СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Использование учебно-методических компонентов способствующих развитию у обучающихся мотивации к профессионально-трудовому обучению»

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах если у ученика нет желания учиться" В.А Сухомлинский

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Использование учебно-методических компонентов способствующих развитию у обучающихся мотивации к профессионально-трудовому обучению»»

Школа –интернат №9 р.п. Переяславка









Использование учебно-методических компонентов способствующих развитию у обучающихся мотивации к профессионально-трудовому обучению.

















Докладчик: Пойманова Г.Н.











2014-2015 учебный год



Использование учебно-методических компонентов способствующих развитию у обучающихся мотивации к профессионально-трудовому обучению.

(1сл.)Все наши замыслы,

все поиски и построения

превращаются в прах,

если у ученика нет

желания учиться.

В.А. Сухомлинский

Основным фактором, определяющим качество и темп обучения, является моти­вация - неявно выражен­ное звено процесса обучения. Это звено соеди­няет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуаль­ного базиса формирования знаний, умений, навыков.

(2)Мотив в переводе с латинского обозначает проводить движение, толкать.

Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивы - аван­гардная функция «деятель­ности».

(3)Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.

Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.

Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Обучающийся есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой- то деятельности. Для того чтобы ребёнок успешно развивался, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует, т.е. побуждает и направляет деятельность ученика? Педагог должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не сможем этого, то «все наши замыслы, все поиски и построения превращается в прах, если у обучающегося не появится желание учиться» (В.А. Сухомлинский). Педагог должен уметь вызвать у ребёнка это желание, а это значит, что он должен формировать у него соответствующую мотивацию.

Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость одно из типичных проявлений незрелости мотивационной сферы умственно отсталых учеников. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности.



(4)МОТИВАЦИЯ СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям (к учению);

  • развитие собственной активности ребенка;

  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  • формирование и развитие целенаправленных действий;

  • развитие планирования и контроля деятельности;

  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной и трудовой видов деятельности у школьников с интеллектуальной недостаточностью, может быть создание таких условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности.

Для того чтобы активизировать обучающихся коррекционной школы на занятиях по профессионально-трудовому обучению, необходимо специальными приемами расширять их общий кругозор, развивать у них познавательные интересы и навыки самостоятельной работы. Это означает, что занятие не должно и не может ограничиваться выработкой у детей трудовых навыков. Не менее важно развивать познавательные компоненты трудовой деятельности: умение действовать по плану, организованно, точно и аккуратно контролировать и корректировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, умения, навыки, формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие, важные в социальном отношении качества.

(5)СМЫСЛ УЧЕНИЯ

Внутреннее отношение школьника к учению, сложное личностное образование, которое включает в себя два момента:

1. Осознание ребёнком объективной значимости учения.

2. Понимание ребёнком субъективной значимости учения.

(6)МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ:

  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий без боязни ошибиться

  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения.

(7)Пример_____

(8)МОТИВ УЧЕНИЯ

Побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его завершении.

(9)МЕТОДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ

  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

  • Создание ситуации успеха

  • Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности

  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий

  • Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика

  • Вера учителя в возможности ученика

  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться

  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

(10)ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

Это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.

Постановка цели урока, обозначение значимости работы, которую школьники выполняют на уроке - стимулирует деятельность детей, знакомит с целями и смыслом деятельности обучения. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

(11)МЕТОДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ

  • Совместная работа с детьми по осмыслению и принятию целей предстоящей деятельности и постановки учебных задач

  • Выбор средств адекватных цели

  • Учет возрастных и психофизических особенностей

  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

(12)ЭМОЦИИ

Эмоции – это реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они зависят от особенностей учебной деятельности, сопровождают процесс учения и предшествуют ему.

Достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного отношения обучающихся к учебной и трудовой деятельности, к педагогам и коллективу товарищей. Деятельность поддерживаемая эмоциями протекает намного успешнее.

(13)МЕТОДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕНИЯ- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ

  • Нестандартная форма проведения уроков

  • Создание ситуации успеха

  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке

  • Эмоциональная речь учителя

  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий

  • Вера учителя в возможности ученика

Для создания ситуации успеха, побуждения к деятельности, формирования умственно отсталого школьника как личности, формирования учебной мотивации, на уроках трудового обучения, можно осуществлять через обучение новому виду творчества. Обучение детей новому для них виду творчества, более доступного в понимании, обладает огромным воздействием на формирование личности. Это заметно повышает интерес детей к урокам трудового обучения, способствует развитию внимания, желание трудиться.

Для эффективного обучения предлагается систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся, одним из способов которого, служат контрольные тесты и самостоятельные практические работы в конце каждой четверти. Наблюдения учителя за деятельностью школьников, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

Распределение учебных часов при составлении рабочих программ по предмету, дает возможность учителю самому определять продолжительность работы по темам программного материала, исходя из уровня подготовленности учащихся и более творчески подходить к работе.

Огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребенка.

Развитию у обучающихся мотивации к профессионально-трудовому обучению способствуют организации выставок работ обучающихся , конкурсы «Лучший по профессии», олимпиады , проведение различных экскурсий с выходом в социум, выполнение творческих проектов, внедрение информационных технологий в обучение.