МАОУ «Родниковская СОШ»
Структурное подразделение «Родниковский детский сад»
Доклад (выступление)
на тему «Физическое воспитание детей
дошкольного возраста».
Подготовил: преподаватель, мастер производственного обучения ФКП ОУ-171
Утев Сергей Геннадьевич
Проверил: воспитатель Галузина Елена
Федоровна, первая квалификационная категория
Соликамск, 2020
Методические рекомендации.
Доклад (выступление) «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» предназначен для информирования родителей о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, а также может использоваться для дополнительного обучения работников по профессии «Воспитатель», код профессии 20437, а также по профессии «Помощник воспитателя», код профессии 16844.
Доклад разработан по программе профессионального обучения в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.12.2013 года, регистрационный № 30550, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н , по профессии «Воспитатель»,
Доклад (выступление) «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» может быть использован в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников.
Рецензент: воспитатель СОШ «Родниковской средней школы» Галузина Елена Федоровна, первая квалификационная категория
_____________________ / Галузина Е.Ф. /
Физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Особенности возрастного развития.
Воспитание ребенка-дошкольника имеет отличительные черты, связанные с его ростом и развитием.
Дети дошкольного возраста растут быстро (правда, не так, как в самые первые годы жизни), от 3 до 7 лет вырастая примерно на 6 сантиметров и прибавляя в весе около 2 килограммов в год. Цифры эти могут несколько колебаться в зависимости от разных причин. В случае значительного отставания в годичных прибавках роста и веса родители должны насторожиться, показать ребенка врачу.
В то же время нельзя успокаиваться, если дети очень много прибавляют в весе; в этом случае тоже нужно проверить их здоровье. У слишком упитанного ребенка временная задержка веса вполне оправдана.
Рост и развитие имеют свою закономерность, связанную с возрастом. Но зависят они не только от возраста. Огромное значение имеют условия жизни ребенка, воспитание, которое он получает.
Рост и развитие ребенка сказываются не только в увеличении размеров его тела.
Центральная нервная система в этом возрасте стоит на более высоком уровне развития по сравнению с ее развитием у детей раннего возраста. Условные рефлексы у дошкольников сложнее, разнообразнее, богаче по содержанию. Расширяется жизненный опыт ребенка, и это отражается на его поведении, интересах. Он начинает глубже интересоваться всем, что его окружает; часто задает вопросы, охотно выслушивает объяснения. Все больше и больше развивается речь.
Дети 3-4 лет на предложение рассказать, что нарисовано на картинке, обычно отвечают короткими отрывочными фразами - связный рассказ им построить еще трудно. Часто у них наблюдается неправильное звукопроизношение. В этом случае надо поправлять ребенка, учить его правильной речи. Постепенно увеличивается словарь детей. У старших дошкольников он состоит уже из 3000-4000 слов. Дошкольник понимает логическую речь, и это надо использовать при воспитании полезных навыков.
Показывая ребенку 3-4 лет, как самому мыть руки, мать попутно поясняет ему, что рукава рубашки следует закатать — «а то они намокнут», что сначала надо намочить руки, а потом уже взять мыло, потому что -«сухое мыло плохо мылится». Дети 5-6 лет могут понять и более сложные вещи - например, почему надо мыть руки перед едой, почему пыль вытирают сырой тряпкой, а не сухой (исключая предметов с полированной поверхностью) .
Чем моложе ребенок, тем пояснение должно быть проще, короче, нагляднее. Центральная нервная система у детей дошкольного возраста обладает исключительной способностью сохранять следы происходящих в ней процессов; благодаря этому дошкольники очень восприимчивы, легко многое усваивают. Но следы полученных впечатлений закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны, легко нарушаются.
Казалось бы, он уже научился сам одеваться, после игры убирать на место игрушки, стелить свою постель. Но стоит ослабить внимание, перестать проверять, как он это делает, или несколько раз сделать вместо него, как приобретенный навык теряется. Только после многих повторений усвоенные уменья переходят в устойчивые навыки.
Большое внимание следует обращать на костную и мышечную систему ребенка-дошкольника. Скелет, назначение которого - служить опорой для движения и защитой для внутренних органов, в дошкольном возрасте еще далеко не закончил своего развития. В нем много хрящевой ткани. Это дает возможность дальнейшего роста, но в то же время обусловливает сравнительную мягкость, податливость костей.
Неправильное положение тела, одностороннее отягощение (например, ношение тяжелых предметов в одной руке) может повести к искривлениям скелета. Если ребенок сидит на неподходящей мебели, долго рисует за высоким для его роста столом, он поднимает плечи, чтобы положить локти на стол устав, от неудобной позы, он опускает одну руку; позвоночник при этом принимает неправильное изогнутое положение. Если же стол низок, то приходится нагибаться над ним, наклонять вниз голову, плечи; это может вызвать близорукость, сутуловатость, «круглую спину»- особенно у тех детей, которые много сидят, мало двигаются. Их мышцы, удерживающие тело в прямом положении, слабы, недостаточно развиты. Постепенно сгорбленное положение тела становится привычным, вялость мышц увеличивается. Про таких детей говорят, что у них «плохая осанка».
Плохая осанка не только некрасива, - она затрудняет работу внутренних органов.
Надо следить за правильной посадкой ребенка за столом. Высота стола и стула должна соответствовать его росту. Если же ему приходится пользоваться общим столом, то на стул надо положить плоскую подушечку или 1-2 специально выстроганных доски с таким расчетом, чтобы разница между высотой стола и высотой сиденья стула была менее 22 и не более 27 сантиметров, под ноги следует поставить скамеечку - широкую, устойчивую; стул вплотную придвинуть к столу, так, чтобы он заходил на 2-3 сантиметра за передний край стола. Оба локтя должны лежать на столе.
Научите ребенка сидеть правильно, - это особенно пригодится ему, когда он станет школьником!
Одновременно старайтесь укрепить его мышцы. Это достигается движениями в подвижных играх, в играх с игрушками, вызывающими у детей желание бегать, прыгать (мячи, обручи, скакалки), а также специальными упражнениями, направленными на развитие более слабых мышц.
С вниманием нужно следить за сердцем ребенка дошкольного возраста. Известно, что оно довольно быстро утомляется из-за недостаточной нервной регуляции, но быстро успокаивается при смене движений. Следовательно, движения в играх детей должны быть разнообразны: более подвижные игры (с бегом, прыжками) должны чаще чередоваться с относительно спокойными (построенными на бросании, ловле, катании мячей и других пособий). Если у ребенка будут разнообразные игрушки, то не трудно переключать его с одних игр на другие: побегал со скакалкой, а потом поиграй в мяч.
Необходимо тщательно охранять и укреплять дыхательный аппарат ребенка. Строение легочной ткани заканчивается лишь к 7-8 годам. Верхние дыхательные пути узки. При насморке, бронхите слизистая оболочка набухает и затрудняет доступ воздуха в легких, ребенок начинает дышать открытым ртом. В этом случае воздух уже не проходит через фильтр носовых ходов, где он согревается, увлажняется и частично очищается от пыли. В результате возможна простуда.
Следует наладить жизнь детей так, чтобы они как можно больше времени бывали на воздухе и чтобы в помещении был также всегда чистый воздух. Очень важно проводить профилактические (предупреждающие) мероприятия против случаев заболеваний верхних дыхательных путей; оказывать своевременную медицинскую помощь, если ребенок заболел, постепенно и осторожно закаливать детский организм. Наряду с этим нужны и физические упражнения.
Упражнять ребенка в полноценном дыхании можно двумя путями: во-первых, усиливать потребность в глубоком дыхании (она возникает при работе крупных мышечных групп, например, при беге, прыжках), во- вторых, приучать детей правильно дышать во время подвижных игр или несложной гимнастики.
Полезно также иногда предлагать детям игры, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями, поднимающимися в воздух от дуновения, пускание мыльных пузырей.
Хорошим упражнением в дыхании служит также достаточно громкая, отчетливая речь или пение.
Надо постоянно заботиться о чистоте кожи ребенка, ее целостности, об укреплении ее защитных свойств.
Большое внимание надо обращать на чистоту рук, ног, волос. Там чаще скопляется пыль, грязь. На руки ребенка, особенно под ногти, вместе с грязью могут попадать также яички глист и оттуда заноситься в рот, а затем в желудочно-кишечный канал. Этим же путем могут попасть микробы, вызывающие заразные заболевания.
Говоря об особенностях детского организма и о тех изменениях, которые происходят в нем за годы дошкольного детства, важно остановиться и на том, как меняются движения детей. Речь идет о тех движениях, которыми пользуется каждый здоровый ребенок в своей обыденной жизни и в играх.
Движения трехлетнего ребенка в значительной степени отличаются от движений пяти-шестилетнего ребенка.
Дети 3 лет обладают почти двухлетним «стажем» в таких движениях, как ходьба и бег; они могут слегка подпрыгивать или прыгать со ступенечки вниз. Но присмотритесь к ним и сравните их движения с движениями более старших детей. У трехлетних вы не увидите ровной, четкой ходьбы, легкого ритмичного бега. Они часто теряют равновесие, падают. При ходьбе наблюдается неравномерный темп движения. Для их бега характерен мелкий, семенящий шаг. Многие дети плохо отталкиваются от земли, бегут на всей ступне. Трехлетнему ребенку трудно поднять свое тело хотя бы на небольшую высоту, что необходимо для прыжка, поэтому ему еще недоступны прыжки в высоту через препятствие и прыжки на одной ноге. Он не сумеет перепрыгнуть через веревочку, натянутую даже на высоте 5-10 см от пола.
Дети этого возраста охотно играют с мячом. Однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер слабо развит, поэтому им трудно ловить мяч, попадать в цель. Трехлеткам не удается подальше забросить мяч, камешек, шишку.
Младшие дошкольники быстро утомляются от однообразных движений. Внимание их крайне неустойчиво: они быстро отвлекаются.
К 4,5-5 годам движения ребенка становятся более скоординированными, он лучше справляется с подпрыгиванием, перепрыгиванием через небольшое препятствие, - бросанием и ловлей мяча. Наибольшее затруднение вызывает метание на дальность, особенно в цель: оно требует хорошего глазомера, силы мышц, что еще недостаточно хорошо развито у детей этого возраста.
Движения шестилетних детей более ловки и точны. В это время образуются простейшие навыки движений, приобретается умение применять их в деятельности. Развиваются легкость, ритмичность бега; выравнивается осанка при ходьбе: лишние движения, боковые раскачивания, так: часто встречающиеся у маленьких детей, исчезают. Во время быстрого передвижения у большинства детей этого возраста уже можно заметить отрыв ступней от почвы («полетность») -характерный признак бега.
Дети 6 лет могут прыгнуть в высоту, в длину (например, через две начерченные параллельные линии, через канавку), на одной ноге. У них развивается глазомер; метание предметов на дальность и в цель не представляет для них особой трудности.
Но все это бывает в том случае, если они упражняются в разнообразных движениях. Если же этого нет, то и к концу дошкольного возраста дети остаются неловкими, несмелыми. Попадая в школу, такие дети чувствуют себя неполноценными, сторонятся товарищей, не участвуют в их играх, боясь сделаться предметом насмешек.
О физическом воспитании в детском саду.
В нашей стране воспитание детей дошкольного возраста не ограничивается рамками семьи. Родители, не имеющие возможности уделять достаточно времени воспитанию детей этого возраста, помещают их в детские сады или пользуются в летнее время дошкольными детскими площадками. Это дает родителям то спокойствие за судьбу детей, которое необходимо им для полноценной работы на производстве.
Детские сады служат примером воспитания, построенного на основе научных знаний. Необходимо, чтобы родители хорошо разбирались в этом и организовывали жизнь ребенка в семье так, чтобы это был единый процесс воспитания.
В детском саду осуществляются задачи всестороннего воспитания: физического, умственного, нравственного, художественного. Детей знакомят с окружающей их жизнью, сообщают доступные им знания о жизни и образе людей, о явлениях природы; большое внимание уделяют овладению родным языком, умению правильно произносить слова, понятно для окружающих выражать свои мысли. Их приучают совместно играть и заниматься со своими сверстниками, помогать друг другу, уважать старших.
Прививают им художественный вкус, учат петь, рисовать, лепить, знакомят с детской художественной литературой.
Правильное физическое воспитание в детском саду рассматривается как первоочередная задача. Для этого создаются все необходимые условия: строятся здания, специально приспособленные для детей. Вся жизнь детей в детском саду организуется так, чтобы она соответствовала требованиям гигиены и педагогики.
Детей приучают к определенному режиму. По правилам детского сада время завтрака, обеда, ужина, занятий и игр соблюдается со всей точностью. После обеда детей укладывают спать, и они быстро засыпают, а через 1,5 часа просыпаются бодрыми, веселыми, деятельными. Они ежедневно, в назначенное время выходят гулять. Отменяют прогулку, сокращают ее продолжительность только во время дождя или при сильном морозе с ветром.
Дети привыкают к порядку, они знают, что должны закончить игру, если наступило время занятий или надо готовиться к еде; стараются быстро одеться, чтобы не задержать выхода на прогулку.
Очень важно, чтобы режим ребенка в семье был согласован с режимом детского сада.
Понятно требование детского сада, чтобы все дети приходили вовремя, не опаздывали: ведь ребенок, опоздавший к завтраку или к началу гимнастики, которая каждый день проводится перед завтраком, тем самым нарушает режим всей группы. Поэтому утром нужно вовремя поднять ребенка, чтобы он успел без особой спешки одеться, умыться; можно дать ему дома яблоко, сырую морковку, но ни в коем случае нельзя перегружать его желудок обильной едой. Ребенок, который сытно поел дома, уже не имеет аппетита за завтраком в детском саду, он долго сидит над тарелкой и, стараясь выполнить правило детского сада, с трудом одолевает еду.
Родители должны интересоваться тем, какое питание и в какие часы получают дети. Это нетрудно сделать, обычно меню каждого дня вывешивается в «уголке для родителей».
По возвращении из детского сада дети получают разовое питание дома. Время его должно быть точно установлено (за 1,5-2 часа до сна).
Вечером полезно немного погулять с ребенком. Игры и занятия перед сном не должны возбуждать его. Беготня, возня мешают спокойно уснуть в назначенное время. Не следует рассказывать на ночь «страшные» сказки или истории, так как дети этого возраста очень впечатлительны.
В 8-9 часов вечера дети уже должны спать.
Режим выходного дня надо строить, равняясь на распорядок дня детского сада.
В детском саду детям прививают много полезных навыков и привычек. Их учат самостоятельно раздеваться и одеваться культурно есть, соблюдать порядок в комнате, убирать на место игрушки. Они уже могут накрыть на стол, вытереть чашки, полить цветы, накормить рыбок в аквариуме и т. д., чувствуя ответственность за порученное им дело.
Воспитатели прибегают иногда к приему «поручений», которые дети должны выполнить дома. Например, — показать маме, как в детском саду полощут рот после еды; научиться мыть перед сном ноги, а затем рассказать товарищам, как это делается. Родители должны с вниманием относиться к таким поручениям — они полезны и для детей и для матери: например, ребенок самостоятельно старается правильно выполнить то или другое требование гигиены, — навык становится более прочным. В то же время и внимание матери привлекается к правильности выполнения этих требований.
Воспитатели стремятся установить общий (для детского сада и семьи) подход к воспитанию ребенка, с этой целью беседуют с родителями индивидуально, проводят на собраниях родителей доклады по разным вопросам физического воспитания.
Иногда родителей приглашают посетить детский сад, чтобы они могли присмотреться к тому, как проводятся с детьми прогулка, сои на воздухе, обливание. Надо найти время, чтобы воспользоваться такого рода приглашениями. Они могут быть очень полезны. Видя, например, как трудно детям, слишком тепло и тяжело одетым, принимать участие в играх и посильной для них трудовой деятельности (вместе с воспитательницей расчистить площадку, подготовить лыжную дорожку и т. п.), мать начинает понимать требование детского сада - одевать ребенка легче, удобнее. Наблюдая за тем, как спят дети зимой с открытыми окнами, родители уже не боятся открыть дома форточку, когда спит ребенок.
Одна из форм совместной работы детского сада и семьи - обмен опытом. На собраниях, посвященных тому или иному вопросу физического воспитания детей, родители выслушивают сообщения воспитателя и, в свою очередь, рассказывают о своих приемах воспитания. В зависимости от темы устраиваются выставки (удачные образцы одежды для детей, покрой самодельных тапочек, полезные игрушки-самоделки и т. п.).
Много дают родителям доклады врача. Наблюдения врача за физическим развитием и состоянием здоровья каждого ребенка сообщаются родителям, анализируются, служат основанием для индивидуальных назначений детям режима, питания, гигиенических процедур, упражнений и игр.
Правильно поставленное физическое воспитание дошкольников в семье поможет воспитать их ко времени поступления в школу здоровыми, крепкими, закаленными. Такие дети пойдут в школу хорошо физически развитыми, обладая уже элементарными навыками движений.
Здоровый быт детей в семье.
Воспитание гигиенических навыков. Забота о чистоте маленького ребенка, его тела, одежды, постели, обычно лежит на матери. Но в дошкольном возрасте надо приучать детей уже самостоятельно выполнять доступные для них требования гигиены, приучать терпеливо, настойчиво.
Желание все делать самостоятельно характерно для маленьких детей, оно появляется значительно раньше умения.
Нужно идти навстречу этим стремлениям, несмотря на то, что матери это не всегда удобно: ведь гораздо быстрее умыть ребенка и одеть, чем учить его сделать это самому. Зато когда старания малыша увенчаются успехом, облегчение почувствует и мать.
Одновременно надо воспитывать у детей потребность в чистоте и опрятности, желание быть чисто одетым, содержать в порядке нос, вытирать рот после еды и т. п.
Навыки личной гигиены - уменье самостоятельно и чисто умываться, быстро и правильно одеваться, культурно есть- необходимы и для здоровья ребенка и для воспитания общей культуры его поведения.
Детей начинают понемногу приучать к этому еще в раннем возрасте и в 3-4 года они уже могут самостоятельно раздеться перед сном, аккуратно сложить или повесить на спинку стула свою одежду, а утром одеться, умыться - все это, конечно, под наблюдением и при небольшой помощи старших. Шестилетним помощь эта уже не бывает нужна - они могут сами одеться и умыться, если их к этому приучили. Но следить за тем, как они это делают, все еще необходимо - навыки ребенка не сразу становятся прочными!
Нужно прививать детям и навыки общественной гигиены. Пояснить в доступной форме, что порядок надо соблюдать не только дома, но и на улице: не сорить, не рисовать на стене или заборе и т. д.
Воспитание гигиенических навыков имеет еще одну полезную сторону - приучает к труду. Самому одеваться, умываться, кушать, убирать игрушки для ребенка 3-4 лет это труд, требующий внимания.
Надо облегчать детям этот труд: давать такую одежду, чтобы легко было надевать ее, чтобы пуговицы свободно входили в петли; дать подходящую по своим размерам чашку, тарелочку, ложку и т. д.
Детям легче научиться выполнять правила гигиены, если окружающая их обстановка приспособлена к этому. Например, возле умывальника есть полочка, на которую ребенок сам может поставить и взять, когда это надо, мыло, зубную щетку, кружечку. А если кран высок, подставить широкую, устойчивую скамеечку.
Нелегко привыкнуть держать нос в порядке, если поблизости нет носового платка и надо разыскивать его. Кармашек для платка нужен и в платье, и в пальто.
Возвращаясь с прогулки, ребенок охотно обметает снег с обуви, если в прихожей квартиры (дома) есть маленький веничек, вешает сам пальто на вешалку, соответствующую его росту.
Дети 6-7 лет должны уметь почистить ботинки, платье, пришить пуговицу, тесемку; вместе с мамой заклеить растрепавшуюся книжку, починить игрушку.
Очень хорошо иметь дома все, что нужно ребенку для приведения в порядок костюма или для починки игрушек: ножницы подходящего размера, маленький наперсток, молоток, гвозди, клей и т. д.
Распорядок дня (режим).
О необходимости твердого режима жизни детей говорилось выше.
Устанавливая время питания, надо помнить о том, что дошкольник должен получать еду -5 раз в день; что завтракать он должен не позднее, как через 3/4 часа - 1 час после пробуждения; а ужинать - за 1,5- 2 часа до сна. Затем, в зависимости от общего распорядка жизни в семье, надо определить время обеда, полдника и т. д.
Разберем распорядок дня (режим) на следующем примере:
Мама Коли работает с утра, поэтому обедать ей удобнее около 16 часов. Утром мальчик остается с бабушкой. Завтрак он получает в 8-8.30 утра. На первое ест кашу или макароны с маслом, иногда яйцо. На второе - чашку жидкости: чай, компот. В 12 часов второй, легкий завтрак: молоко, булочка, печенье. После этого он ложится спать на полтора часа.
Обедает Коля вместе с мамой, бабушкой и братом школьником. Кушает то же, что они: суп, второе блюдо — мясное или рыбное, иногда, когда нужно, мама добавляет ему в тарелку сливочного масла. На третье - что-либо из фруктов или кисель (компот).
Между обедом и ужином, часов в 17, выпивает чашку чая с сухариками (пряником, бубликом) или съедает яблоко или апельсин.
Ужинает в 18.30: овощное пюре, или творог со сметаной, или блинчики и т. п.; стакан молока.
У Тани в семье несколько иной распорядок:
Завтракает она также в 8.30; в 13 часов получает обед, затем спит. В 15.30 - полдник, в 18.30 - ужин.
Оба варианта режима питания приемлемы, так как промежуток между приемом пищи в обоих случаях соответствует потребностям детского организма.
Необходимо, чтобы ребенок приучился кушать только в положенное время.
Нужно обеспечить нормальную продолжительность сна детей - для трех-четырехлетних 14 часов, для шестилетних 12-13 часов. Часть этого времени, особенно для младшего дошкольного возраста, следует выделить для дневного сна. Детей надо укладывать не позднее 8-9 часов вечера. Обычно в спокойной обстановке они быстро засыпают.
Ежедневные прогулки - обязательное условие здорового быта ребенка. Он даже зимой должен быть на воздухе не менее 3-4 часов в день, а если возможно, то и больше. Предельная температура воздуха, при которой можно гулять с детьми дошкольного возраста, зависит от привычки ребенка к климату, в котором он живет.
Дети, живущие в южной полосе России, мерзнут и при 5-10°С мороза, тогда как у нас Урале свободно гуляют при морозе в -20°С и больше. Хуже переносят дети низкую температуру воздуха при большой влажности его и при сильном ветре. Однако при постепенном и осторожном подходе они привыкают к тому, чтобы выходить на воздух во всякую погоду.
Зимняя одежда во время прогулки должна удовлетворять следующим условиям: быть теплой, но легкой и не стесняющей движений.
Грустное зрелище представляет ребенок, одетый в тяжелое, длинное, «на рост» сшитое пальто, обмотанный вокруг шеи толстым теплым шарфом. Он стоит в стороне от играющих детей, так как чувствует свою неповоротливость, неуклюжесть. Ему становится холодно, несмотря на «сто одежек», и он просится домой. Иногда, не выдерживая вынужденной бездеятельности, закутанный ребенок присоединяется к веселым сверстникам. Через минуту он становится мокрым от пота и незаметно расстёгивает пальто. Утомленный тяжелой одеждой, садится отдохнуть прямо на снег. Понятно, как это может отразиться на его здоровье.
Дети, одетые в легкое, удобно сшитое пальто, шапку, валенки и теплые рукавицы, могут долго гулять и играть на воздухе, не испытывая холода. Шарф должен быть небольшим и легким. Его назначение - поддерживать воротник пальто. Рациональная одежда позволяет ребенку быть деятельным во время прогулки: играть, работать со снегом (расчищать дорожки, делать «дом» или «норку» для своих игрушек), скатываться на саночках с горки.
Без разнообразной, интересной для детей деятельности прогулка превращается для них в скучную обязанность.
Особого внимания требует одежда детей в переходное время - осенью и весной.
В это время нередки заболевания верхних дыхательных путей, так называемым «сезонным» гриппом. Нерациональная (слишком теплая или излишне легкая в это время года) одежда - одна из частых причин подобных заболеваний перегревание предрасполагает к этому.
Не следует спешить с переходом на зимнюю одежду лучше, когда холодно, надеть под осеннее пальто свитер. Спускать наушники шапки надо не ранее, чем при морозе -3, -5°С.
Весной важно своевременно менять шубку на осеннее пальто, а валенки, теплые сапожки - на теплые резиновые сапожки или ботинки с галошами. С наступлением теплых дней идет постепенное облегчение одежды: детей освобождают от теплых гольфиков, теплых носков; позднее они ходят в одном платье, в носочках, затем в трусиках и майках.
Закаливание.
Детей надо приучать пользоваться воздухом, водой, солнцем в. их повседневной жизни. Кроме того, следует проводить специальные меры закаливания - воздушные, солнечные ванны, водные процедуры.
Можно выбрать то, что более подходит к условиям жизни семьи.
Как приучать детей в помещении к свежему наружному воздуху?
Прежде всего, надо следить за тем, чтобы воздух комнаты постоянно освежался. Как правило, в зимнее время нужно основательно проветривать комнату не менее 3 раз в день - утром, среди дня и вечером. Не надо бояться открывать форточку во время сна детей - в морозную погоду их можно укрыть теплее обычного.
Полезно время от времени открывать в присутствии детей ненадолго форточку и в то время, когда они не спят.
Пример: -в яслях, детских садах поступают следующим образом: в комнате, где играют дети, всегда висит на стене градусник, как только температура воздуха при открытой форточке снизится по сравнению с обычной на два-три градуса, форточку закрывают. Так делают несколько раз в день.
Попробуйте, пользуясь этим простым и доступным приемом, приучать детей к открытой форточке, и вы скоро убедитесь в том, что он легко применим в домашней обстановке.
В помещении с температурой воздуха +17, +18°С дети должны носить одежду, состоящую не более как из двух слоев: рубашки из льняной, хлопчатобумажной или трикотажной ткани, (или комбинации) и шерстяного или бумазейного платья (костюма). На ноги туфли, тапочки.
Если в комнате прохладно, можно поверх гольфиков надеть носочки или сшить туфли из теплого материала, но не разрешать детям ходить дома в в обуви .
Дети должны быть также приучены пользоваться прохладной водой для умывания, для мытья ног. Лицо и руки они очень быстро привыкают мыть обыкновенной водопроводной водой. В летнее время надо научить их умываться до пояса и мыть ноги не подогретой водой. Младшие нуждаются при этом в помощи, а старшие могут делать сами, под наблюдением взрослых. Они обертывают вокруг пояса полотенце, обмывают поочередно руки до плеч, лицо, шею, грудь; обмыть спину им кто- нибудь помогает. Затем перекладывают полотенце на спину и тщательно вытираются. Умываться таким образом лучше всего утром. Ноги моют (лучше всего перед сном) тепловатой, а потом не подогретой водой.
Летом полезно в помещении ходить босиком: кожа ступни становится менее чувствительной к охлаждению; укрепляется костно-мышечный и связочный аппарат стопы, что важно для предупреждения плоскостопья.
Привычку умываться до пояса и мыть ноги прохладной водой следует сохранить и зимой. Вода должна быть комнатной температуры.
Из специальных мер закаливания для дошкольников рекомендуются: солнечно-воздушные и воздушные ванны, обтирания, обливания, купанье в естественном водоеме (реке, озере, море).
Выбирая ту или иную меру закаливания, надо посоветоваться с врачом. Например, солнечные ванны очень полезны и имеют лечебное значение для детей с увеличенными лимфатическими железами, с остаточными явлениями рахита. Вместе с тем они могут оказать слишком сильное действие на некоторых детей с возбудимой нервной системой.
Закаливание водой прекрасно укрепляет организм ребенка, если соблюдаются правила, выработанные для детей. Но в некоторых случаях (например, у детей, склонных к заболеваниям ушей, к насморку, бронхиту) к закаливанию водой надо подходить осторожно: выбрать для начала более «нежную» процедуру (например, обтирание вместо обливания или купанья), медленнее снижать температуру воды.
Перечислим кратко правила применения специальных мер закаливания.
Солнечно-воздушные ванны.
На открытой солнечной площадке ставят раскладушку, на которую ложится ребенок - «ногами к солнцу». Если почва совершенно сухая, можно принимать солнечные ванны и лежа на земле, подстелив одеяло. Голова должна быть в тени или ее нужно прикрыть панамкой, кепкой, шляпкой леткой белой косынкой. Первая ванна продолжается всего 4 минуты, через каждые две ванны время приема увеличивается еще на 4 минуты и так до 20 минут для трех-четырехлетних, до 25-30 минут для пяти-шестилетних. Принимая солнечную ванну, ребенок поворачивает поочередно к солнцу спину, правый и левый бок, грудь. По окончании - обмывается водой температуры +26, +25°С, затем вытирается и отдыхает около получаса в тени. При вынужденном перерыве в приеме солнечных ванн начинать их надо с дозировки последней ванны.
Воздушные ванны.
Некоторым детям, по совету врача, солнечные ванны заменяют воздушными, и тогда кроватку ставят в тени; дозировка в основном та же.
Но чаще воздушные ванны принимаются не в лежачем положении, а в движении. Детям, обнаженным или одетым лишь в короткие трусики, предлагают интересные задания двигательного характера: поиграть с мячом, покатать обруч, добежать до определенного места и т. п.
Обнажают детей постепенно, особенно если погода еще не жаркая. Сначала снимают верхний слой одежды (например, костюмчик или платье) и дети остаются в нижней рубашке, и штанишках; позднее воздушная ванна принимается в майке и трусиках, а потом только в коротких трусиках типа плавок и босиком.
Обтирание.
Обтирание начинают с температуры воды, не вызывающей у ребенка неприятного ощущения острого озноба, примерно +30, +32°С. Обтирают руки и ноги по направлению к туловищу, затем шею, грудь, живот, спину, - каждый раз растирая тело полотенцем «до красна». По мере привыкания переходят к обтиранию всего тела сразу. Обтирание производят варежкой, сшитой из «вафельной» или «мохнатой» полотенчатой ткани, воду слегка отжимают. Температура воды каждые 2-3 дня снижается на 1°С. Для трех-четырехлетних детей она доходит до +22, +20°С, а для пяти-шестилетних до +18°С.
Обтирание надо делать ежедневно. В случае вынужденного перерыва на 1-2 дня повторяется дозировка последнего раза. При более длительном перерыве, особенно после болезни ребенка, температура воды первое время дается на 3-4°С выше.
Обливание.
Обливание всего тела оказывает сравнительно более сильное действие, поэтому снижение температуры воды идет медленнее: вначале через 3 дня, а потом через 4-5 - на 1°С.
Старших дошкольников надо научить самих вытираться, но при этом следить, чтобы они делали это как полагается, помочь им в случае надобности. Летом в теплые дни желательно обливать детей на открытом воздухе, а в пасмурные и более прохладные- перенести обливание в помещение.
Купанье.
Детей дошкольного возраста можно купать в открытом водоеме с проточной, незагрязненной водой, ровным дном, без ям и подводных течений. Начинать купанье надо при установившейся погоде, при температуре воды не меньше +22°С. Но если по условиям климата ждать такой температуры долго, можно начать купанье раньше, предварительно подготовив детей обливаниями (с постепенным снижением температуры воды).
Начинают купанье с 2-3 минут и постепенно доходят до 5-8 минут. При этом необходимо внимательно следить за самочувствием детей, ни в коем случае не допускать озноба, а тем более посинения губ. При первых признаках озноба надо прекратить купанье, сильно растереть ребенка и предложить ему побегать, чтобы согреться.
Когда он привыкнет к купанью, не следует прекращать его и в более прохладные дни (например, при температуре воды +18°С). Но в такие дни надо быть в воде очень недолго (2-3 минуты), после чего быстро досуха вытереться полотенцем и одеться теплее обычного.
Дети этого возраста обязательно должны купаться под присмотром старших и выходить из воды по первому их зову.
Детей 5 лет уже можно обучать плаванию, во всяком случае, приучать не бояться воды, свободно передвигаться в ней. [1]
При подготовке доклада была использована статья: 1. «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» под редакцией кандидата педагогических наук А.И. Бакова и кандидата медицинских наук Е.Г. Леви-Гориневской, год издания 1958 год.