ГУО «Боровухская средняя школа №15 г. Новополоцка»
Формирование познавательного интереса к предмету
через нестандартные формы проведения уроков
Подготовила: Сибирякова Л.В., учитель обслуживающего труда второй категории
Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.
К.Д. Ушинский
Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.
Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения
Традиционные уроки: уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела.
Нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру».
Нестандартные формы обучения предполагают:
• использование коллективных форм работы;
• привитие интереса к предмету;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
• становление новых отношений между учителем и учениками.
Цель нестандартных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности
Признаки нестандартного урока:
Несет элементы нового, места проведения.
Используется внепрограммный материал.
Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования компьютерных технологий.
Выполняются творческие задания.
Проводится самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
Уроки - соревнования
Уроки КВН
Театрализованные уроки
Компьютерные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки - творческие отчеты
Уроки- конкурсы
Уроки- обобщения
Уроки- фантазии
Уроки- игры
Уроки поиска истины
Уроки- лекции
Уроки- диалоги
Уроки- конференции
Интегрированные уроки
Уроки-семинары
Уроки – «круговая тренировка»
Межпредметные уроки
Уроки- экскурсии
Уроки – игры «Поле чудес»
Классификация уроков нестандартной формы:
Типы уроков и формы;
Уроки формирования новых знаний;
Уроки обучения умениям и навыкам;
Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений;
Уроки проверки и учёта знаний и умений.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Нестандартные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.
Но в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Наиболее важные особенности современного урока:
- создаётся доброжелательная атмосфера;
- формируется высокий уровень мотивации;
- придаётся большое значение способам учебной работы;
- уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К нестандартному УРОКУ:
учёт особенностей учащихся класса:
уровень класса;
отношение учащихся к предмету;
темп работы класса;
отношение к разным видам учебной деятельности;
отношение к разным формам учебной работы;
общая дисциплина учащихся.
В своей практике наиболее часто я использую видеоуроки, урок-игра, урок –соревнование, уроки с групповыми и самостоятельными формами работы, урок- зачёт, урок – творчества, урок-диалог и другие.
Как показывает практика, нестандартные формы обучения предполагают:
использование коллективных форм работы;
привитие интереса к предмету;
развитие умений и навыков самостоятельной работы;
активизацию деятельности учащихся;
при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
обучению работе с различными источниками знаний;
повышение интереса учащихся к участию в олимпиаде.
Необычные по замыслу и организации нестандартные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Такие уроки не только радость для учеников, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности.
Учащимся нестандартные уроки нравятся, они становятся общительнее и сплоченнее. Нестандартные уроки помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, к конкретной теме, развивают у учащихся логическое и абстрактное мышление. Благодаря нестандартному подходу к обучению на уроках создается непринужденная обстановка, что способствует лучшему усвоению материала.
Поэтому я считаю, что именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Анкета «Стиль деятельности учителя»
1. Если класс не приведен в порядок:
1) моя реакция зависит от ситуации
2) я не обращаю на это внимание
3) не могу начать урок
2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте:
1) в зависимости от ситуации
2) нет
3) да
3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:
1) предлагает простор для творчеств
2)Не вмешивается в мою работу
3)Дает четкие указания
4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана:
1) в зависимости от ситуации
2) предпочитаю импровизацию
3) всегда
5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне:
1)предпочитаю выяснить отношения
2) игнорирую этот факт
3) плачу ему той же монетой
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять я:
1) пытаюсь принять его точку зрения
2) перевожу разговор на другую тему
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
7.По- моему, в школьном коллективе важнее всего:
1) работать творчески
2) отсутствие конфликтов
3) трудовая дисциплина
8. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика:
1) нет, это недопустимо
2) затрудняюсь ответить
3) если ученик этого заслуживает
9. Непредвиденные ситуации на уроках:
1) можно эффективно использовать
2) лучше игнорировать
3) только мешают учебному процессу
10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией:
1) нет
2) когда как
3) не знаю
Если у Вас больше 1 вариант, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения
Преобладание 2 варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействие-приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно. Значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.