Доклад
Организация активизации познавательной деятельности обучающихся как средство повышения эффективности урока русского языка
Подготовил : учитель русского языка и литературы
МБОУ Войковская СОШ
Сметанко Елена Александровна
1 Актуальность опыта
За последние десятилетия в обществе произошли значительные перемены, которые повлияли на сферы жизни. Эти изменения привели как к положительным, так и к негативным тенденциям, связанных прежде всего со сменой ценностных ориентиров. В быстро развивающемся, высокотехнологическом социуме появилась потребность в человеке активном, думающем, обладающем способностью творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и адаптироваться в новых условиях. Важными становятся не только знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся, основанного на продуктивном мышлении.
Главной целью обучения русскому языку является свободное владение языком во всех видах речевой деятельности в различных сферах и ситуациях общения. Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: в обществе наблюдается снижение общей речевой культуры, на уроках всё чаще отмечается равнодушие учащихся к учебному процессу, их нежелание учиться.
И потому один из путей, способных решить назревшие проблемы, – активизация познавательной деятельности учащихся. От того, как учащийся относится к процессу познания, насколько устойчивы его интересы, умеет ли он учиться и пополнять свои знания, зависит развитие его личности, самооценка, вера в себя и свои силы.
2. Описание опыта
Под активизацией познавательной деятельности доктор педагогических наук И. П. Подласый предлагает понимать целенаправленную деятельность учителя по повышению уровня учебной активности учащихся. Познавательная активность учащегося выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний. Следовательно, активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт учитель, а результаты собственной познавательной активности демонстрирует учащийся .
Суть активизации познавательной деятельности учащегося заключается не только в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления путем создания различных учебных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству.
Моя система работы базируется на следующих педагогических принципах:
Принцип свободы выбора.
Создание ситуации выбора считаю одной из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика. Ученики имеют право на выбор (по согласованию с учителем) таких элементов образовательного процесса, как темп работы, уровень заданий, направления исследовательской деятельности и др.
2. Принцип личностного развития.
Создание условий для развития способностей учащегося на каждом уроке, в моем понимании, это:
- формирование необходимой базы фундаментальных знаний, умений, навыков;
- реализация принципа активной самостоятельной деятельности ученика;
- создание проблемных ситуаций;
- создание условий для самостоятельной деятельности ученика;
- создание условий для самостоятельной работы с учебным пособием;
- использование личностно-ориентированных технологий;
- организация взаимодействия учителя и учащегося на уроке, ученика и ученика.
3. Принцип согласования целей.
Считаю, что только в том случае, когда ученик осознает смысл учебной или воспитательной задачи и примет ее как лично для него важную, его деятельность станет мотивированной, целенаправленной и успешной.
4. Принцип учета индивидуальных особенностей.
Уровневую дифференциацию работы учащихся стараюсь организовать на уроках всех типов, максимально учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, путем организации работы в группах, создании творческих групп, индивидуальных опережающих заданий.
5. Принцип рефлексии.
Ученик должен уметь анализировать свою деятельность, а учитель должен создать условия для осознания учениками себя в деятельности.
Эффективной познавательная деятельность может стать при условии грамотной педагогической поддержки, т.е. взаимодействия учителя и ученика. Принцип сотрудничества в учебной деятельности характерны и для моей работы с детьми.
Большое внимание в своей работе с детьми уделяю приёмам рациональной организации учебной деятельности, развитию навыков культуры умственного труда. Такая работа будет эффективной, если учащиеся становятся в позицию субъекта, понимающего цель урока.
Для того чтобы работа на уроках была более продуктивной, я использую в своей практике следующие виды деятельности:
- работа с алгоритмами, схемами, опорными конспектами;
- составление мини-сочинений на основе личных впечатлений;
- групповая работа;
- индивидуальная работа с высокомотивированными учащимися;
- дидактические игры.
На уроках русского языка использую все основные виды диктантов: выборочный (выписать из текста слова с приставками), распределительный (распределить прилагательные в зависимости от их разряда), цифровой (слова с одной -н- записывают под цифрой 1, а слова с двумя -н- под цифрой 2), словарные, объяснительные, разновидности творческих диктантов, загадочный диктант (записать отгадки, объяснить их написание)(Приложение 2).
Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
В состав упражнений целесообразно вводить диктанты в игровой форме:
«Угадай-ка», «Третий лишний», «Корректор», «Добавь слово» и другие.
Кроме того, есть и новые разновидности диктантов, в частности «пропедевтический диктант», суть которого заключается в том, чтобы показать учащимся взаимосвязь изучаемого материала, который будет рассматриваться в дальнейшем. Например, при изучении темы «Правописание не с существительными» можно давать параллельно прилагательные и наречия, написание которых подчиняется одним и тем же закономерностям (недруг, недружный, недружно), при изучении личных окончаний глаголов в диктантах возможно помещать причастия, где наблюдается сходство правописаний гласной буквы в окончаниях глаголов и в суффиксах причастий (строят-строящий, думают-думающий) и т.д. Этот вид диктанта необходим учащимся, поскольку охватывает материал, находящийся в зоне ближайшего развития школьников.
Все эти виды работ помогают учащимся в учебной деятельности, обогащают словарный запас, развивают воображение, прививают любовь к предмету.
Для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка использую проблемно-поисковый метод. Для этого нужно создать на уроке проблемную ситуацию.
В своей практике использую следующие основные формы организации обучения: фронтальную, индивидуальную, групповую, а также следующие методы:
- объяснительно - иллюстративный (таблицы, схемы, опорные конспекты);
- репродуктивный (работа по заданному учителем алгоритму);
- эвристический (решение лингвистических задач);
- метод дифференцированного обучения.
Чтобы свести до минимума утомляемость учащегося и в течение всего времени поддерживать его внимание, надо систематически вводить на уроке элементы игры как познавательно-формирующий метод обучения русскому языку.( Презентация)
Для развития познавательной, речевой активности, учащихся на уроках можно организовать мини-дискуссии, в ходе которых учащиеся высказывают своё мнение по предложенному вопросу, приводят аргументы, на основе которых делается вывод. Например, слово – «застывшая» единица языка или нет? Предлагается высказать свою точку зрения на основе подобранных примеров.
Для развития познавательной деятельности учащихся в своей работе использую информационные технологии.
Опираясь на опыт работы, можно сделать выводы, что проведение уроков, на которых присутствует смена видов деятельности, а также различные интересные и занимательные задания, способствует повышению уровня развития познавательной и творческой активности учащихся. А уровень развития познавательной активности напрямую зависит от умения учителя организовать работу на уроке, найти подход к каждому ученику, а также от видов заданий, которые необходимо выполнять детям в ходе урока.
3. Заключение
В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на уроках выступают с сообщениями по изучаемой теме, пользуясь, информационными ресурсами сети Интернет). Эти формы работы помогают мне прививать интерес к изучаемому предмету и поддерживать его в дальнейшем. Я стремлюсь строить обучение так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся.
Таким образом, использование различных форм и методов, приёмов на уроках русского языка способствует развитию познавательной деятельности, коммуникативных способностей.