ГБПОУ «Донецкий техникум профессиональных технологий»
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Применение дистанционных технологий при обучении математике»
Составитель:
преподаватель математики
Ясинко Наталья Ивановна
Введение новых стандартов образования требует от нас формирования обучающей среды, которая мотивирует студентов самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном пространстве.
В связи с этим преподаватель сталкивается с рядом проблем. Как выполнить социальный заказ общества? Как сделать обучение интересным для обучающихся? Как разбудить в обучающемся интерес к предмету, к поиску нового.
Одним из путей решения этих проблем является использование возможностей дистанционных образовательных технологий в практике работы преподавателя.
Дистанционные технологии реализуют принцип доступности образования и предоставляют огромные возможности для проведения полноценного урока. На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, сопровождающего рассказ преподавателя. Показывая презентацию и затем комментируя её, педагог акцентирует внимание студентов на особо значимых моментах учебного материала. При этом следует учесть, что только разумное использование ИКТ повышает эффективность уроков во много раз. А вот вывод алгебраических формул, доказательство теорем необходимо проводить с мелом в руке на доске. При дистанционном обучении это сложно осуществить, т. к. пользоваться графическим планшетом могут не все педагоги, да и материальное состояние многих педагогов не позволяет его приобрести. Приходили на помощь видео-уроки, которые приходилось пересматривать и выбирать наиболее подходящие.
Образовательное учреждение имеет право использовать дистанционные образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования. На сегодняшний день дистанционные технологии в процессе преподавания математики используются очень широко: от онлайн-олимпиад по математике, до удаленного обучения обучающихся. Однако остаются открытыми вопросы, связанные с эффективностью применения дистанционных технологий в процессе обучения. Особенно остро эти вопросы встают при попытках организовать дистанционное обучение по предметам, требующим активного интеллектуального труда. К таким предметам, безусловно, относится математика. При изучении математики необходимо, чтобы обучающиеся воспринимали учебные материалы активно, то есть принимали деятельное участие в решении задач и расширении применимости математических методов и идей. Дистанционные уроки дают возможность студентам совершенствовать, пополнять свои знания, подняться в своём личностном развитии. При этом главная задача преподавателя не просто дать ребятам определенный объём материала (программы), а организовать такую деятельность обучающихся, которая научит их самостоятельно добывать знания и закреплять их на практике.
Организация учебных заданий по математике на основе информационных технологий либо с использованием их элементов (текстовые программы, электронные учебники, компьютерные презентации и пр.) с учётом санитарно-гигиенических требований к данному виду учебных занятий, создание или использование (доработка) завершённого проекта текстовой обучающей программы по математике, создание набора презентаций для использования на занятиях – вот неполный перечень функций учителя математики для выполнения которого необходимо обладать предметно-педагогической ИКТ-компетентностью.
Новые образовательные стандарты предъявляют новые требования к интеллектуальному развитию обучающихся, в частности посредством изучения математики. Одним из вариантов эффективного решения этой задачи является использование современных информационно-коммуникационных технологий.
На сегодняшний день выделяю следующие наиболее удобные и реализующие технологии дистанционного обучения при проведении уроков по математике:
1. Кейс-технология - основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучающимся при организации регулярных консультаций у педагога.
2. ТВ-технология - базируется на использовании систем телевидения для доставки обучающимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у педагога.
3. Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения студентов учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между педагогом и обучающимся.
В процессе дистанционного обучения студент и педагог взаимодействуют в следующих режимах:
синхронно - общение студента и педагога в режиме реального времени (online общение);
асинхронно, когда студент выполняет какую - либо самостоятельную работу, в индивидуальном темпе, а педагог оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности (off-line).
смешанное дистанционное обучение - это режим, который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронного, так и асинхронного.
Необходимым условием успешной организации дистанционного обучения является:
- описание ожидаемых от студента действий;
- отбор материала по содержанию;
- структурная организация учебного материала, включение его в процесс обучения;
- выбор типов упражнений (раздел «Теория», «Практика», «Контроль»);
- применение интерактивных информационных обучающих систем;
- комплектование иллюстративного ряда, слайдов, графических изображений.
Применение интерактивных информационных средств обучения повышает эффективность уроков, процесса их выполнения, а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения.
Педагог, планирующий дистанционный урок сам должен понимать:
- какие цели он ставит перед собой при разработке урока;
- чему он хочет научить обучающегося;
- как сформулировать их для обучающегося.
Используя дистанционные технологии педагоги применяют разнообразные формы работы с студентами, среди которых Skype-занятия, web-занятия, где ребята самостоятельно изучают образовательный ресурс, выполняют задания, а педагог его проверяет и дает обязательную рецензию выполненному заданию при личной встрече. Ученики постоянно выступают в активной роли. Формы обучения каждого урока соответствуют особенностям восприятия и мыслительной деятельности ребят, целям и задачам конкретных занятий.
При такой организации дистанционного обучения реализуется индивидуальная образовательная траектория каждого студента. Объем учебных занятий, их содержание и темп прохождения дозируется строго индивидуально. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу обучающегося, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым студентом до полного решения учебной задачи. Задача педагога – не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Мой вариант дистанционного обучения математике - создание электронных уроков и применение их в образовательном процессе с использованием сайта образовательного учреждения. Сайт создан в 2020 году и имеет следующий адрес: [email protected] . На сайте в разделе «Методические разработки» размещены разработанные задания по темам программы. Целесообразно указанные задания применять на этапе закрепления, обобщения и систематизации знания. Целью данных заданий является обобщение знаний в систему, с помощью них определяется уровень овладения знаниями, умениями, навыками.
При самостоятельном изучении новой темы студентам предлагаю воспользоваться ресурсами образовательного видео портала: https://resh.edu.ru/ или http://interneturok.ru. При подготовке к олимпиадам, конкурсам, викторинам ресурсами центрами дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru, интернет-карусель http://www.karusel.desc.ru, олимпиада «Сократ» http://www.math-on-line.com и другие.
Подводя итог, стоит отметить, что дистанционное обучение, как один из современных видов обучения, имеет полное право на существование в системе образования наравне с традиционными формами обучения. Внедрение дистанционного обучения позволяет увеличить долю самостоятельной работы обучающихся и активизировать, развивать способность поиска, анализа и обобщения информации.
Таким образом, создание информационно-образовательной среды обеспечивает доступ студентов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями и способствует социальной коммуникации и адаптации. Возможности дистанционного обучения практически безграничны, виртуальная среда действительно помогает преодолевать барьеры, главное – захотеть их преодолеть. Ведь непреодолимы только те барьеры, которые мы перед собой выдвигаем сами.
Использованная литература
Крылова Е.А., Иванова П. О. Международный журнал «Инновационная наука», №12-3, 2016г. – 57с.
Рамилевна Т. С., Гребенникова Н. Л. Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet», №5, 2020г. – 256с.
Подаева Н. Г., Подаем М. В. Использование дистанционных образовательных технологий в работе с одаренными детьми при обучении математике, №4,2016г. – 32с.
Сурхаев М. А., Ниматулаев М. М. Модернизация системы подготовки будущих учителей в условиях информационно-образовательной среды//Наука и Мир, №2, 2016г. – 96-97с.