Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
ДОКЛАД
по самообразованию
«Развитие речи и творческого воображения
младших школьников»
Агаева Ифриз Агабалаевна
учитель начальных классов
2013-2014 уч. год
Современный учитель должен владеть многими технологиями, чтобы создать своё педагогическое “кредо”, свой педагогический “почерк”, свою методику преподавания, найти свои методы и приёмы, обеспечивающие формирование прочных знаний, умений и навыков у учащихся, условий для профессиональной творческой самореализации.
Тема: «Развитие речи и творческого воображения младших школьников».
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
^ Актуальность выбранной темы:
Основной аспект развивающей программы «Школа 2100» в начальном образовании делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися речевой грамотности, на воспитание культуры речи и общения, развитие творческих, познавательных способностей детей. Методика работы по программе «Школа 2100» предлагает проблемное обучение. Учитель ставит проблему, ученик решает её самостоятельно. Мысль даже хорошо понятая с чужих слов, никогда не будет усвоена так основательно, как постигнутая учеником самостоятельно, собственным умом.
В своей работе, опираясь на особенность данной программы, я большую часть времени на уроке отвожу активной речевой деятельности учащихся развитию творческого воображения. В процессе обучения использую индивидуальный диффиринцированный подход к учащимся.
Развитие речи – это основа школьного обучения детей языку. Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Работа по развитию речи – это не только овладение грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
На каждом уроке мы заботимся о правильном и точном употреблении слов, учимся строить предложения, пересказывать, излагать мысли.
Как показала практика, дети очень любят самостоятельные письменные работы, за его творческий характер, за то, что в нём можно проявить самостоятельность, писать своё не только пером, но и сердцем.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию речи у детей.
Цели, которые я ставлю перед собой:
- способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество;
- формирование потребности в творческой деятельности;
- организация творческого сотрудничества учащихся, получение оригинального результата;
^ В своей работе стараюсь опираться на те методы и приёмы, которые позволили бы мне развивать речь учащихся.
Например :
- устные рассказы на заданную тему;
-сочинение сказок, стихов, загадок, поздравлений;
-слоговой аукцион;
-письмо другу;
-сочинение по картинке, по серии картинок;
-подбор к словам синонимов, антонимов, родственных слов;
-составление с новыми словами предложений.
- знакомство с новыми словами по толковому словарю;
-словарики- помощники;
-редактирование текста.
^ Для объяснения детям непонятных слов использую различные приёмы:
- наглядное объяснение;
-значение слов по толковому словарю;
-подбор синонимов и антонимов;
- этимологический анализ слов.
^ Основные направления развития творческих способностей:
- игровая деятельность,
- творческое сочинительство,
- сочинения и диктанты,
- сюжетные и тематические циклы уроков, уроки панорамы,
- интеллектуальные игры.
Благодаря развитию творческого мышления и речи, учащиеся владеют творческими и интеллектуальными умениями:
•умеют работать самостоятельно с любой информацией, исследуя, анализируя ее, и делают выводы;
•ведут поиск нужного материала к уроку или внеклассному мероприятию;
•умеют находить альтернативные варианты решения проблем;
•учатся работать с разными справочными материалами;
•умеют отстаивать свою точку зрения.
^ Всю работу условно можно разбить на три этапа.
Первый этап. Подготовка, связанная с нацеленностью всего процесса обучения на достижение оптимального общего развития учащихся и общей языковой готовностью школьников:
1. Анализ готовых произведений (расшифровывание пиктограмм; анализ загадок, выявление их особенностей; введение термина «рифма», нахождение рифмующихся слов; анализ сочинений детей предыдущих выпусков; анализ стихов, рассказов, сказок из учебника, на основе которого осуществляется устное рисование художественных образов).
2. Сближение опыта читателя с опытом писателя ( экскурсии в природу, организация наблюдений за жизнью).
3. Воспитание в детях отсутствия страха перед высказыванием, пробуждение фантазии, укрепление присущей возрасту творческой свободы, посредством специальных заданий.
Второй этап. Творческая работа.
1. Составление пиктограмм.
2. Сочинение загадок.
3. Сочинение стихов.
4. Написание сочинений.
5. Рисование (на бумаге) литературных образов.
6. Чтение произведений по ролям.
7. Драматизация (на уроках, во внеурочное время) .
Перед творческой работой достаточно просто поставить задачу и не мешать детям. Естественно, что у них могут возникнуть трудности: при написании сочинений - формулировании предложений, написании сложных слов, при рисовании образов – в начертании какого-либо предмета, при драматизации – в выборе интонации, движений и др. В этом случае достаточно ребенку поднять руку, и учитель тут же придет на помощь. Проблема будет решена в индивидуальном порядке.
В результате такого подхода к развитию творческой активности, у детей получаются яркие, индивидуальные работы
Третий этап. Рефлексия.
1. Редактирование.
2. Анализ готовых работ.
3. Использование работ на уроках по различным учебным предметам и во внеклассной деятельности.
Продолжая совершенствовать систему своей работы, я активно изучаю все методические новинки, новые педагогические технологии, передовой педагогический опыт.
В организации работы испытываю острый недостаток современных технических средств. Наглядные пособия чаще всего готовлю сама.
Заключение.
Поработав над темой, определила для себя составные части работы по развитию творческих способностей так:
- изучить личность ребенка совместно с психологом и учителями-предметниками еще до поступления в школу с целью безболезненной адаптации к новым условиям и требованиям, для выявления уровня развития познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.
- разработать пути становления и формирования каждой личности, чтобы каждый ученик осознал свое “Я”, свою значимость, сумел раскрыть свои возможности и наклонности.
- творчески организовать повседневность, чтобы наполнить день интересными и полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостями.
- наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания. Помнить, что от любой творческой деятельности идет нить в прошлое и будущее.
Считаю, что девизом работы любого учителя должны стать слова Г.Лихтенберга “Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения”
Литература:
• Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству. М: Научное творчество, 1969.
• Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М: Народное образование, 2001.
• Основные концепции творчества и одарённости/ под ред. Д.Б. Богоявленской. – М: Молодая гвардия, 1997.
•Новые педагогические технологии. Пособие для учителя /Под общей редакцией Е.С.Палат. М., 2006.
•Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
•Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
•Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963.
•Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2002. - 79с
•Холодова О.А. Юным умникам и умницам. - М.: Росткнига, 2002. - 224 с
•Воробьёва В.И., С.К. Тивикова. Сочинения по картинкам. - Тула: ООО Издательство "Родничок" 2003. - 222с.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»
В.А.Сухомлинский.