, можно выделить законодательные акты (в меньшей степени и они должны быть упрощены), акты, статистические данные, публицистика, мемуары, визуальные источники (иллюстрации, репродукции, схемы, таблицы, кластеры, диаграммы, кластеры, карты, ), аудио и видео-источники.

Чаще всего учащимся приходится работать с мемуарами, записями воспоминаний, рассказами старожилов и очевидцев событий, биографиями и автобиографиями, легендами, преданиями, мифами. Как вы думаете, какова особенность этих источников?

Также ученик может обратиться к энциклопедическим словарям учебникам, хрестоматиям как адаптированным для своего возраста источникам. Причем к данного вида источникам обращаться придется прежде всего.

3.Роль и место публикаций как итога исследования

Для начала определимся, какие итоги информационных исследовательских проектов для учеников есть вообще.

Так можно выделить конспект, сообщение, доклад, реферат, презентацию, курсовую, видеоотчет, статью.

Любой из данных проектов можно опубликовать в СМИ: в интернете, в газете, журнале. Разумеется вид проекта определяет место его публикации. Статья на наш взгляд, является универсальным в данном случае проектом, поэтому основное внимание будет уделено именно ей.

Теперь обосную свой выбор.

Во-первых, статья – это узко выбранная тема, которая также имеет актуальность и значимость. Статья имеет источники информации и ссылки, что делает ее значимой не только в глазах ученика, но и общественности.

Во-вторых, статья имеет небольшое содержание, что увеличивает возможности ее публикации и прочтения, а также интереса к ней, в отличие от реферата или курсовой.

В-третьих, возможна публикация статьи в журналах, имеющих исследовательскую направленность, либо научную базу. Это придает ей еще большую весомость.

Так журнал «Юный ученый» предоставляет публикацию статей школьников, при этом 1стр. стоит 190 р, 1 экземпляр журнала – 325 стр.

Платность публикаций может сойти за минус публикации, но возможно бесплатное размещение статьи в сети интернет.

Именно публикация со сборником является на мой взгляд важной для самооценки ученика. Платность сборника решаема современными финансовыми программами. Так мною было предложено Торунову Е.А. возмещение в качестве поощрения школьникам оплаты публикаций, что стимулировало бы их исследовательскую деятельность и обучение в целом.

Таким образом, публикация проектов, представление проекта на широкую публику, является важной частью исследования школьника. Статья, как вид не только журналистской, но и важной научной публикации, поможет учащемуся оценить свою учебно-исследовательскую деятельность, активизировать познавательную активность и создать ситуацию личного успеха для школьника.

Литература

  1. Бартенева, Я В. Научно-исследовательская работа [Текст] / Н. В. Бартенева, О. Л. Дворникова // Преподавание истории в школе.-2005.-№3.

  2. Богоявленский, Б. Д. Исследовательские работы школьников: возможности. Тенденции, результаты [Текст] / Б. Д. Богоявленский, Е. В. Власова, К. Г. Митрофанов // Преподавание истории в школе. — 2000. — № 1.

  3.  Демахин А. А. Опыт визуального образования. Кинокурс / Интернет-журнал «Вопросы Интернет образования», www.fio.ru (сайт Федерации Интернет-образования), № 19.

  4. Идатчиков, Н. Н. Имена на обелиске : из опыта организации исследовательской работы учащихся [Текст] / Н. Н. Идатчиков // Преподавание истории в школе. — 2010. — № 3.

  5. Стрелова, О. Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания — к программе-плану деятельности [Текст] / О. Ю. Стрелова // Преподавание истории в школе. — 2010. — № 6.

  6. ЗИМАРИНА А.Ю. Обоснование актуальности педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности младшего школьника. Современные проблемы науки и образования. № 2 / 2013

  7. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников. Диссертация на соискание докторской степени. http://www.dissercat.com/content/psikhologiya-proektnoi-deyatelnosti-shkolnikov