СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Методика работы по развитию речи на уроках чтения в начальной школе» (Инновационные игровые технологии для учащихся с дефектами речи)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: «Методика работы по развитию речи на уроках чтения в начальной школе»

"Инновационные игровые технологии для учащихся с дефектами речи".

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Методика работы по развитию речи на уроках чтения в начальной школе» (Инновационные игровые технологии для учащихся с дефектами речи)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вербилковская средняя общеобразовательная школа






Доклад на тему:




«Методика работы

по развитию речи

на уроках чтения

в начальной школе»


Инновационные игровые технологии

для учащихся с дефектами речи










Учитель начальных классов:

Феоктистова Елена Викторовна.


21.03.2017 г.

Содержание


1. Введение 3

1.1 Общая характеристика речевого развития младших школьников 4

2. Человеческий мозг, как основной показатель к овладению языком 7

3. Особенности в речевом развитии детей 8

3.1 Нарушения речи 9

4. Речевое развитие детей шестилетнего возраста 9

5. Виды речи 10

6. Всестороннее развитие речи 11

6.1 Основа начального курса языка 11

6.2 Мотивация речи. 12

6.3 Требования к речи 12

6.4 Звуковая культура речи 13

6.5 Ведущее направление речевого развития 13

6.6 Конечная цель по речевому развитию 13

7. Методика преподавания по развитию речи 14

7.1 Игра, как форма развития личности ребёнка 14

7.2 Методика работы по развитию речи на уроках чтения 14

7.3 Работа над звукопроизношением 15

7.4 Развитие фонематического слуха 15

7.5 Работа над развитием лексико-грамматического строя речи 16

7.6 Работа по обогащению словарного запаса 17

7.7 Работа над предложением и связной речью. 17

7.8 Определённая последовательность при работе над пересказом текстов. 18

8. Вывод 18

Приложение №1 20

Артикуляционная гимнастика 20

Приложение №2 21

Пальчиковая гимнастика для младших школьников 21

Приложение №3 22

РЕЧЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ 22

Приложение №4. 25

Упражнения на развитие лексико-грамматического строя языка 25

Приложение №5 28

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса 28

ЛИТЕРАТУРА 29



1. Введение

Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

“Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом” - так В.А. Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке!

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.

Решение данной проблемы определяет цель и задачи работы.

Цель работы – определение и использование наиболее эффективных методов и приёмов в развитие речи младших школьников.

Данная цель требовала решения следующих задач:

  • Изучение психологической и логопедической литературы по данной теме.

  • Использование разнообразных методов и приёмов по развитию речи младших школьников на уроках.

  • Обобщение материала для создания выводов и рекомендаций.

При решении поставленных задач применялись следующие методы:

  1. Изучение психологической и логопедической литературы по данной теме

  2. Качественная и количественная обработка собранного материала по данной теме.

Предметом исследования являются учащиеся 1 «В» класса (т.е. 20 человек, в возрасте 6,5 – 7,5 лет, из них 9 девочек и 11 мальчиков) средней школы посёлка Вербилки.


1.1 Общая характеристика речевого развития младших школьников


Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.

Поэтому далее в своей работе постараемся рассмотреть особенности развития речи младших школьников.

Как отмечает Р. С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения». Расширяется сферы и содержание общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.

«Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь», - высказывается в своих трудах психолог Л. Зеньковский.

Однако школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. Передача рассказов, вывод и формулировка правил строится как монолог. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью.

Литовский психолог Р. Жукаускене пишет: «Дети в возрасте от 9 до 11 лет в среднем употребляют около 5000 новых слов. Ребенок школьного возраста употребляет слово точнее по его значению, семантические знания все лучше систематизируются и располагаются в иерархию. Взрослея ребенок все лучше может объяснить значение слова. Например: в начале ребенок характеризует слово по его функциям или внешнему виде, позже характеризует более абстрактно, употребляет синонимы, разделяет предметы по категориям. Это означает, что дети более старшего возраста умеют абстрактно объяснять значение слов, переходить от значения, основанного на собственных ощущениях и опыте, к более обобщенному, полученному из информации других людей».

«Заботясь об обогащении лексикона детей, мы долж­ны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распада­ются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, созна­тельно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относят­ся слова, которые человек понимает, связывает с опре­деленным представлением, но которые в речь его не вхо­дят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный ак­тивный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возмож­но чаще», - рекомендуют С. Н. Карпова, Э. И. Труве.

Н. В. Новотворцева пишет : «Письменная речь лишена жеста, интонации и должна быть (в отличии от внутренней) более развернутой, однако для младшего школьника перевод внутренней речи в письменную вначале очень труден».

Исходя из исследований литовского психолога А. Гучаса можно сказать, что письменная речь младшего школьника беднее, чем устная. Однако, при правильном развитии речи ребенка, эта разница быстро пропадает. Об этом можно судить из таблицы

Разница слов в устной и письменной речи учащегося. (по А. Гучасу)

Возраст

ребенка

Количество слов

Устная речь

Письменная речь

8 л 4 мес.

10 л 6 мес.

12 л 4 мес.

14 л 3 мес.

2462

4119

2408

2331

1596

3279

2681

2902







«Каждое слово выученное ребенком кажется ему важным. Часто новое слово имеет общий корень с уже знакомым словом, поэтому ребенку легче его запомнить. Если ребенку школьного возраста помочь понять, чем одни слова связанны с другими, их словарь быстро увеличивается», - советует в своих работах психолог Е. И. Тихеева

По данным исследования М. Д. Цвиянович, они показывают, что уже к 3-ему классу, в письменной речи учащихся выше процент существительных и прилагательных, в ней меньше местоимений и союзов, засоряющих устную речь. Здесь присутствуют простые распространенные предложения (71%). Количество слов колеблется от 30 до 150. Письменные работы короче, в них меньше слов-повторений, не так часты однообразные соединительные союзы, особенно «и». Следовательно, уже к 3-4-ому классу письменная речь учащихся в некотором отношении превосходит устную, приобретая форму книжной, литературной речи.

Огромную роль в развитии речи учащихся играет овладение письмом, специально грамматикой и орфографией. Опираясь на исследования многих психологов А. Ф. Обухова пишет: «Прежде всего повышаются требования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, т.е. поэлементно воссоздается. Ребенку необходимо научиться различать произношение и написание... К концу начального обучения дети могут свободно менять время излагаемого, лицо, от имени которого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему по написанному плану или данному названию, могут успешно использовать основные грамматические конструкции».

Автор пишет, что при обучении анализу состава слова, подбирая однокоренные, родственные слова, изменяя смысл слова путем подстановки различных приставок или включения суффиксов, дети осваивают лексику родного языка, подбирают нужные слова для выражения своих мыслей и точного определения качества предметов. В построении предложений, в пересказах и сочинениях школьники осваивают правила орфографии и овладевают синтаксисом.

«Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, т. е. достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности», - отмечает А. Люблинская.

Однако «понимающее» чтение дается не сразу. Здесь особенно помогает выразительное чтение вслух учителем, а затем и самими учениками.

Психолог П. Блонский указывает на важность процесса перехода от громкого чтения к чтению про себя, т. е. интериоризация чтения. В результате которого обнаружено несколько форм речевого поведения детей:

  1. Развернутый шепот – отчетливое и полное проговаривание слов и фраз с уменьшением громкости.

  2. Редуцированный шепот – проговаривание отдельных слогов слова при торможении остальных.

  3. Беззвучное шевеление губ – действие инерции внешнего проговаривания, но без участия голоса.

  4. Невокализированное вздрагивание губ, возникающее, как правило, в начале чтения и исчезающее по прочтении первых фраз.

  5. Чтение одними глазами, приближающееся по внешним показателям к молчаливому чтению старших детей и взрослых.

Психолог И. Ю. Кулагина связывает развитие речи младших школьников и умения читать и писать с изменением мышления и понимания учащихся. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления, для решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Литовские психологи: Г. Буткене , А. Кепалайте обращают внимание на изменения в общении младших школьников. «Восьмилетний ребенок может использовать один тип слов и грамматики при общении с учителем, другой – при общений со взрослым родственником, и третий – при общений с со своими друзьями, сверстниками».

Таким образом из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрывается все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.

2. Человеческий мозг, как основной показатель к овладению языком

Так как речь – основа умственной деятельности, то разговор пойдет о человеческом мозге, который имеет прямое отношение к овладению языком. Легко ли научиться читать и писать? Одним детям легко, особенно если у них хорошие педагоги, другим трудно, третьим очень трудно. Чтобы научиться читать и писать без лишних проблем, необходимо быть готовым к этому. Это значит, нужно иметь достаточно развитую устную речь, «хорошо слышать» её нюансы, выделять в речевом потоке отдельные звуки речи, иметь память на буквы и так далее. Отчего зависят эти способности? В первую очередь от состояния головного мозга, центральной нервной системы.

Человеческий мозг устроен хитро. Нервные клетки «обучены» от природы только простому: чувствовать кожей боль, тепло, холод, морщится от резких запахов, горькой еды, вздрагивать от шума, видеть. Остальные нервные клетки, которые присутствуют в мозге «молчат». Они не умеют действовать, их необходимо научить этому, а значит, созреть. Это относится и к тем клеткам мозга, которые станут потом речевыми. Для того чтобы созревание нервных клеток происходило, необходимо, чтобы вокруг были те предметы, явления, действия, которые включили бы их в работу. Для речевых клеток необходимо, чтобы вокруг говорили.

Те дети, которые не получили всего этого «превратятся» в детей – маугли.

Всё в психическом развитие человека начинается с органов чувств. Для речи основным является слух. Наличие физического слуха является необходимым условием для нормального владенья речью. Состояние физического слуха зависит и от состояния самого уха, и от нерва, который соединяет ухо с головным мозгом, и от тех клеток в самом мозге, где проводящий нерв оканчивается. Ребёнок может не слышать совсем, или плохо слышать, если повреждён каждый из этих участков. Следующем ведущая роль принадлежит уже не физическому, а разным видам речевого слуха.

Детский мозг очень пластичен, податлив, гибок. Для нормального развития речи предполагается, что нормальная речевая среда, в которой ребёнок будет находиться, и все этапы речевого развития, которые он пройдёт без сбоев зависит от взрослых, т.к. они ответственны за то, как будет созревать детский мозг.

3. Особенности в речевом развитии детей


К сожалению не у всех детей головной мозг здоров от рождения. Поэтому не все дети начинают вовремя понимать явления действительности, говорить, а темпы дальнейшего развития мышления, памяти, овладения речью не всегда соответствуют нормативным. Особенно драматичны нарушения речи, поскольку речь – основная функция для всей психики человека. По выражению одного из неврологов прошлого, «Речь – это повозка, в которой едет мышление».

Какие же нарушения речи встречаются наиболее часто?



3.1 Нарушения речи


Виды нарушений

Краткая характеристика нарушения речи

Умственная отсталость

Речь не развивается или развивается плохо, т.к . механизм мышления слаб и не хватает сил включить в деятельность речевые зоны.

Глухота

Не слышащие дети лишены возможности научиться говорить естественным способом. Необходимо применять специальные меры: смысловые жесты, имитация букв пальцами, показ движений органов артикуляции (как произносятся звуки). Понимают речь по губам.

Дизартрия и анартрия

Дети с параличами или частичными параличами языка и губ, маленького язычка и голосовых связок. Скорость, сила, объём движений речевых органов ограничены.

Алалия

«Неговорящие» дети, которые молчат до 4-5 лет, при норме речевой среды, слуха, без аномалий речевого аппарата, без умственной отсталости. Имеют потребность в общении с окружающими.

Аутизм

Врождённое не желание общаться с окружающими, не испытывают потребности говорить.

Задержка речевого развития

Похожи на алаликов, но до 9 лет можно разговорить. Причинами являются неполноценная речевая среда, т.е. мало речи, неправильная речь; плохое физическое и психическое здоровье ребёнка; замедленные темпы созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

Дислалия

Говорит как «маленький», т.е. с признаками косноязычия. У ребёнка с опозданием созревает речевой слух. Есть дети, которые различают звуки речи и их смысловые признаки, понимают смысл слов, но не могут правильно выговаривать те или иные звуки. Необходимо исправлять звуки.

Общее недоразвитие речи

Если алалию или задержку речевого развития не удалось преодолеть во время до 5-6 лет, то дети получают название общего недоразвития речи. Основными трудностями при ОНР являются: фонематические; фонетические; фонетико-фонематические; лексические; лексико-граматические.

Дисграфия и дислексия

Основными причинами нарушения чтения и письма являются: фонетическое нарушение(непр. звук); фонематические нарушения(зв./гл.тв./м.), сложности звуко-буквенного анализа и синтеза(не выд. зад. звук); лексико-граматические нарушения (нарушение слоговой структуры).


В настоящее время в обычную школу приходит большой поток детей с различными речевыми нарушениями. Учителям приходиться работать с такими детьми, используя индивидуальный подход и различные методы обучения.


4. Речевое развитие детей шестилетнего возраста


Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся. Первое условие – потребность детей высказываться; второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание. Развитие речи имеет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития. К шестилетнему возрасту словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может легко объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Словарь шестилетнего ребёнка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Достаточно развитой к 6 годам является и грамматическая сторона речи ребёнка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, учатся строить более сложные предложения. В этом же возрасте дети уже подмечают значения, носителями которых в составе слова являются те или иные грамматические элементы (морфемы). В основе этого явления лежит ориентировка ребёнка на звуковую форму слова, на звучание грамматических форм. Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над словосочетанием, над предложением и связной речью – это основное содержание уроков по языку.


5. Виды речи

Выделяют 4 вида речевой деятельности - это чтение, аудирование (слушание), устная речь и письмо. Обучение всех этих видов речи должно вестись на всех уроках, вплоть до математики. Ведь математический текст – текст особого рода, со своим языком. Очень часто дети не могут решить задачу только потому, что они не умеют её правильно прочитать и понять, осмыслить.

В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельности подробнее.

Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

Выделяют три основных типа внутренней речи:

а) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;

б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи:

в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.).

В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.

Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

Речь устная – вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

Устная речи делится на

  • Диалогическую речь – это речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги – непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей.

  • Монологическую речь – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.

6. Всестороннее развитие речи 6.1 Основа начального курса языка

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.

К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.


6.2 Мотивация речи.

Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождается определёнными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют “жёсткие задания”, которые дисциплинируют мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то, и другое. Чтобы дети говорили хорошо, живо эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо “ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика” умеющего передать замысел простыми словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать от ребёнка рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.


6.3 Требования к речи

Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок “понимает в окружающем больше, чем может передать словами”. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается мало понятным. Сам учение обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.

Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям ; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

6.4 Звуковая культура речи

Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.

Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.

Вдохнули – на выдохе счёт от1 до…

Вдохнули – на выдохе чтение скороговорок.

“Задуй три свечи”.

“Согрей своим дыханием зверюшек” и т.д.

Голос – важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой и т.д. Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений:


1. Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).


2. Инсценирование небольших отрывков.


Дикция – чистота, правильность, чёткость произношения.


Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных средств передаёт своё отношение и свою оценку читаемого.


6.5 Ведущее направление речевого развития

Одно из ведущих направлений речевого развития младших школьников – работа над словарём учащихся. “Слово – наивысшая смысловая единица языка свободно воспроизводимая в речи для построения высказываний” (Б.Н.Головин)

Чем богаче словарь человека, тем более оригинально, выразительно он выражает свои мысли. Исследователи детского словаря отмечают его бедность, объём – 3-7 тысяч слов. В результате высказываний значительной части детей маловыразительна. Им свойственны нарушения стилевого единства, почти полное отсутствие в художественном описании слов с образным значением.

На уроках в начальной школе учитель осуществляет работу по обогащению словаря детей, развивает чувство языка, желание говорить ярко, образно. Центральным, системообразующим понятием в работе над словарём учащихся является понятие о функциональных стилях языка. Литературному языку в его устной и письменной форме свойственны пять стилей: разговорный, научный, официально- деловой, публицистический. Способность чувствовать стиль, знание его особенностей позволяет учащимся в нужный момент правильно оценить ту или иную речевую ситуацию.

6.6 Конечная цель по речевому развитию

Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом построения речи”, на автоматизацию речевых навыков.

Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями.

7. Методика преподавания по развитию речи 7.1 Игра, как форма развития личности ребёнка

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств, так как в процессе занятий меняются учебная ситуация и мотивы речи. Дети то свободно высказывают свои мысли, то выполняют задания по картинке. Ребёнка необходимо ввести в роль увлекательного рассказчика, тогда речь его будет живой, эмоциональной. Нужно стремиться к настойчивому, целеустремлённому воспитанию у детей желания учиться, веры в себя. “Обучение должно быть радостным для каждого ученика” - таков мой девиз в работе. Поэтому важно поставить каждого ученика, а особенно слабого, застенчивого, неуверенного, в ситуацию успеха, чтобы ребёнок почувствовал и увидел зримые результаты своего собственного труда. Но удовлетворение от учения невозможно получить, если ребёнок не умеет учиться, поэтому нужно много сил и времени уделять формированию общеучебных умений и навыков. Учитывая возраст детей-шестилеток, лучшим из методических приёмов я посчитала игру. Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчёркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного “педагогического поля”. Как важно это осознавать! Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. В игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут его реальностью. Поэтому почти каждое учебное упражнение или задание я постаралась преподнести детям в виде интересной увлекательной игры.


7.2 Методика работы по развитию речи на уроках чтения

Учитывая особенности речевого развития детей данного класса, я решила вести работу в нескольких направлениях:


- работа над звукопроизношением;


- работа над развитием фонематического слуха;


- работа по обогащению словарного запаса детей;


- работа над развитием лексико-грамматического строя речи;


- работа над предложением и связной речью.


Хотелось бы подробнее остановиться на каждом из выбранных мною направлений и рассказать об используемых в моей работе методах и приёмах.


7.3 Работа над звукопроизношением

Начиная с подготовительного периода обучения грамоте, я включала во все уроки артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику. Это занимало не более 3-5 минут. Дети с удовольствием выполняли упражнения “Загнать мяч в ворота”, “Наказать непослушный язычок”, “Почистим зубки”, “Грибок”, “Вкусное варенье”, “Гармошка”, “Качели”, “Маляр”, “Пароход гудит” и др.(Описание упражнений смотри в Приложении №1). Особенно детям нравятся игры с пальчиками, требующие энергичных движений кистей рук и сопровождающиеся стихотворными строчками.(Описание упражнений смотри в Приложении №2, №3).


7.4 Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха я начала с простейших упражнений типа:


- “Подними карточку, если услышишь заданный звук”.


- “Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук”.


- “Определи первый звук в слове”.


- “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.


- “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука И”.


- “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке”, загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой.


- “Кто больше?” - детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки дети называют слова, в названии которых имеется заданный звук.


- “Цепочка” - ведущий называет слово. Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает своё слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают тоже самое, составляя цепочку слов.


Постепенно задания усложнялись:


- Определить местоположение звука в слове – в начале, в середине или в конце слова;


- Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.


- Работа со звуковой линейкой. Учитель называет слово, а дети с помощью звуковой линейки определяют количество звуков в слове.


- “Угадай-ка” - нужно угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (Например: сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор - кот). Или тоже самое из последних звуков.


- Отгадай загадку и запиши отгадку-схему. Дети записывают отгадку в тетрадь по чтению разноцветными ручками: гласные – красным цветом, твёрдые согласные – синим цветом, мягкие согласные – синим цветом.


- Разучивание пословиц и скороговорок, которые очень нравятся детям.


Все задания на уроке выполняются коллективно. При разборе более сильные дети отвечают на сложные вопросы, слабым детям стараюсь давать более лёгкие вопросы, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать свои силы и обрести уверенность.


В дальнейшей своей работе я учитывала возрастные нормативы речевого развития детей. Так, в активном словаре детей 5-6 лет должны присутствовать:


- существительные, обозначающие названия профессий;


- прилагательные, обозначающие признаки предметов;


- глаголы, обозначающие трудовые действия;


- наречия, характеризующие отношения людей к труду;


- слова, определяющие и называющие местоположение предмета (слева, справа, внизу, вверху, между, около, рядом), время суток;


- слова, характеризующие состояние и настроение людей;


- слова со сходным и обобщающим значением.


К 6-7 годам расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, признаков, действий. Дети используют в речи синонимы, антонимы, употребляют разные части речи точно по смыслу.

В связной речи к 5-7 годам совершенствуется диалогическая и монологическая речь, закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребёнок должен самостоятельно, выразительно, без повторов передавать содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Также развивается умение составлять рассказы о предмете по плану, составленному взрослым или коллективно; составление небольших рассказов по картине, по серии сюжетных картинок, умение составлять рассказы небольшого объёма из личного опыта.


7.5 Работа над развитием лексико-грамматического строя речи

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями. Эти процессы чрезвычайно сложны, особенно для детей с нарушениями речи. Такие дети неправильно употребляют родовые, числовые, падежные окончания имён существительных, местоимений, прилагательных, допускают стойкие ошибки в согласовании глаголов с существительными и местоимениями, неправильно употребляют предложно-падежные конструкции.

Даже сами родители нередко замечают, что ребенок “путает окончания”, говоря, например, что “тапочки под кроватем”, “книга на столу”, “взяли под стола”, “много деревий” и т.д. Подобные неправильности в речи ребенка даже и без специальной помощи могут постепенно сглаживаться, но полностью они обычно так и не исчезают не только в старшем дошкольном, но даже и в школьном возрасте. Однако родители не считают это каким-то дефектом и, говоря их словами, просто “поправляют” ребенка.

Наличию аграмматизмов в устной речи детей нередко не придается особого значения еще и потому, что звукопроизношение у них может быть при этом вполне правильным, что и дает повод считать их речь “нормальной”. Такой ребенок в первом классе школы может прекрасно овладеть грамотой, то есть не допускать буквенных замен на письме и не искажать звуковую структуру слов. Иначе говоря, он вполне может овладеть фонетическим принципом письма, при котором написание полностью совпадает с произношением. В первом и втором классах такие дети могут быть даже отличниками

Лишь после перехода ребенка в третий класс, когда возникает необходимость овладения морфологическим принципом письма, связанным с изучением грамматических правил, он сталкивается с непреодолимыми трудностями. И только тогда родители, будучи в состоянии крайнего недоумения, обращаются, наконец, к логопеду, говоря о том, что с их ребенком, всегда так хорошо успевавшим в школе, “вдруг что-то случилось”. И не “вдруг”, и не “случилось”! Все это было уже давно “запрограммировано” и как бы заранее предопределено, а, значит, просто не могло не проявиться!

Ведь если ребенок в течение нескольких лет говорил “на столу” вместо “на столе” или “домы” вместо “дома” и считал это правильным, как же он может написать иначе? Откуда это у него возьмется? Неоткуда взяться, поскольку грамматические системы так и остались у него не сформированными! И нужно было задолго до поступления ребенка в школу побеспокоиться об устранении уже давно имевшихся у него предпосылок аграмматической дисграфии. Поэтому, учитывая, что подобные аграмматизмы имелись почти у каждого моего ученика-первоклассника, с первых дней учёбы в школе я стала вводить в уроки упражнения на развитие грамматического строя. В первую очередь я ввела упражнения на словообразование существительных, затем глаголов и прилагательных. .(Описание упражнений смотри в Приложении №4).

7.6 Работа по обогащению словарного запаса

Для обогащения словарного запаса детей использую различные упражнения и дидактические игры, “ Закончи предложения и назови слова-неприятели”, “Отгадай, что это за животные?”, “Какой? Какая? Какое? Какие?”, “Что делает? Что делают?”, “Овощи, фрукты, ягоды”.(Описание упражнений смотри в Приложении №5).

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание обращаю на такие факторы, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи.


7.7 Работа над предложением и связной речью.

Совершенствованию, обогащению синтаксической стороны речи способствуют также игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений. К этому циклу педагогических средств примыкает и широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр, и “ситуации письменной речи” - ребенок диктует свое сочинение, взрослый записывает его, и изготовление книжек, альбома детского творчества и т.д. Полезны также упражнения на распространение предложений, на согласование подлежащего с прилагательным, на постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме, игры в размытое письмо.

Способствует развитию речи и непосредственное обучение чтению. Так как подготовка детей, пришедших в школу, различна, сразу ввожу дифференциацию с учётом индивидуального подхода к каждому ребёнку. Читающие дети получают тексты, напечатанные на карточках, например: прочитай загадку и отгадай её (отгадку можно нарисовать). Свободно читающие получают тексты. Читающие по слогам получают карточки, где напечатаны предложения, или отдельные листочки со словами, из которых нужно составить предложения. Эти дети работают с деформированными предложениями. Слабо читающие дети получают карточки со слогами. Ученики, которые затрудняются в слоговом чтении, нуждаются в индивидуальном подходе. С такими детьми работаю сама или привлекаю свободно читающих детей. Важно дать дифференцированное задание, но не менее важно проверить у всех выполненное задание. Все дети должны прочитать выполненное задание вслух всему классу. Всех детей нужно поощрить, отметить даже маленький успех в чтении.


7.8 Определённая последовательность при работе над текстом. 1. Пересказ текста:

а) Пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой содержания каждой сюжетной картинки серии;

б) пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания каждой сюжетной картинки;

в) пересказы по сюжетной картинке с предварительной обработкой ее содержания по вопросам;

г) пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию:

д) пересказы без опоры на сюжетную картинку.


2.Составление рассказа:

1) Составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки;

2) составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания;

3) составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по ее содержанию;

4) составление рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;

5) составление рассказа на заданную тему.


8. Вывод

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия. Благодаря ему люди «как физически, так и духовно творят друг друга...» Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

Говорить о завершении работы невозможно, так как процесс развития речи продолжается на протяжении всего обучения, но подвести предварительные итоги работы уже можно. По наблюдениям окружающих и родителей можно говорить о больших переменах в развитии всех детей. Первоклассники стали свободнее разговаривать на заданные темы, научились составлять грамотные предложения, в их речи уменьшилось количество аграмматизмов. Все дети научились читать и многие укладываются в норму 1 класса. Усиленная работа над развитием речи ведётся сейчас и в дальнейшем будет вестись по дополнительным тетрадям: «Школа развития речи» по курсу «Речь» Т.Н. Соколовой.

Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи детей в младшем школьном возрасте. На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:

  1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.

  2. Поднимать уровень развития речи учащихся.

Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому учитель на всех уроках сообщая новый материал, включает в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти.

Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при решении конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас слов помогает излагать мысль. Для этого следует давать возможность учащимся чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии). Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся, на тех кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что-либо интересное, новое. Таким образом развитие речи учащихся – одна из важнейших задач деятельности учителя.






































Приложение №1 Артикуляционная гимнастика

  1. «Улыбка» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

  2. «Трубочка» - вытягивание губ вперёд трубочкой.

  3. «Улыбка – Трубочка» - чередование положения губ в улыбке и трубочкой.

  4. «Заборчик» - спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

  5. «Лопаточка» - язык широкий.

  6. «Иголочка» - язык узкий.

  7. «Лопаточка – иголочка» - чередование узкого и широкого языка.

  8. «Язык силач» - подъём языка за верхние зубы.

  9. «Качели» - чередование движений языка вверх и вниз.

  10. «Маятник» - чередование движений языка влево-вправо.

  11. «Бублик» - сложить губы бубликом.

  12. «Чищу зубки» - выработка умения удерживать кончик языка за нижними зубами.

Построить забор.

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние и верхние зубы (как при произнесении звука и). Удерживать в таком положении губы под счёт от 1 до 5-10.

Сделать трубочку.

Цель. Выработать движение губ вперёд.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

МАССАЖ ЯЗЫКА.

Язычок погладим ласково губами.

А затем постукаем бережно губами.

Язычок погладим ласково зубами.

Нежно покусаем мы его зубами.

И опять погладим ласково зубами.

А потом похлопаем бережно губами.

И в конце погладим ласково губами.

















Приложение №2 Пальчиковая гимнастика для младших школьников

Предложенные упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма.

1. «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

2. «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

3. «Крестики-нолики».
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

4. «Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

5. «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

6. «Рыбка».
Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

7. «Змейка».
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.

8. «Замок».
Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).



Приложение №3 РЕЧЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Зайка

Зайка шёл, зайка шёл,

Капусту нашёл, сел, поел и опять пошёл.

Зайка шёл, зайка шёл,

Морковку нашёл, сел, поел и опять пошёл.

Имитировать движения ходьбы, приседания, показывать, как ест зайчик.

Птички

Прилетели птички, птички-невелички,

Всё летали, всё летали, крыльями махали.

На дорожку прилетали, зёрнышки клевали.

«Летать» по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол.

Самолёты

Самолёты загудели,

Самолёты полетели.

На полянку тихо сели,

Да и снова полетели.

Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны в стороны, приседания, руки к коленям, руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны.

Гриб

Саша шёл-шёл-шёл, белый гриб нашёл,

Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,

Положил их в кузовок.

Имитировать движения грибника: идти, нагибаться и класть грибы в кузовок.

Петушок

Шёл по берегу петух,

Поскользнулся, в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной. Дальше делать круговые движения руками, приседать, грозить пальчиком, делать наклоны вперёд.

Поезд

Поезд мчится и свистит и колёсами стучит.

Я стучу, стучу, стучу, всех до дачи докачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, всех до дачи докачу.

Руки согнуты в локтях, синхронные вращательные движения обеими руками. Шаг в сторону – притоп, вращать руками, имитируя движение колёс.

Гуси

Гуси серые летели, на лужайке тихо сели,

Походили, поклевали, потом быстро побежали.

Взмахи руками, приседания. Затем ходьба на носках, наклоны головы, бег на месте

Кузнечики

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок, стоп, сели.

Травушку покушали, тишину послушали.

Выше, выше, высоко. Прыгай на носках легко!

Делать движения плечами, прыгать, приседать, прислушиваться и опять прыгать.


Кот

Вот идёт чёрный кот, притаился, мышек ждёт.

Мышка норку обойдёт и к коту не подойдёт.

Делать шаги с высоким подъёмом ног, присесть, руки к коленям, встать, повернуться вокруг своей оси. Руки в сторону.

Едем, едем

Чики-чики, чикалочки, едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке, петушок на будочке,

Зайчик – на тачке, мальчик – на собачке.

Ноги вместе, подскоки на месте. Одна нога впереди, на другой – подскоки. Затем утиный шаг вперевалочку. Грудь вперёд – посеменить ногами. Руки перед грудью, прыжки, бег на месте.

Зайчик

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал – зайка – прыг – и ускакал.

Имитировать движения зайчика по тексту.

Буратино

Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развёл, ключик, видно, не нашёл.

чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

Потягиваться, встать на носочки, наклониться вправо, влево, руки в стороны, руки вниз, встать на носочки, руки вверх.

Часы

Тик-так, тик-так – все часы идут вот так: тик-так.

Налево – раз, направо – раз, мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так, тик-так.

Наклоны туловища вправо-влево, по тексту.

Дорожка

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки.

По пням, по кочкам, по камушкам, по камушкам, в ямку – бух!

Наклоны туловища влево, вправо, шаг на месте, прыжки, приседания.

Дождик

Дождик, дождик, что ты льёшь?

Погулять нам не даёшь.

Дождик, дождик, полно лить,

Деток, землю, лес мочить.

После дождика на даче

Мы по лужицам поскачем.

4 хлопка, притопы, 4 хлопка. Прыжки на месте. Ходьба. Прыжки через лужицы.

Игра с зайкой

Вышли дети на лужок, заглянули под кусток,

Увидали зайчика, поманили пальчиком:

- Зайка, зайка, попляши, твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать, малых деток забавлять.

Движения ходьбы, приседания, плясовые движения, хлопки.

Конь

Конь меня в дорогу ждёт, бьёт копытом у ворот.

На ветру качает гривой: пышной, сказочной, красивой.

Быстро на коня вскачу и поеду, поскачу.

Там за дальней за рекой помашу тебе рукой.

Постукивания одной ногой об пол, покачивания головой, прыжки, подскоки, помахать рукой.

Белка

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробья, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.

Весёлый оркестр

Кот играет на баяне,

Зайка наш – на барабане.

Ну, а мишка – на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Нужно имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.





























Приложение №4.


Упражнения на развитие лексико-грамматического строя языка

Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

Игра «Назови ласково».

Слова с суффиксом –ик-.

дом – домик, куст – кустик,

нос – носик, халат – халатик,

хвост – хвостик, лист – листик,

карандаш – карандашик,

таз – тазик, гвоздь – гвоздик,

сад – садик, лоб – лобик,

клюв – клювик.

Слова с суффиксом –чик-.

забор – заборчик, костюм – костюмчик,

шкаф – шкафчик, стул – стульчик,

стакан – стаканчик, вагон – вагончик,

блин – блинчик, суп – супчик,

трамвай – трамвайчик, диван – диванчик,

рукав – рукавчик.

Слова с суффиксом -к-.

лапа – лапка, мышь – мышка,

яблоня – яблонька, лошадь – лошадка,

туча – тучка, ночь – ночка,

шуба – шубка, капля – капелька,

береза – березка, книга – книжка,

корова – коровка, бумага – бумажка,

синица – синичка, рука – ручка,

страница – страничка, птица – птичка.

крыльцо – крылечко, кольцо – колечко.

Слова с суффиксом -чк-.

Аня – Анечка, Таня – Танечка,

Оля – Олечка, Соня – Сонечка,

Ваня – Ванечка, Дима – Димочка.

лента – ленточка, тумба – тумбочка,

клумба – клумбочка, верба – вербочка,

звезда – звездочка, морда – мордочка.

вода – водичка, сестра – сестричка,

коса – косичка.

Задания постепенно усложняются и вводятся слова с новыми суффиксами.

Маша – Машенька, Надя – Наденька,

Даша – Дашенька, Петя – Петенька,

Миша – Мишенька, Коля - Коленька.

береза – березонька, дядя – дяденька,

дочь – доченька, мама – маменька,

тетя – тетенька.

дед – дедушка, голова – головушка,

соловей – соловушка, зима – зимушка,

скворец – скворушка, рябина – рябинушка,

поле – полюшко.

перо – перышко, стекло – стеклышко,

солнце – солнышко, горло – горлышко,

зерно – зернышко, гнездо – гнездышко.

ужа – лужица, земля – землица,

кожа – кожица, роща – рощица.

мороз – морозец, хлеб – хлебец,

письмо – письмецо.

дерево – деревце, зеркало – зеркальце,

корыто – корытце, одеяло - одеяльце.

бусы – бусинка, дождь – дождинка,

пыль – пылинка, изюм – изюминка,

солома – соломинка, роса – росинка,

икра – икринка, мармелад – мармеладинка.

горох – горошинка, снег – снежинка,

чай – чаинка, песок – песчинка,

пух – пушинка.

Образование названий детенышей животных и птиц.

гусь – гусенок – гусята, еж – ежонок – ежата,

лось – лосенок – лосята, тигр – тигренок – тигрята,

лиса – лисенок – лисята, слон – слоненок – слонята,

кот – котенок – котята, ворона – вороненок – воронята.

волк – волчонок – волчата, орел – орленок – орлята,

индюк – индюшонок – индюшата,

лев – львенок – львята, медведь – медвежонок – медвежата,

белка – бельчонок – бельчата, заяц – зайчонок – зайчата,

галка – галчонок – галчата, кролик – крольчонок – крольчата,

овца – ягненок – ягнята, свинья – поросенок – поросята,

корова – теленок – телята, собака – щенок – щенята,

лошадь – жеребенок – жеребята.

Образование названий профессий.

Барабанщик, кладовщик, часовщик, угольщик, танцовщик, сварщик, стекольщик, дрессировщик, носильщик, летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик. художник – художница, учитель – учительница,

работник – работница, писатель – писательница,

проводник – проводница, певец – певица.

Для закрепления словообразования существительных можно проводить следующие игровые упражнения: «Назови ласково», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Назови животных парами», «Как зовут папу, маму и детеныша?», «Два брата ИК и ИЩ», «Добавь похожее слово» и др.

Словообразование глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-:

входит – выходит, подходит – отходит,

влетает – вылетает, подлетает – отлетает,

въезжает – выезжает, подплывает – отплывает,

прибегает – убегает, подъезжает – отъезжает,

приезжает – уезжает, закрывает – открывает,

прилетает – улетает, наливает – выливает,

приходит – уходит, насыпает – высыпает.

Используются игры «Чем отличаются слова?», «Добавь слово», «Найди общую часть».

Формирование словообразования прилагательных.

Речевой материал для образования притяжательных прилагательных: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый, коровий, лисий, бараний, козий, рыбий, волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Речевой материал для образования качественных прилагательных: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный, смешной, скучный, мрачный, ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый, шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый, зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной, яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный, кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный и т.д.

Используются игры «Чьи хвосты?», «Ералаш», «Правильно назови листья», «Что из чего сделано?», «Как?», «Сравни предметы и закончи предложения» и др.











































Приложение №5

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса

1. Игра « Закончи предложения и назови слова-неприятели».

Слон большой, а комар…

Камень тяжёлый, а пушинка…

Золушка добрая, а мачеха…

Зимой погода холодная, а летом…

Дерево высокое, а куст…

Дедушка старый, а внук…

Суп горячий, а компот…

Молоко жидкое, а сметана...

Я больна, но скоро буду…

Продавец продаёт, а покупатель…

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает медленно… и т.д.

2. Игра «Отгадай, что это за животные?».

Сторожит, грызёт, лает – кто это?

Мяукает, лакает, царапается - …

Мычит, жуёт, ходит - ..

Летает, жужжит, жалит - … и т.д.

3. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Придумать и назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? по теме «Зима».

Солнце (какое?)… Ветер… Небо…

Снег… Снежинки… Иней…

Погода… День… Мороз…

Воздух… Деревья… Сугроб…

4. Игра «Что делает? Что делают?».

Придумать и назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают? по теме «Зима».

Солнце (ЧТО ДЕЛАЕТ?)… Ветер… Небо…

Снег… Снежинки… Иней…

Погода… День… Мороз…

Воздух… Деревья… Сугроб…

Похожую игру можно проводить по всем временам года.

5. Игра «Овощи, фрукты, ягоды».

Придумать слова, отвечающие на вопрос что? по данной теме большой… маленькая… крупный…

круглый… мелкий… твёрдый…

мягкая… сладкая… вкусное…

горький… жёлтая… синяя…

красная… зелёный… чёрная…

длинный… спелая… сочный…

свежий… хрустящий… и т.д.

  1. Отгадывание загадок на определённые темы.









ЛИТЕРАТУРА
  1. Блонский П. Психология младшего школьника. – М., 1997.

  2. Визель Т. Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.

  3. Выгодский Л.С. Мышление и речь. – М.,1982.

  4. Ефименкова Л Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных класссов– Москва, 2001.

  5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1998.

  6. Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1971.

  7. Немов Р.С. Психология. Книга 2 – 3. – М.,1995.

  8. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М., 1995.

  9. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

  10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

  11. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990.

  12. Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М., 1984.

  13. Филин Ф.П. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979.

  14. Волкова Л.С., Селиверстов В.И. Хрестоматия по логопедии, том 2. – М., 1997

  15. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. – М., 2004


29