СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему"Технологии развития критического мышления"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему"Технологии развития критического мышления"»

МКОУ « Комсомольская СОШ» имени Гаджиева Н.О.

Кизилюртовского района РД























Выполнила: учитель русского языка

и литературы МКОУ «КСОШ»

Гимбатова Суилат Сайгидгусейновна





с. Комсомольское 2019

Введение

В педагогике ХХI в. в центре стоит личность учащегося, развитие которой и является целью образования. Каков же современный ученик? Перед нами представитель цифрового поколения, который отличается от того «Дитя», которого описывали Коменский, Ушинский, Корчак. Эти дети мультимедийных технологий, всю информацию получают из Сети. Они занимаются только тем, что им интересно. У «цифровых аборигенов», как назвал современных подростков американский педагог Марк Пренски, формируется «клиповое мышление», предполагающее переработку информации короткими порциями. Эти дети не будут читать «Войну и мир»,они будут читать короткие тексты в интернете. Переваривать информацию будут быстрее, но короткими порциями. Они предпочитают общение в виртуальном пространстве личному общению.

Какие изменения необходимо внести в процесс обучения подростков «цифрового поколения»?

1.Хорошо конструировать учебный процесс.

2.Сделать урок ярким, зрелищным, наглядным.

3.Подводить итоги каждого этапа обучения- и немедленно ставить задачи на следующий этап.

4.Обеспечить общение в группе или в паре.

5.Вести борьбу с клиповым мышлением: постепенно переходить от небольших текстов к текстам большого размера, используя технологию развития критического мышления и различные приемы работы с текстом.


Основная часть.

Технология развития критического мышления в российском образовании появилась в 1997 году, ее авторы – американские ученые Чарльз Темпл, Кертис Мередит, Джинни Стилл, Скотт Уолтер. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики.

Данная технология может применяться на любом этапе изучения материала, в любых классах, а также на любом предмете, в этом ее ценность и универсальность.

Критическое мышление - это умение логически мыслить и аргументировать.

Цель технологии развития критического мышления — развитие мыслительных навыков, которые необходимы учащимся в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Урок, проводимый по этой технологии, имеет чёткую структуру: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия».

I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)

II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление).

Для каждой стадии характерны свои приёмы.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний, используют следующие приемы: мозговой штурм, кластер, корзина идей, ромашка вопросов.

Рассмотрим примеры заданий вызова на уроке по изучению любовной лирики М.Лермонтова. Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, тема любви зазвучала у него совсем по – иному.

«Мозговой штурм».

-Как звучит любовная тема у Лермонтова в отличии от А.Пушкина?( У Пушкина любовь – источник счастья, а у Лермонтова – источник боли и печали. Она связана с одиночеством героя .)

«Корзина идей».

-Какие ассоциации вызывает слово любовь? Запишите цепочку слов и т.д.

- Выясните значение слова любовь по словарю.

«Кластер». Понятие “кластер” переводится как “гроздь, пучок”. Суть приёма – представление информации в графическом оформлении.

В центре слово любовь. Далее вокруг названия или цитаты, которые приходят на ум.

Ученики делают вывод, что любовная лирика М.Ю.Лермонтова позволяет говорить о чувстве собственной боли и безмерном одиночестве. Его любовная лирика пронизана мотивами страданий , неудач.

Кластер – универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока. На стадии «Вызов»- для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии «Осмысление» - для структурирования учебного материала, на стадии «Рефлексия» - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

«Ромашка Блума». Шесть лепестков = шесть типов вопросов(простой, оценочный, интерпретационный,практический,творческий).

Стихи о любви Лермонтова.

  1. Что можно сказать об этих стихотворениях?

  2. Каким настроением они проникнуты?

  3. Любовь. Что она такое для Лермонтова?

  4. Какие слова встречаются чаще всего?(« Не унижусь», « Не люблю»,«не для тебя», «мне грустно»)

  5. Может ли быть счастлив лирический герой?

Этот прием позволяет проследить , как меняются нравственно-эстетические идеалы поэта,его мировосприятие на примере стихотворений о любви.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом, используют следующие приемы: инсёрт, тонкие и толстые вопросы, фишбоун, бортовой журнал, диаграмма Венна, чтение с остановками.

Приём «Пометки на полях» (Инсерт). В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I и II этапы.Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

...

...

...

...



IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы осуществляетсязатем в парах, группах, фронтально.Данный прием эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся: “прочитать параграф учебника”.

При изучении темы «Деепричастие» в 7 классе диаграмма Венна позволяет находить сходства и различия между причастием и деепричастием.






ПричастиеДеепричастие









Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Фишбоун переводится как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. Голова — вопрос темы, основной объект исследования, верхние косточки — основные понятия темы, нижние косточки — суть понятия, возможные источники, раскрывающие ее, хвост — ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы.



Я очень часто применяю на уроках литературы метод творческого чтения. Особенно приём «чтение с остановками».

Чтение текста фрагментами не является новшеством в педагогике. Всем хорошо известно комментированное чтение. Когда речь идет о комментированном чтении, важен мониторинг понимания содержания , деталей , которые представлены в тексте.Когда мы говорим о чтении с остановками ,то наша задача – заинтересовать ребенка произведением и творчеством автора, помочь в формировании собственной позиции.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. 4.Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.

Перед началом чтения текста можно не говорить учащимся его название. В некоторых случаях название текста может стать предметом обсуждения в классе и стимулировать интерес учащихся: о чем же будет рассказываться в тексте, имеющем такое название? В других случаях название текста может приоткрыть в какой-то степени его содержание, что ослабит любопытство учащихся.

Примерные вопросы приема « чтение с остановками».

По названию предположите, о чем будет рассказ?

Какие события могут произойти в описанной обстановке?

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?

Что будет с героем после событий рассказа?

Считаю удачными уроки по произведениям Л.Н. Толстого « После бала», А.П. Платонова «Неизвестный цветок», В.Г. Распутина «Уроки французского», Людмилы Куликовой "Свиделись".

Прием «Бортовой журнал» – один из способов понимания текста. В него можно включать информацию о литературном герое, о котором пока вы можете только догадываться.

Бортовой журнал

Имя литературного героя ________________________

Местожительство ______________________________

Время, в которое жил герой, _____________________

Образование ___________________________________

Род занятий ___________________________________

Портрет______________________________________ ______________________________________________

Черты характера_______________________________ ______________________________________________

Привычки, увлечения ___________________________

Интересные факты о личности литературного героя __ ______________________________________________ ______________________________________________

Моё отношение к данному герою __________________ ______________________________________________



Прием «Бортовой журнал» охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией.

Третья стадия – рефлексия. На этой стадии осуществляются анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Приёмы стадии «Рефлексия»: эссе, синквейн, шесть шляп мышления и другие.

Написание эссе.

Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.

Предлагается ответить на вопросы:

- Что узнал и чему научился на уроке?

- Что хотел бы узнать?

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. 

9 класс

«Сложное предложение»

На уроке я познакомился с понятием «Сложное предложение»; узнал, какие предложения называют сложносочинёнными, сложноподчинёнными , бессоюзными; узнал, чем отличаются союзные предложения от бессоюзных; научился находить различные типы сложных предложений в тексте и называть их в зависимости , его строения, средств связи частей сложного предложения, смысловых отношений между частями сложного предложения.

Хотел бы познакомиться более подробно с видами бессоюзных и союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных) сложных предложений.

В любом случае эссе — художественная форма размышления, подталкивающая учащегося обратиться к собственномуопыту.

Интересным приемом является создание синквейна. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество.

Этот прием развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов

  • В первой строчке тема называется одним словом (сущ.).

  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

  • Четвертая строчка – это предложение , состоящее из четырех слов.

  • Пятая строчка – это синоним к слову из первой строчки.


Например:

Звуки.

Гласные и согласные.

Льются ,звенят,гремят.

Используются в устной речи.

Фонетика .

Или :

ТРКМ

Яркая, творческая.

Формирует, совершенствует, развивает.

Познание начинается с удивления. (Аристотель).

Технология

Но лучше всего получаются синквейны на уроках литературы, потому что есть более широкое поле для творчества. Примеры:

Манилов

Сладкий, сентиментальный

Ласкает, манит, угождает

Как хорошо было бы, если бы…”

Бездельник.

Или:

Коробочка

Дубинноголовая, хозяйственная

Припрятывает, следит, боится

Ну, баба, кажется, крепколобая”

Пустота.

Или:

Собакевич

Жадный, неуклюжий

Продавал, грубил, обманывал

У меня, что ядреный орех, все на подбор”

Мизантроп.

Учащиеся всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны.

Заключение.

Таким образом, к развитию критического мышления можно обращаться на любом уроке и работать с учащимися любого возраста.

Технология развития критического мышления позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся.

Приемы ТРКМ помогают делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.















Список использованной литературы



  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

  3. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.

  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72

  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

  6. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.