Основные этапы уроков по выполнению практических работ на уроках по технологии, профильного труда и производственного обучения в коррекционной школе
Урок является основной формой организации учебной деятельности в школе. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и их взаимосвязь между собой. Она может немного видоизменяться в зависимости от содержания учебного материала, от дидактических целей урока и конечно же от возрастных и психофизических возможностей обучающихся.
Однако уроки технологии (трудового обучения) имеют ряд особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов.
Использование практики сдвоенных уроков, так как центральное место на уроках трудового обучения отводится практической работе обучающихся (при сдвоенном занятии школьники успевают решить поставленные задачи).
Использование специальной подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы обучающихся. Это непременное условие – любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками.
Построение занятий с учетом значительной доли самостоятельности обучающихся, что требует от учителя повышенного контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий.
Уроки трудового обучения различаются в зависимости от целей уроков трудового обучения и по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала можно разделить на уроки Занятия, где основное время отводится изучению технических и технологических сведений, называются теоретическими. Занятия, в процессе которых основное внимание уделяется выполнению практических работ, называются практическими. Занятия, на которых изучается и теоретический, и практический материал, называют комбинированными.
Комбинированные уроки, кроме теоретических задач, решают и задачи обучения новым трудовым приёмам при изготовлении столярного или швейного изделия. Именно на комбинированном уроке происходит формирование и совершенствование полученного навыка при неизменной взаимосвязи с теорией швейного дела. Однако существует разделение комбинированных уроков:
подготовительный урок
урок выполнения комплексной практической работы
урок практического повторения
На уроки технологии, профильного и производственного обучения в коррекционной школе распространяются все дидактические требования, предъявляемые к любому уроку по общеобразовательным предметам, но учитывая большее количество часов отведенных выполнению практических работ, уровень подготовки обучающихся данного класса, их психоэмоциональное состояние и индивидуальные особенности некоторых учеников.
Целенаправленность занятий. Каждое занятие должно иметь цель. Учитель выделяет ведущую, реально выполнимую на данном уроке цель, достижение которой можно увидеть в конечных действиях учеников.
Оптимальность объёма учебного материала урока, его целостность и законченность. Для достижения целей подбирают оптимальный (по сложности) объём учебного материала для каждого класса и каждой учебно-трудовой группы. Кроме того, учебный материал, планируемый на каждый урок, должен быть целостным по содержанию, иметь логическую законченность. Недопустимы случаи, когда практическая работа остаётся незавершённой к концу занятия.
Соблюдение этапов урока.
Обучение – это структурный процесс, поэтому на каждом уроке должны быть определённые дидактические этапы: организационный момент, актуализация опорных знаний, повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, рефлексия, подведение итогов урока.
Соответствие применения методов обучения психофизическому состоянию обучающихся, содержанию учебного материала и целям урока
В ряде случаев содержание урока диктует необходимость выбора тех или иных методов. Для правильного выбора методов обучения учителю важно знать и учитывать психофизическое состояние обучающегося, особенности, специфику эмоциональной, сенсорной, моторной сфер ученика.
Рациональное использование учебного времени на уроке. При проведении практических уроков швейного дела необходима предварительная (материальная и организационная) подготовка: отбор учебных материалов, инструментов и приспособлений, которые должны быть подготовлены и налажены, и т. д.
Осуществление индивидуального, дифференцированного подхода.
Целью индивидуального подхода на уроках технологии и трудового обучении швейному и столярному делу является создание оптимальных условий для каждого ученика трудовой группы, занимающейся по одной программе. Значит, применять индивидуальный подход нужно не только по отношению к отстающим ученикам, но и по отношению к успевающим, у которых имеются какие-либо особенности. Также дифференцированный подход даёт возможность ученикам личностно проявить себя при организации работ в парах, бригадах.
Учитывая все вышеизложенное, уроки по выполнению практических работ можно разбить на 3 основных этапа:
Подготовительная часть.
Основная часть.
Методом обучения учеников в процессе проведения практических работ является инструктаж - совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации готового изделия или узла и показом приёмов работы, использованием таблиц, схем, операционных карт.
Перед началом работы инструктаж проводится по всему заданию одновременно для всех учащихся. Во время инструктажа в большинстве случаев осуществляется наглядный показ новых приёмов работы. Перед тем как приступить к выполнению задания, каждый ученик воспроизводит показанный приём (выполняет упражнение) и объясняет свои действия.
После того как обучающиеся приступили к выполнению задания, учитель внимательно наблюдает за их работой и руководит ею: обращается к ним с вопросами, делает замечания, даёт по мере необходимости указания и в отдельных случаях показывает, как выполняется тот или иной приём. Так как темп работы учащихся неодинаков, то вместо фронтального инструктажа учитель вынужден будет инструктировать индивидуально каждого ученика.
Текущий инструктаж – это совокупность указаний, вопросов, кратких объяснений, наглядного показа действий в процессе выполнения задания называют текущим инструктажем.
Данный вид деятельности предлагает изготовление изделия, с использованием предметно-технологической карты или операционных карт.
Заключительная часть.
В связи с особенностью развития обучающихся коррекционных школ, замедленный темп, повышенная утомляемость и т.д. с целью повышения интереса к урокам технологии и трудового обучения необходимо использовать различные методы обучения: словесные, наглядны, практические.
На всех этапах возможно проведение коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, воображения, например: «Что лишнее» (исключение лишнего материала или инструмента, лишней детали изделия и т.д.), «Что изменилось» (назвать недостающий или вновь появившийся предмет, инструмент, деталь и т.д.), «Запомни и восстанови» (запомнить и восстановить порядок расположения предметов, материалов, инструментов, деталей изделия и т.д.).
Перед выполнением практических работ и в процессе её выполнения, желательно проводить физкультминутки на снятие зрительного или мышечного напряжения с целью повышения работоспособности, предупреждение утомляемости, нормализации учебной и трудовой деятельности.
Логическое соблюдение этапности уроков по выполнению практических работ, использование различных методов, средств и приемов в зависимости от вида практического урока, дифференцированный подход, оптимальный подбор объёма заданий будет влиять на уровень теоретического и практического освоения материала обучающимися.
Используемые источники
Еремина А. А. Технология. Швейное дело. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А. А. Еремина. — М.: Просвещение, 2020. — 158 с.
Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.