СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: «О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции в условиях КТД»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад: «О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции в условиях КТД»

Просмотр содержимого документа
«Доклад: «О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции в условиях КТД»»

Доклад: «О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции в условиях КТД»


Чрезвычайно важна общая целостность образовательного процесса с чётко выраженным ракурсом воспитательной ориентации детей. И если образовательное учреждение считает необходимым этот ракурс ориентировать на выработку у обучающихся этического смысла человеческой жизнедеятельности, необходимо построение воспитательной системы нравственного основания, органично включённой в учебно-воспитательный процесс.

Занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся должны строятся по сюжетному рисунку, ориентированы на психолого-педагогический уровень воспитательной палитры и творческое личностное осмысление учеником нравственных проблем человеческой жизни. Это достигается путём создания многообразной сферы включения обучающихся в практику нравственной жизни человека, приёмов стимулирования усилий личности в моральном самоопределении и самовоспитании через активизацию её природных, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, организацию тонкой рефлексивной работы.

Сюжетный рисунок этического занятия предполагает логически выстроенную канву диалогического взаимодействия педагога и детей, совместного размышления, поиска ответа или решения, в процессе которого рождаются оценочные суждения, побуждающие обучающегося к нравственно ценным ориентирам и стимулирующие их. Превалирует направленность на стимулирование этических суждений детей, акцент которых базируется не столько на усвоении знаний, сколько на актуализации творческого потенциала мышления, самостоятельного, обоснованного рассуждения, что ведёт к личностному поиску школьниками истины, а не к усвоению лишь готового знания, а педагога ориентирует на раскрытие ресурсов творческого воображения учеников.

«Повседневная методика этического заряда», действующая в системе свободного общения детей на перемене и в послеурочное время. Она предполагает сочетание этической установки на доброжелательность и уважение во взаимоотношениях со сверстниками с методически инструментированными формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них.

Методика ориентирована на позитивные аспекты в организации доброжелательного климата взаимоотношений обучающихся, оптимистический прогноз их поведения через психологическую установку на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, при котором никто не будет обижен и обделён вниманием. Методические приёмы направлены на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определения достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций. Отрабатывается и психологическая канва поведения педагога, который терпеливо учит обучающихся находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, настойчиво культивирует умение детей простить, проявить снисходительность и благородство.

Общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех обучающихся в этический диалог, общение, взаимодействие. Композиционно она построена как театрализованное представление-диалог и осуществляется в форме «школы вежливости» в начальных классах, «этических диалогов о главном» – в подростковых, «вечеров этических раздумий» – в старших возрастных группах.

Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.

Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть нравственно-этического воспитания как непрерывного процесса соотнесения знаний, чувств, поведения обучающихся с ценностными основаниями жизнедеятельности людей, выработанными и отобранными вековым человеческим опытом, что способствует постижению значимого смысла в цели и образе жизни формирующейся личности. Этическое в данном процессе выступает мировоззренческим основанием жизнеосмысления, а нравственное – критерием отношений с людьми и окружающим миром.

Жизнедействие системы, её педагогическая сущность – в содержательной основе и методическом обеспечении моделирования непрерывного этического воспитания обучающихся в современной школе. Она базируется на смыслозначимых ценностях человеческой жизни и жизни общества.

Начало логической канве непрерывности нравственно-этического воспитания обучающихся возложено на специализированный воспитательный предмет этики, несущий в диалогическом взаимодействии с обучающимися познавательную основу моральных норм и жизненно значимых ценностей, которые с помощью разнообразных методик осмысливаются обучающимися, эмоционально проживаются ими и в процессе усвоения через метод нравственного выбора действенно влияют на формирующийся опыт нравственно ориентированных отношений к окружающему миру и людям.

Закрепляется данная направленность нравственного становления личности в последовательном процессе включения обучающихся в опыт этически значимого поведения в различных видах внеклассной и внеурочной деятельности, применения специальных методик гуманизации взаимодействия и отношений детей.

При такой стратегической линии непрерывности нравственно направленного педагогического действия и его воспитательной функции сможет формироваться и укрепляться приоритет нравственности в образовательной среде и жизнедеятельности обучающихся.