СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему исследовательской работы: "Роман М.Булгакова " Мастер и Маргарита" в оценке священослужителей"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад содержит: введение: цели, задачи, актуальность, изучаемой проблемы; в основной части дана оценка романа (исследование); заключение.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему исследовательской работы: "Роман М.Булгакова " Мастер и Маргарита" в оценке священослужителей"»

Государственное профессиональное бюджетное образовательное автономное учреждение

«Благовещенский политехнический колледж»

(ГПБОАУ СПО БПК)









Доклад

на тему исследовательской работы:

«Роман «Мастер и Маргарита» в оценке священнослужителей»





Выполнили студенты 101 группы:

Некрасова Светлана Игоревна и

Крамаренко Ольга Александровна





Преподаватель: Чайка Анна Алексеевна













Благовещенск, 2017г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Апология сатанизма…………………………………………………………….4

Доказательство Бога, свиты и зла, тьмы и света…….……4

Удар по атеизму……………………………………………………………………5

Добро и зло…………………………………………………………………….………6

Вывод………………………………………………………………………………..……6



































Тема: Роман «Мастер и Маргарита» в оценке священнослужителей.

Актуальность: Великий роман «Мастер и Маргарита никого не оставляет равнодушным. Его хвалят ругают, любят и ненавидят, о нем пишут книги и статьи. Особенно неоднозначно относятся к главному творению Михаила Булгакова православные читатели. Многих приводит негодование псевдоевангелие и романтизация нечистой силы. Но с другой стороны, не мало атеистов, прочтя этот роман, всерьез задумались и Боге и стали христианами.

Цель: Проанализировать отношение священнослужителей и мирян к роману М. Бугакова «Мастер и Маргарита»

Задачи:

  1. Подобрать и изучить теоретический материал по данной теме.

  2. Проследить над текстом романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

  3. Выявить положительную и отрицательную оценку романа в высказываниях священнослужителей

  4. Создать презентацию с целью наглядно показать итоги всей работы

  5. Методы исследования:

  1. Обзор литературы по теме исследования

  2. Анализ и обработка собранного материала

  3. Метод классификации и обобщения материала

  4. Сравнение реальности и вымысла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Теоретическая и практическая значимость работы видится в следующем:

Результаты работы могут быть использованы на уроках русского языка и литературы при изучении произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; а так же для широкого круга людей, интересующихся творчеством М.Булгакова.

В качестве гипотезы выступают предложения о том, что многих приводит в негодование псевдоевангилие и романтизации нечистой силы.



Апология сатанизма

Как и все талантливые произведения, «мим» позволяет считывать себя на нескольких уровнях, видеть разные ракурсы и грани. Многие православные священники и миряне увидели лишь негативную его сторону. Возьмем несколько священников и их отношение к роману:

- Это утонченная апология сатанизма! – считает иерей Георгий Белодуров. – Дух романа к Воланду и его карнавальной компании негодяем очень даже «мур-мур». Глядя на Мастера и Маргариту кое – кто может решить, что сговор с сатаной вполне допустим. Грех наиболее овладевает миром именно в утонченном виде. Человека коробит от откровенного вида и запаха выгребной ямы, а вот путь к ней через надушенные благовониями коридоры порождает интерес и притупляет бдительность…

- Различия между Священным Писанием и романом столь нельзя совместить в сознании и душе оба текста, - говорит священник Михаил Дунаев. – И сатана у Булгакова выступает в роли сеятеля зла и врага человеческого, стремящегося лишь к всеобщей погибели. Напротив, он может показаться эдаким «поборником справедливости». От этого дьявольская лож становится опасней. Писатель призвал на помощь всю силу своего дарования и создает новый апокриф, соблазняя внимающих ему.



Доказательство Бога, свиты и зла, тьмы и света.

- Роман построен на необычном контрасте аристократического образа зла в лице Воланда и его свиты и зла беспросветного большевистского,- полагает священник Пафнутий Жуков. – Здесь мы видим нетрадиционное противопоставление света и тьмы, а сатанизма «ветхого» и «нового».

- Кощунственен не роман Булгакова, а жизнь москвичей и действия сатанистов, изображенных в нем, - убежден дьякон Андрей Кураев. – Сам пафос этого произведения есть прямое доказательство бытия Бога. Потому что, если есть Воланд, то должен быть противовес.

Москвичка Елена Ветрова – одна из тех ,кого «мим» привел к вере «я выросла в семье,где мне очень доходчиво и популярно объясняли, что верить в Бога – невежество. Любые мои порывы поглубже вникнуть в эту тему резко присекались. А тут – казалось бы, всего лишь художественное произведение, школьная программа. Роман произвел на меня такое сильное впечатление, что я впервые взяла в руки Евангелие, пришла в храм. Я поняла, что Бог есть, и сказал, что мой приход к вере через книгу Булгакова – это как доказательство от противного. Родители до сих пор не простили мне моего религиозного «мракобесия»…».

Для Николая Степаного из Красноярска «мим» был одним из звеньев в цели событий, приведших его к православной вере «Булгаков очень исчерпывыюще характеризует Воланда, и очень скупо Иешуа – образ есть, но слишком не полный, загадочный. Я почувствовал острую необходимость узнать о Богочеловеке из других более полных и объективных источников. Роман Булгакова хорош для сомневающихся и неверующих как ступенька к Богу.



Удар по атеизму.

Роман не случайно начинается полемикой Берлиоза и бездомного. Их разговор – отражение полемики в рамках советского атеизма, которая велась в течении многих десятилетий. Безбожники спорили и пытались переплюнуть друг друга. Одни удовлетворялись тем, что низводили спасителя до уровня обычного человека, другие и вовсе жаждали вычеркнуть Христа из истории, заявляя, что его вообще не существовало. Кощунственные шутки советских атеистов, по мнению Булгакова, заходили слишком далеко. Нельзя разрушать чужую веру – даже если ты с ней не согласен. Тем более, когда в замен ничего для души предложить не можешь. Нельзя красть мечту о небе – иначе душу «пожирает земля».

Абсурдность идей атеизма – «Бога нет потому, что его не может быть!». Булгаков демонстрирует советскому читателю, нежелающему принимать в рассчет потусторонние факторы и наивно верящему, что все события в жизни происходят по воле «слепого случая». Особенно наглядно ограниченный атеистический образ мышления в эпилоге. Пытающиеся все «научно» объяснить безбожники сочли Воланда и его свиту опытными гипнотизерами. Все контакты очевидцев с нечистой силой объявлены галлюцинациями, а все, что не укладывается в материалистические рамки – решительно отменено. Не важно, что сотрудники угрозыска подтвердили факт пребывания Степы Лиходеева в Ялте. Гораздо проще придумать, что это их всех загипнотизировали на расстоянии, и более не ломать мозги над разгадкой этого чуда….

Добро и зло

Спор Воланда с Левием Матвеем о свете и тенях некоторым читателям может показаться доказательством учения о единстве и равноправии добра и зла.

На первый взгляд Воланд и его компания что хотят с людьми, то и делают. Но на самом деле, они получают власть над человеком лишь в случае его готовности совершить нечистый, греховный поступок. Это подтверждают многочисленные примеры потерявших честь и совесть героев романа.

Есть и оружие, которое дьявольская компания на дух не выносит. Бросившись в погоню за «убийцами» Берлиоза, Иван Бездомный по интуитивному наитию попутно прихватывает и прикалывает себе на грудь иконку в качестве оберега – это иконка Христа. Когда Азазелло уносит души Мастера и Маргариты, увидившая их кухарка хочет перекреститься, но демон угрожает ей: «отрежу руку!». Как видим,даже простое крестное знамение крайне неприятно для Воландовскойнечести. Проницательный читатель не может не заметить этой неувязочки. Ведь если верить Воланду и атеистам, то на кресте был распят просто философ – неудачник, значит, бояться его в таком случае нелепо. Но от чего же тогда крестное знамение так корёжит сатанистов? Значит, распят был на кресте, не просто смертный человек.



Вывод.

Философский смысл подтекста «мим» можно дополнить замечательными выводами Николая Бердяева. «Есть какая-то более могущественная сила, которая не позволяет океанскому прибою размыть прибрежные пески. У сил добра, столь редких в мире сем, есть тайный стратегический резерв – в мире ином. А зло вовсе не всесильно – и это есть доказательство существования Бога!»