Создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах.
Основные этапы:
апробация профильных, элективных, предпрофильных курсов;
разработка форм и методов организации проектной деятельности учащихся;
создание оптимальной схемы психолого-педагогического сопровождения профильного обучения;
формирование индивидуальной накопительной оценки выпускника 9-го класса –«портфолио»;
комплексный мониторинг учебно-воспитательного процесса в профильном классе.
Результатом данной работы стало следующее:
разработан перспективный план введения и развития предпрофильного и профильного обучения в МБОУ СОШ № 14 на период до 2020 года;
разработаны учебные планы классов гуманитарного профиля МБОУ СОШ № 14, формы отчетной документации
Организация обучения на предпрофильной ступени
Особая роль в современных условиях отводится предпрофильной подготовке. Предпрофильная подготовка должна взять на себя компенсаторную функцию коррекции содержания образования в контексте повышения готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению, к переходу на профильное обучение.
В связи с этим творческая группа учителей по профильному обучению осуществляла работу по двум направлениям:
ранняя профилизация в параллели 8-х классов;
предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов;
Профильная подготовка в 10-11 классах.
В рамках ранней профилизации учащихся параллели 8-х классов с восьмиклассниками были проведены разъяснительные беседы о целях, задачах, содержании профильного обучения. Педагогом-психологом школы было проведено психодиагностическое исследование для уточнения и конкретизации их склонностей и интересов, что послужит основой для формирования групп предпрофильной подготовки на следующий учебный год.
В параллели 9-х классов за счет школьного компонента базисного учебного плана осуществляется предпрофильная подготовка учащихся. Ее цель – выявление интересов, проверка возможностей учения по предполагаемому направлению. Это позволит учащимся при переходе в 10-й класс сделать сознательный выбор профиля.
Для работы по предпрофильной подготовке учителями школы была разработана программы предпрофильных курсов:
«По законам красоты»,
«Мировая художественная культура»,
«Диалог культур»,
«Литературное краеведение»,
«Историческое краеведение»,
«Культура страны изучаемого языка».
Мы преследовали такие цели, как:
способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
заложить фундамент для формирования личного мировоззрения у каждого учащегося, помочь ученику осуществить осознанный выбор профиля обучения.
На тематических родительских собраниях члены творческой группы и администрация школы постоянно знакомили родителей с ходом работы в направлении предпрофильной подготовки учащихся, с механизмами реализации средств психологической, педагогической и информационной поддержки самостоятельного выбора выпускниками 9-х классов профиля обучения.
Важными задачами при работе с родителями были следующие:
формирование у взрослых и их детей профессиональной и психологической компетентности;
информирование об основном (гуманитарном ) направлении, целях, задачах, содержании профильной школы;
помощь в выборе профиля, организация работы по подготовке к поступлению в профильный класс.
Для организации курсов по выбору используется вариативный компонент базисного учебного плана и возможности образовательных учреждений и других организаций города для расширения образовательной среды(музеи, выставочные залы, вузы).
При организации предпрофильной подготовки курсы по выбору учащихся проводятся на основе модульного подхода.
Особенности модульного подхода:
Модульный подход, предусматривающий короткие (от 8 до 17 часов), относительно завершенные курсы по выбору учащихся, позволяет организовать на предпрофильной стадии несколько ситуаций выбора предметов для изучения.
Модульные курсы по выбору на предпрофильной ступени рекомендуется разрабатывать и реализовать в форме проектной и исследовательской деятельности.
В процессе освоения предложенных модулей формируется накопительная качественная оценка создаваемых учащимися продуктов в виде портфолио (портфеля личных достижений), которая позволяет объективно судить об их способностях и склонностях, профессиональной и познавательной направленности.
Предпрофильные группы, организованные на базе потока только для курсов по выбору, – более мягкая и разумная модель подготовки учащихся к определению профиля обучения, чем переформирование классов основной школы. Более того, она вносит больший вклад в развитие учащегося, так как позволяет расширить познавательное общение подростков.
Стимулом к организации курсов по выбору на предпрофильной ступени являются рекомендации методического совета школы относительно итоговой аттестации, согласно которым учащимся основной школы рекомендуется сдавать выпускные экзамены по предметам, которые станут профильными в старшем звене.
Этапы формирования профилей
1 этап. Организация самоопределения подростков
Для обеспечения успешного самоопределения подростков планируется комплексная работа, которая включает:
курсы по выбору на предпрофильной ступени;
педагогическая и психологическая диагностика (система мероприятий, направленных на самопознание);
развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность (тренинги, проектная деятельность);
информационная работа, направленная на ориентирование учащихся в окружающей образовательной и трудовой инфраструктуре (информирование, взаимодействие учреждений при организации учебного процесса);
профориентационная работа, развитие способностей к социальному самоопределению учащихся;
вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся (родительские собрания, родительские классные часы и т.п.).
2 этап. Подготовка педагогических кадров в ходе организации профильного обучения
Предлагаемые меры по профилизации образовательного пространства предполагают изменения в содержании и формах педагогической деятельности участников педагогических коллективов образовательных учреждений.
Для этого в МБОУ СОШ № 14 осуществляется следующая деятельность:
В план работы методического совета школы, в перспективный план проведения педсоветов, в план работы психологической службы включены вопросы, связанные с переходом на профильное обучение.
На 2018-2019 учебный год запланирован годичный семинар по организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
При планировании курсов повышения квалификации на любом уровне приоритетным является направление «Организация профильного обучения».
3 этап. Основной
Он состоит из следующих шагов:
Проведение опроса учащихся и родителей о планируемом профессиональном выборе, его причинах, об определяемом им запросе на изучение общеобразовательных предметов и дополнительных курсов.
Определение возможных профилей, которые будут востребованы девятиклассниками.
Независимая оценка учащихся 9-х классов учителями, которые их учат и знают с точки зрения рекомендаций, продолжать либо нет обучение по тому или иному профилю.
Оценка и определение профиля на основе учета множества факторов (семейные традиции, склонности учащегося, способности учащегося, мнение родителей, возможность продолжения образования и карьеры, рекомендации учителей, школьного психолога и др.).
Подача девятиклассниками и их родителями заявок на обучение в старшей школе по тому или иному профилю.
Формирование учебного плана профильных классов.
День открытых дверей в старшей школе: демонстрация имеющихся на старшей ступени возможностей, конкретизация предлагаемых образовательных услуг, представление будущих преподавателей профильных классов, презентация ими концепции преподавания предмета.
Выявление мнения учащихся о распределении вариативного компонента учебного плана с учетом выбранного профиля.
Предъявление учебных планов родителям на собраниях в 9-х классах, окончательная коррекция планов.
Организация профильного обучения на старшей ступени школы
Опыт и проблемы
В 1995 учебном году впервые в нашей школе был создан класс гуманитарного профиля.
Для создания модели организации работы профильных классов гуманитарного профиля на первой ступени организации профильного обучения работает творческая группа учителей по теме «Формы и методы работы в профильном классе.
Результатами работы по организации деятельности классов гуманитарного профиля стали:
Разработка учебных планов профильных классов, подбор комплекта учебных программ для ПК.
Создание схемы мониторинга УВП по направлениям:
– учебная работа (в частности, использование рейтинговых оценок успешности);
– контроль качества знаний по профильным и элективным курсам;
– психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса;
Общая схема организации мониторинга УВП в профильном классе включает:
вводный контроль знаний, умений и навыков учащихся класса естественно-научного профиля в начале учебного года;
промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся класса естественно-научного профиля в середине учебного года;
итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся класса естественно-научного профиля в конце учебного года.
Данные формы контроля подразумеваются для профильных дисциплин, т.к. по элективным курсам зачетной работой является проектная творческая работа и ее защита на школьной конференция профильного класса «Взгляд молодых на проблемы гуманитарных наук».
Также особую работу мы проводили по отбору оптимальных методов и педагогических технологий (от самостоятельного изучения основной и дополнительной учебной литературы и иных источников информации до проведения эвристических контрольных работ, творческих конкурсов, публичных защит проектов, дискуссий, творческих встреч и др.).
Овладение современными педагогическими технологиями работы в профильных классах (например, проектная деятельность). Здесь важно отработать механизмы занятий в профильных классах как по профилирующим предметам, так и по непрофильным предметам в целях оптимизации учебного процесса и недопущения перегрузок учащихся. Особенность профильных классов в том, что они помогают в учебной действительности представить себя будущим профессионалом.