ГКОУ «Головинщинская школа-интернат»
Доклад
на педагогическом совете
по теме:
«Социализация учащихся с нарушением интеллекта
через организацию внеурочной деятельности».
Подготовила:
учитель начальных классов
Мандрыгина С.Н.
2021 г.
Свое выступление я хочу начать с таких слов:
Мир «особого» ребенка интерес и пуглив
Мир «особого» ребенка безобразен и красив
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка иногда он нас страшит
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.
Проблема включения детей с нарушением интеллекта в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Одной из основных задач воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей, их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включения в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталого ребенка решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно – воспитательной работы. Это дети, состояние здоровья, которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условиях обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми мы все знаем, является индивидуальный подход с учетом специфики и здоровья каждого ребенка.
Наши дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Цель работы с детьми – это организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для развитие личности в целом, дальнейшее приспособление к жизни. Мы стремимся в классе создать психологические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это помогает в решение следующих задач:
-обучение детей социальным навыкам
- формирование толерантного отношения
- снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии
- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.
Успешной адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта способствует внеклассная работа, которая включает в себя работу классного руководителя, кружковая работа, организация отдыха и досуга. Наибольший интерес у детей вызывает игра. Игра имеет большое значение для развития детей и любимым видом деятельности. Подвижные игры раскрепощают, объединяют детей, приучают к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры, которые я провожу на самоподготовках, на внеклассных занятиях, способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы.
На внеклассных занятиях: « Ты и я вместе дружная семья», «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире», «Почему люди ссорятся». «Учимся жить без конфликтов», «Путешествие по стране Толерантности», «Понимание и принятие себя и других», «Мир соблазнов» происходит непрерывная перестройка опыта ребёнка, углубление его знаний и совершенствование умений, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, накапливается опыт коммуникации овладение речью и языком. Работая в команде, взаимодействуя с другими её членами, ребенок проигрывает социальные роли в рамках сообщества. Он начинает ориентироваться в содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей, усваивать модели поведения, что важно для формирования его личностных и социальных компетенций.
Внеурочная деятельность также социализирует детей в окружающее общество, вырабатывает у них раскрепощенность в общение и развивает их творчество, формирует разнообразные умения, что является важным фактором социальной поддержки, возможностью продолжить свое образование по своим интересам и наклонностям. Творческие занятия способствует тому, что ребенок с нарушением интеллекта не чувствует себя изолированным в обществе и жизни. Изготовляют прекрасные поделки, которые дарят своим близким.
Всю работу по социализации обучающихся воспитанников провожу, опираясь на их жизненный опыт, подбираю материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения. Моя задача, как педагога состоит в том, чтобы помочь детям разнообразными методами и приемами получить знания об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно (насколько это возможно) добывать знания и пользоваться ими. В работе использую средства социальной адаптации: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания, специально организованное общение, игровые ситуации, экскурсии в магазин, на почту, на вокзал, по улицам города, в музей, библиотеку. Используя все познавательные возможности детей, стараюсь развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять необходимую работу, жить в семье и трудовом коллективе. Для любого человека, а для ребенка с нарушением интеллекта особенно, восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту, в результате решения определенных ситуаций.
Например, вот темы, которые мы обыгрываем на занятиях по внеурочной деятельности:
Тема: «Мы живем среди людей».
Цели: отработка моделей коммуникативного поведения, коррекция эмоциональной сферы на основе упражнений в эмоционально реагировании.
Выполняем практические упражнения: - Как можно приветствовать людей?
- Как обратиться с просьбой?- Как обратиться за помощью в больнице?- Как отказаться от сигареты?
Игра «Разумно просто».
Закончи фразу и объясни:
- Если кто-то из гостей нечаянно пролил чай на скатерть, то… Подростку нельзя курит т.к. это - …Больного не утомляют долгим разговором, потому что...
Тема: «Если беда рядом...»
Постановка проблемы:
Диспетчер записал вызов «Пожар, пожар... не помню адрес... все горит, приезжайте скорее... Ой, беда, беда...»Дети должны назвать, что неправильно сделал вызывающий?
Запомнить вывод: Очень важно четко назвать свои координаты и сформулировать проблему, адрес, причину вызова.
Тема Автовокзал.
Учащимся предлагается «Инструкционная карта при обретения билета на автовокзале»
Приехать на автовокзал.
Внимательно рассмотри расписание движения автобусов дальнего следования.
Найди № рейса до нужного пункта назначения.
Выбери день и время отправления из г.
Назови кассиру: - Дату отъезда, - Номер рейса, - Конечный пункт прибытия, - Время и день отправления из г., - Количество билетов (если есть детские, льготные)
Рассчитайся за билет.
Проверь сдачу.
Проверь правильность: даты, время, рейса и пункта назначения.
А затем данную ситуацию необходимо проиграть, обсудить.
Правила поведения в транспорте.
Задание: Восстановите последовательность.
Если есть свободное место, сядь;
Разговаривай с попутчиками тихо, не мешая другим пассажирам;
Не мешай входу и выходу пассажиров;
Выпусти людей из подошедшего транспортного средства;
Жди транспорт в установленных местах;
Не толкаясь, войди в салон транспорта;
Готовься к выходу заранее, вежливо попроси пропустить тебя к выходу;
Если кого-то нечаянно задел–извинись.
Оплати проезд;
Уступай место пожилым и маленьким детям;
Правильный ответ (самопроверка).
Жди транспорт в установленных местах;
Не мешай входу и выходу пассажиров;
Вы пусти людей из подошедшего транспортного средства;
Не толкаясь, войди в салон транспорта;
Оплати проезд;
Если есть свободное место, сядь;
Разговаривай с попутчиками тихо, не мешая другим пассажирам;
Уступай место пожилым и маленьким детям;
Готовься к выходу заранее, вежливо попроси пропустить тебя к ыходу;
Если кого-то нечаянно задел–извинись.
Экономика домашнего хозяйства
Задача .Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг ,а мешок сахара (50 кг) стоит 1500 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье?
Тема: «Культура поведения».
Сценка «В прихожей».
Хозяйка смотрит по телевизору интересный фильм. В это время приходит гостья и стучится в дверь. Хозяйка приоткрывает дверь и разговаривает с гостьей «на пороге». Здравствуй, Оля! - Привет, Лена! Ты чего пришла? – Я пришла к тебе в гости. – Я занята, смотрю фильм. – Какой фильм ты смотришь? - Интересный. Необходимо разобрать данную ситуацию, ответить на вопросы, а как бы вы сделали?, что понравилось?, что не понравилось?, Проиграйте, данную ситуацию по-другому.
Собеседование: Общие правила, как подготовится к собеседованию
Если вы точно уверены, что хотите устроиться на работу, то весь ваш внешний вид убедит работодателя в том же.
Не забудьте принять душ перед тем, как пойдёте навстречу.
Погладьте и приведите в порядок одежду, в которой пойдёте на собеседование.
Приходите вовремя.
Вежливо поздоровайтесь.
Не обманывайте, если опоздали – скажите, по какой причине.
Ведите себя вежливо и уверенно. Чтобы вы добавили, а что вам кажется лишним?
Социализация детей с нарушением интеллекта, предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Хочу надеяться, что организованная мной внеурочная работа с детьми с нарушением интеллекта, способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.
Используемая литература:
1. Артюхова И.С. Ценности и воспитание .Педагогика, 1999.
2. Гончарова Е.Г. «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья путем вовлечения во внеурочную деятельность» (из опыта работы) – сайт урок.рф.
3. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания. Под редакцией И.А.Каирова, О.С.Богдановой – М.: Педагогика, 1979.