ГКОУ «ШКОЛА №92»
Доклад
на школьное методическое объединение воспитателей
«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАННИКА В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Подготовила:
воспитатель Т.А. Аникина
2023 год
Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.
Нравственное воспитание обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В. Г. Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».
Не случайно, что сегодня поднят вопрос о духовно-нравственном развитии и воспитания. На наш взгляд, именно он может обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а так же общение детей друг с другом, в процессе реализации совершенно разных направлений развития личности ребенка: социально-нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного. Это связано с тем, что духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие личности человека. В процессе духовно-нравственного воспитания осуществляется воспитание у детей чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия, и других качеств, способных принять высший смысл делам и мыслям человека.
Одним из эффективных средств духовно-нравственного развития детского коллектива в учреждении является коллективная творческая деятельность.
Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправление, активного гражданского отношения к другим людям, миру. В нашей программе основное место отводится празднику, а в жизни всегда должно быть место празднику. Его любят все: и дети, и взрослые, потому, что праздник всегда радость. Мы вместе, мы рядом, нам хорошо и легко. Творческое следование древнему принципу «развлекая - поучать» - вот где поистине, волшебное зерно, из которого вырастает успех.
Каждое выбранное коллективно- творческое дело будет успешным при выполнении следующих условий: в коллективе должна быть наилучшая психологическая атмосфера, творческое содружество между воспитателями и детьми.
Основные формы коллективных творческих дел: интеллектуально-познавательные игры («Что? Где? Когда?», КВН, «Самый умный», «Сто вопросов к взрослому», «Путешествие в страну Дружбы» и другое.), конкурсные программы («Мисс – хозяюшка», «Народные игрища», «Мы за чаем не скучаем», «На балу у Золушки», конкурс чтецов), соревнования («Не разлучные друзья – взрослые и дети», «Самая классная девчонка», «Береги здоровье смолоду» и др.), походы, экскурсии.
В процессе коллективной деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.
Коллективные творческие дела развивают в детях чувства товарищества, взаимопомощи, внимательность, доброту, умение сочувствовать товарищу, стремление и умение помогать людям, вырабатывают находчивость и настойчивость, коллективизм и дисциплинированность. Дети познают прекрасное, как общечеловеческую ценность, так как прекрасное помогает человеку лучше построить свою жизнь и жизнь других людей. Проводя коллективные творческие дела с воспитанниками, мы получили следующие результаты: между ребятами сложились дружеские отношения, появилось уважение к людям, чувство ответственности, товарищества. Я рада, что дети приобретают жизненный опыт. Учатся самостоятельно решать свои проблем, развивать познавательные интересы и готовятся к взрослой жизни.