РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ
На современном этапе общества наиболее остро ощущается потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Создание условий для проявления и развития личностной свободы учащихся становится приоритетным направлением в построении учебного процесса – это реализуется при личностно-ориентированном подходе.
Личностно-ориентированное обучение в воспитании является эффективным в создании необходимых условий для полноценного развития личности, так как в его основе заложены гуманистические идеи личности, сотрудничества, диалога, индивидуализация образования. Введение личностно-ориентированного обучения в воспитательный процесс подразумевает индивидуальную деятельность учителя по проектированию воспитательной деятельности и ее практической организации с учетом личностных возможностей учащихся.
В качестве самой большой ценности в соответствии с принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Для этого современное общество требует полного развития личности, в том числе ее творческих способностей, для успешного функционирования в нем.
В использовании личностно-ориентированного подхода эффективными условиями для развития творческих способностей младших школьников является:
а) воспитание на оптимальном уровне возможностей учащихся;
б) вовлечение каждого ученика в активную, подлинную самостоятельную деятельность;
в) учет психологических особенностей личности.
В настоящее время в условиях модернизации образования, когда всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей обучающихся, актуальной является проблема развития творческих способностей младших школьников.
Практика показывает, что для педагога задача развития творческих способностей обучающихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем. Правильно выбранные задания, помогают педагогу определить ту возможную меру включенности обучающихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным.
Мы, в ходе своей воспитательной работы, с целью развития творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного подхода используем следующие задания:
1. Задание на создание возможностей самопознания (при этом позиция учителя в обращении к школьникам может быть выражена фразой «Узнай себя!»).
А) Содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками
какой-то жизненной ситуации , сделать вывод ;
Б) Анализ и оценка характера своего участия в воспитательной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности);
2. Задание на «включение» самореализации (может начинаться с обращения: «Проверяй себя!»). Оно требует творчества в содержании работы .
3. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников, (может начинаться с обращения: «Твори совместно!»). Они требуют:
-совместного творчества с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;
-стимулирования, мотивирования совместной творческой работы оценивается учителям, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы: подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.
Таким образом, через представленные выше задания, способствующие развитию творческих способностей младших школьников в процессе реализации личностно-ориентированного обучения в воспитании, мы помогаем ученику в определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. А также, в свою очередь, через реализацию основных принципов личностно-ориентированного обучения в воспитании развиваем творческие способности младших школьников.