Доклад
о работе по мегапроекту
на научно-практической конференции «Экологическое образование для устойчивого развития образовательных учреждений»
В рамках мегапроекта я работаю в течении двух лет. Тема моего исследования звучит так: «Экологическое воспитание учащихся средствами иностранного языка в УМК М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием» 2-11 класс и УМК М.И. Кауфман «Счастливый английский.ру» в общеобразовательной школе».(слайд №1)
Цель моего исследования заключается в изучении потенциала предмета «Иностранный язык» в формировании экологического сознания школьников.
Задачи, которые я реализовала и продолжаю реализовывать:
изучить теорию и практику экологического воспитания в истории отечественной и зарубежной педагогики, а также на современном этапе;
определить гипотезу и практическую значимость данного исследования;
выявить основные педагогические условия, способствующие эффективности экологического воспитания учащихся средствами английского языка;
осуществить теоретический анализ содержания форм и активных методов работы по формированию экологической воспитанностии личности средствами английского языка;
провести эксперимент с целью определения уровней экологической воспитанности учащихся в процессе изучения английского языка. (слайд№2)
Гипотеза исследования.
В основу исследования я выдвигаю следующую гипотезу: экологическое воспитание учащихся в процессе изучения английского языка по УМК М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием» может быть эффективным при реализации следующих педагогических условий:
учет возрастных особенностей учащихся в организации экологического воспитания на уроках английского языка;
актуализация содержания предмета «английский язык» на всех ступенях обучения, позволяющая обеспечить личностный выбор ценностей, среди которых «Природа» занимает центральное место;
дидактически обоснованный подбор учебного материала, направленного на формирование экологической воспитанности учащихся.(слайд №3)
Целенаправленное изучение английского языка с использованием вышеназванного УМК позволит сформировать у обучающихся систему экологических, мировоззренческих и филосовских взглядов на общество и окружающую природу через:
творческий подход к использованию данного УМК в учебно-воспитательном процессе;
использование современных технологий, заложенных в разработке вышеназванного УМК.
организацию внеурочной деятельности по предмету.(слайд №4)
Данные аспекты изучения английского языка по УМК М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием» дадут возможность учащимся:
расширить знания об экологии не только в России, но и в англо-говорящих странах, таких как: США, Великобритания, Канада и т.д.;
узнать, как организовано и действует движение «Зеленых», борцов за чистоту окружающей среды и природы в мире;
сформировать свою точку зрения по проблеме защиты окружающей среды в России и в мире, исходя из сегодняшних реалий жизни человечества.(слайд №6)
Начиная работу над данной темой я провела входную диагностику. Ребятам было предложено ответить на такие вопросы:
1. Что такое экология?
2. Что ты понимаешь под экологической проблемой?
3. Хотел бы ты узнать больше об экологических проблемах в других странах?
4. Как связаны между собой экология и здоровье человека? (слайд№)
Цель анкетирования заключалась в том, чтобы выяснить насколько учащиеся мотивированы на изучение экологических проблем современности не только в нашей стране, но и за рубежом.
Результаты анкетирования показали, что 40% учащихся не знают, что такое экология (в основном 5-ый класс), но хотели бы знать;20% - ответили, что экология — это окружающая среда, воздух, вода, деревья, цветы и так далее;40%- ответили, что слышали об этом от родителей и учителей на уроках географии, байкаловедения.
45% учащихся ответили, что им интересно узнать, какие экологические проблемы существуют в других странах и сравнить их с экологическими проблемами в России.
Все без исключения отметили, что здоровье человека напрямую зависит от экологии, т.е. от состояния окружающей среды.
Средний показатель мотивации к изучению и приобретению новых знаний по экологии составил 27,1%.
Для того, чтобы повысить мотивацию к изучению экологии средствами иностранного языка я, разрабатывая рабочие программы по английскому языку, изучила спектр тем, которые предлагают авторы УМК в своих учебных пособиях и пришла к выводу, что авторы уделяют достаточно большое внимание экологическому воспитанию школьников, так как в разработанных ими учебниках экологии отводится одна из ведущих ролей. Особенно в учебниках средней ступени обучения 5-9 классы мы заостряем внимание на проблемах экологии в мире и в нашей стране. В старшей ступени обучения больше уделяется внимания влиянию технического прогресса на окружающую среду и месту человека в природе.
С целью формирования экологической культуры у обучающихся на уроках английского языка я использую проектную методику. Ребята, работая в группах или по желанию индивидуально выполняют творческие проекты на различные темы: например «Мой домашний питомец», «Как я провел каникулы», «Берегите лес» и т.д.
Очень эффективны на уроках английского языка экологические минутки в виде загадок, рифмовок или обычных логических цепочек. Кроме того, что они повышают интерес к изучению английского языка, они также воспитывают бережное отношение к окружающей среде.
Примеры использования экологических минуток с использованием методического конструктора.
4-ый класс. Тема «Погода». Задание: скажите, какое из предложенных прилагательных лишнее: Cold, Hot, Foggy, Warm, Sunny.(слайд №7)
6 класс. Какие продукты являются здоровой пищей?
Mushrooms, Sausages, Honey, Cucumbers, Sweets, Suger. (слайд №8)
8 класс. Где могут быть написаны следующие выражения и что они означают?
No smoking! Keep of the grass! Take your litter home! Protect wildlife plants and trees! SOS! (слайд №9)
Для развития навыков чтения в УМК предлагаются тексты на экологические темы, которые позволяют достичь как практических ( формирование и совершенствование навыков и умений чтения, говорения, аудирования, письма и перевода), так образовательных и воспитательных целей: развитие интеллекта учащихся, памяти, расширения кругозора, развитие логического мышления и т.д.
На уроках я стараюсь уделять внимание как воспитанию экологической культуры, так и культуры здоровья. От состояния окружающей среды зависит здоровье человека.
Авторы учебников по английскому языку также представляют в своих учебных пособиях проблемы не только экологии, но и проблемы сохранения здоровья учащихся в различных упражнениях, проектах, играх, которые мы проводим во время урока. Например в 3-ем классе, изучая глагол "MUST" мы учим детей способам сохранения здоровья, говоря о том, что нужно делать, чтобы иметь хорошее здоровье. Также пропаганде здорового образа жизни способствуют такие темы как "Food", “Sport is Fun”, “Teenagers Problems”, “Successful Person”.
Также во время урока мы проводим различные эковалеопаузы, предупреждая тем самым переутомление, потерю работоспособности учащихся. Эковалеопаузы помогают предотвратить и предупредить стрессовые состояния, стимулируют умственную деятельность. Наряду с традиционными физкультминутками мы стараемся применять некоторые элементы так называемой музыкотерапии. В своей работе я отметила этот способ релаксации учащихся как один из самых эффективных. В анкетировании учащиеся (особенно старших классов) отметили, что музыка заставляет их больше думать, помогает сосредоточиться на задании, расслабляет, предотвращает эмоциональную перегрузку. Хотя некоторые (особенно девочки-подростки) отметили, что музыка заставляет плакать и думать об имеющихся проблемах в настоящий момент. Но как говорится сколько людей — столько и мнений.
Как классный руководитель я строю свою работу в направлении экологии и здоровьясбережения используя такие формы как классные часы, открытые внеклассные мероприятия, диспуты, лекции.
С учащимися 7-ого класса мы участвуем в работе эко-школы «Зеленый флаг», в проекте «Энергосбережение и его влияние на окружающую среду», «Меньше мусора».
5