Тема: Патриотическое воспитание обучающихся как одно из приоритетных направлений в государственной образовательной политике Российской Федерации.
Стратегические ориентиры воспитания: формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом. Президент РФ. В.В. Путин
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
Наше общество на современном этапе испытывает духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Также изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений, ведь детство и юность - самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.
Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом.
Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности.
Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события.. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.
В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
ПАТРИОТ - (греч. patriotes - земляк). человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. (толковый словарь Ушакова)
По мнению Льва Семеновича, великого педагога, Выготского, патриотизм включает в себя:
• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
• уважительное отношение к языку своего народа;
• заботу об интересах Родины;
• осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
• гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
• гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности
Как видите, настолько широко понятие патриотизма…
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Воспитание гражданина и патриота России является приоритетной задачей современной государственной политики в области образования, а также общей целью системы патриотического воспитания.
Цели и задачи патриотического воспитания определены в основных нормативных документах:
Основу нормативных правовых документов составляет Конституция РФ. В ней подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим». Также в ней отражены положения о государственных символах: гербе, флаге, гимне, долге и обязанности защиты своего Отечества.
Важным документом, который разработан на основе Конституции Российской Федерации, является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795.
Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания гражданина.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании» . Федеральный закон от 31.07.2020 № 304‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся»
В этих документах подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.
В национальной доктрине образования в РФ определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.
Федеральный закон от 31. 07.2020г №304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
Тема патриотического воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в Указе Президента РФ от 21.07.2020 года №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года».
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 №2945 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021- 2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025г».
В соответствии со стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Также документ раскрывает основные направления воспитания молодежи, а именно:
1) гражданское — воспитание уважительного отношения культуре и традициям других народов, формирование духовно-нравственных ценностей и активной гражданской позиции и т. д.;
2) духовно-нравственное — развитие у подрастающего поколения чувств чести, совести, долга, справедливости и т. д.;
. 4) физическое — приобщение к активному образу жизни, культуре здорового питания т. д.;
5) экологическое — рациональное использование природных ресурсов, бережное отношение к окружающей среде и т. д.;
6) трудовое — уважительное отношение к труду, умение самостоятельно работать и т. д.
31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
В рамках данных инициатив с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование».
Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.
Проект предполагает усиление воспитательной компоненты на уроках, во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании детей: обучающимся прививаются базовые ценности на уроках, на занятиях по интересам и на массовых мероприятиях.
Целью проекта - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций
Новые федеральные государственные образовательные стандарты –
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования")
В данных документах закреплены новые требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения, воспитания и развития личности в соответствии с социальным заказом государства и условиям реализации образовательной программы, в том числе материально-техническим, кадровым, психолого-педагогическим и финансовым, а также включают в себя воспитательный компонент, предусматривающий актуальные приоритеты воспитания в РФ, финансовую грамотность учеников, совершенствование обучения, воспитания и развития на фоне внедрения информационных технологий.
В условиях введения образовательных стандартов нового поколения гражданское и патриотическое воспитание направлено на формирование у школьников идентичности гражданина России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, духовно-нравственное развитие и воспитание.
Специфика гражданского и патриотического воспитания заключается в том, что оно приобщает ребенка к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.
Деятельность учителя, направленная на передачу исторического и социального опыта и организацию приобретения ребенком собственного гражданско-патриотического опыта, является важным звеном в формировании и развитии личности школьника. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский, стоявший у истоков гражданского воспитания в России, писал: «Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества».
Важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Прежде, чем стать гражданином и патриотом, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей семьи, своей школы, знать их историю.
Прививая подрастающему поколению уважение к людям, живущим рядом, интерес к истории и традициям своего народа, любовь к родному краю, мы укрепляем основы государственности. Поэтому вопросы патриотического воспитания постоянно находятся в центре внимания и нашего педагогического коллектива.
Таким образом, проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.