СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Организация активизации познавательной деятельности обучающихся как средство повышения эффективности урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа . Доклад для выступления на МО

Просмотр содержимого документа
«Доклад Организация активизации познавательной деятельности обучающихся как средство повышения эффективности урока русского языка»


Доклад


Организация активизации познавательной деятельности обучающихся как средство повышения эффективности урока русского языка


Подготовил : учитель русского языка и литературы

МБОУ Войковская СОШ

Сметанко Елена Александровна


1 Актуальность опыта

За последние десятилетия в обществе произошли значительные перемены, которые повлияли на сферы жизни. Эти изменения привели как к положительным, так и к негативным тенденциям, связанных прежде всего со сменой ценностных ориентиров. В быстро развивающемся, высокотехнологическом социуме появилась потребность в человеке активном, думающем, обладающем способностью творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и адаптироваться в новых условиях. Важными становятся не только знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся, основанного на продуктивном мышлении.
Главной целью обучения русскому языку является свободное владение языком во всех видах речевой деятельности в различных сферах и ситуациях общения. Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: в обществе наблюдается снижение общей речевой культуры, на уроках всё чаще отмечается равнодушие учащихся к учебному процессу, их нежелание учиться.

И потому один из путей, способных решить назревшие проблемы, – активизация познавательной деятельности учащихся. От того, как учащийся относится к процессу познания, насколько устойчивы его интересы, умеет ли он учиться и пополнять свои знания, зависит развитие его личности, самооценка, вера в себя и свои силы.

2. Описание опыта

Под активизацией познавательной деятельности доктор педагогических наук И. П. Подласый предлагает понимать целенаправленную деятельность учителя по повышению уровня учебной активности учащихся. Познавательная активность учащегося выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний. Следовательно, активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт учитель, а результаты собственной познавательной активности демонстрирует учащийся .

Суть активизации познавательной деятельности учащегося заключается не только в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления путем создания различных учебных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству.

Моя система работы базируется на следующих педагогических принципах:

  1. Принцип свободы выбора.

Создание ситуации выбора считаю одной из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика. Ученики имеют право на выбор (по согласованию с учителем) таких элементов образовательного процесса, как темп работы, уровень заданий, направления исследовательской деятельности и др.

2. Принцип личностного развития.

Создание условий для развития способностей учащегося на каждом уроке, в моем понимании, это:

-                     формирование необходимой базы фундаментальных знаний, умений, навыков;

-                     реализация принципа активной самостоятельной деятельности ученика;

-                     создание проблемных ситуаций;

-                     создание условий для самостоятельной деятельности ученика;

-                     создание условий для самостоятельной работы с учебным пособием;

-                     использование личностно-ориентированных технологий;

-                     организация взаимодействия учителя и учащегося  на уроке, ученика и ученика.

3. Принцип согласования целей.

Считаю, что только в том случае, когда ученик осознает смысл учебной или воспитательной задачи и примет ее как лично для него важную, его деятельность станет мотивированной, целенаправленной и успешной.

4. Принцип учета индивидуальных особенностей.

Уровневую дифференциацию работы учащихся стараюсь организовать на уроках всех типов, максимально учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, путем организации работы в группах, создании творческих групп, индивидуальных опережающих заданий.

5. Принцип рефлексии.

Ученик должен уметь анализировать свою деятельность, а учитель должен создать условия для осознания учениками себя в деятельности.

Эффективной познавательная деятельность может стать при условии грамотной педагогической поддержки, т.е. взаимодействия учителя и ученика. Принцип сотрудничества в учебной деятельности характерны и для моей работы с детьми.

Большое внимание в своей работе с детьми уделяю приёмам рациональной организации учебной деятельности, развитию навыков культуры умственного труда. Такая работа будет эффективной, если учащиеся становятся в позицию субъекта, понимающего цель урока.

Для того чтобы работа на уроках была более продуктивной, я использую в своей практике следующие виды деятельности:

-                     работа с алгоритмами, схемами, опорными конспектами;

-                     составление мини-сочинений на основе личных впечатлений;

-                     групповая работа;

-                     индивидуальная работа с высокомотивированными учащимися;

-                     дидактические игры.

На уроках русского языка использую все основные виды диктантов: выборочный (выписать из текста слова с приставками), распределительный (распределить прилагательные в зависимости от их разряда), цифровой (слова с одной -н- записывают под цифрой 1, а слова с двумя -н- под цифрой 2), словарные, объяснительные, разновидности творческих диктантов, загадочный диктант (записать отгадки, объяснить их написание)(Приложение 2).

Явился в жёлтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки!

В состав упражнений целесообразно вводить диктанты в игровой форме:

«Угадай-ка», «Третий лишний», «Корректор», «Добавь слово» и другие.

Кроме того, есть и новые разновидности диктантов, в частности «пропедевтический диктант», суть которого заключается в том, чтобы показать учащимся взаимосвязь изучаемого материала, который будет рассматриваться в дальнейшем. Например, при изучении темы «Правописание не с существительными» можно давать параллельно прилагательные и наречия, написание которых подчиняется одним и тем же закономерностям (недруг, недружный, недружно), при изучении личных окончаний глаголов в диктантах возможно помещать причастия, где наблюдается сходство правописаний гласной буквы в окончаниях глаголов и в суффиксах причастий (строят-строящий, думают-думающий) и т.д. Этот вид диктанта необходим учащимся, поскольку охватывает материал, находящийся в зоне ближайшего развития школьников.

Все эти виды работ помогают учащимся в учебной деятельности, обогащают словарный запас, развивают воображение, прививают любовь к предмету.

Для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка использую проблемно-поисковый метод. Для этого нужно создать на уроке проблемную ситуацию.

В своей практике использую следующие основные формы организации обучения: фронтальную, индивидуальную, групповую, а также следующие методы:

-                     объяснительно - иллюстративный (таблицы, схемы, опорные конспекты);

-                     репродуктивный (работа по заданному учителем алгоритму);

-                     эвристический (решение лингвистических задач);

-                     метод дифференцированного обучения.

Чтобы свести до минимума утомляемость учащегося и в течение всего времени поддерживать его внимание, надо систематически вводить на уроке элементы игры как познавательно-формирующий метод обучения русскому языку.( Презентация)

Для развития познавательной, речевой активности, учащихся на уроках можно организовать мини-дискуссии, в ходе которых учащиеся высказывают своё мнение по предложенному вопросу, приводят аргументы, на основе которых делается вывод. Например, слово – «застывшая» единица языка или нет? Предлагается высказать свою точку зрения на основе подобранных примеров.

Для развития познавательной деятельности учащихся в своей работе использую информационные технологии.

Опираясь на опыт работы, можно сделать выводы, что проведение уроков, на которых присутствует смена видов деятельности, а также различные интересные и занимательные задания, способствует повышению уровня развития познавательной и творческой активности учащихся. А уровень развития познавательной активности напрямую зависит от умения учителя организовать работу на уроке, найти подход к каждому ученику, а также от видов заданий, которые необходимо выполнять детям в ходе урока.

3. Заключение


В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на уроках выступают с сообщениями по изучаемой теме, пользуясь, информационными ресурсами сети Интернет). Эти формы работы помогают мне прививать интерес к изучаемому предмету и поддерживать его в дальнейшем. Я стремлюсь строить обучение так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся.

Таким образом, использование различных форм и методов, приёмов на уроках русского языка способствует развитию познавательной деятельности, коммуникативных способностей.