СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Использование здоровьесберегающих технологий дошкольной учреждении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Использование здоровьесберегающих технологий дошкольной учреждении"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Батамайская основная общеобразовательная школа»


















ДОКЛАД на тему

«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении »

























Выполнила:

Воспитатель МБОУ «БООШ»

Чемезова Н.Г.









Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы… (В.А. Сухомлинский).

В настоящее время проблема здоровья и его сохранение является одной из самых актуальных. Понятие «Здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Одно из ключевых направлений здоровье сберегающей концепции-это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические аспекты.

В действующем Законе «Об образовании» первоочерёдной задачей является «Здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения.

Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье сберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровье сбережения и здоровье обогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. Здоровье сбережение и здоровье обогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровье сбережения здоровье обогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным возможностям ребёнка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.

Классификация здоровьесберегающих технологий в ДОУ – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- Медико – профилактические технологии, обеспечивающие технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду).

- Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика итд.

-Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.

Задачи здоровьесбережения:

- Поиск современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;

-выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в ДОУ;

-Определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности.

В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено:

-формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;

-конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала;

-обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:

-непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж);

-реабилитационные мероприятия (фитотерапия, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика);

-специально организованная двигательная активность ребенка (физминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровье сберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «слаженностью» в общей системе, направленной на благо здоровья детей и педагогов.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность. Применение в работе дошкольного учреждения здоровье сберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий.

Для проведения успешной работы по здоровье сбережению необходимо:

1)Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

-Оздоровительная гимнастика.

-Игры-релаксации.

-Разные виды массажа.

-Привитие детям гигиенических навыков.

-Физкультминутки во время занятий.

-Функциональная музыка.

-Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.

-Упражнения для глаз.

2) Работа с семьей.

-Пропаганда здорового образа жизни.

-Консультации.

-Индивидуальные беседы.

-Выступления на родительских собраниях.

-Выставки.

-Проведение совместных мероприятий.

3) Работа с педагогическим коллективом.

-Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций.

-Проведение и посещение занятий направленных на здоровье сбережение.

-Посещение научно-практических конференций.

4) Создание условий и развивающей среды.

-Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов .

-Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

-Подбор картотек.

-Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

С целью реализации здоровье сберегающей технологии в детском саду необходимо создать условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Спортивные площадки, тренажерный и спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. В каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.

Для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста.

В каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей.

Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются:

  1. Осуществление профилактики простудных заболеваний.

Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, специально разработанных игровых упражнений.

  1. Проведение закаливающих процедур.

Ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни:

-Создание вокруг ребёнка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами.

-Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности.

-Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

-«Не навреди!»

-Принцип сознательности и активности.

-Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

-Принцип доступности и индивидуальности.

-Принцип систематичности и последовательности.Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

-Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий.

Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

-Рациональное питание.

-Оптимальная двигательная активность.

-Соблюдение режима дня.

-Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

  1. Соблюдайте режим дня!

  2. Обращайте больше внимания на питание!

  3. Больше двигайтесь!

  4. Спите в прохладной комнате!

  5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

  7. Гоните прочь уныние и хандру!

  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

  10. Желайте себе и окружающим только добра!

Итак, применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статический мониторинг здоровья детей будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребёнку, будут сформированы положительные мотивации.