СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: Основные этапы уроков по выполнению практических работ на уроках по технологии, профильного труда и производственного обучения в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на школьном заседание МО учителей технологии, трудового и производственного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: Основные этапы уроков по выполнению практических работ на уроках по технологии, профильного труда и производственного обучения в коррекционной школе»

Основные этапы уроков по выполнению практических работ на уроках по технологии, профильного труда и производственного обучения в коррекционной школе

Урок является основной формой организации учебной деятельности в школе. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и их взаимосвязь между собой. Она может немного видоизменяться в зависимости от содержания учебного материала, от дидактических целей урока и конечно же от возрастных и психофизических возможностей обучающихся.

Однако уроки технологии (трудового обучения) имеют ряд особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов.


  • Использование практики сдвоенных уроков, так как центральное место на уроках трудового обучения отводится практической работе обучающихся (при сдвоенном занятии школьники успевают решить поставленные задачи).

  • Использование специальной подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы обучающихся. Это непременное условие – любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками.

  • Построение занятий с учетом значительной доли самостоятельности обучающихся, что требует от учителя повышенного контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий.

Уроки трудового обучения различаются в зависимости от целей уроков трудового обучения и по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала можно разделить на уроки Занятия, где основное время отводится изучению технических и технологических сведений, называются теоретическими. Занятия, в процессе которых основное внимание уделяется выполнению практических работ, называются практическими. Занятия, на которых изучается и теоретический, и практический материал, называют комбинированными.

Комбинированные уроки, кроме теоретических задач, решают и задачи обучения новым трудовым приёмам при изготовлении столярного или швейного изделия. Именно на комбинированном уроке происходит формирование и совершенствование полученного навыка при неизменной взаимосвязи с теорией швейного дела. Однако существует разделение комбинированных уроков:

  • подготовительный урок

  • урок выполнения комплексной практической работы

  • урок практического повторения

На уроки технологии, профильного и производственного обучения в коррекционной школе распространяются все дидактические требования, предъявляемые к любому уроку по общеобразовательным предметам, но учитывая большее количество часов отведенных выполнению практических работ, уровень подготовки обучающихся данного класса, их психоэмоциональное состояние и индивидуальные особенности некоторых учеников.

Целенаправленность занятий. Каждое занятие должно иметь цель. Учитель выделяет ведущую, реально выполнимую на данном уроке цель, достижение которой можно увидеть в конечных действиях учеников.

Оптимальность объёма учебного материала урока, его целостность и законченность. Для достижения целей подбирают оптимальный (по сложности) объём учебного материала для каждого класса и каждой учебно-трудовой группы. Кроме того, учебный материал, планируемый на каждый урок, должен быть целостным по содержанию, иметь логическую законченность. Недопустимы случаи, когда практическая работа остаётся незавершённой к концу занятия.

Соблюдение этапов урока.

Обучение – это структурный процесс, поэтому на каждом уроке должны быть определённые дидактические этапы: организационный момент, актуализация опорных знаний, повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, рефлексия, подведение итогов урока.

Соответствие применения методов обучения психофизическому состоянию обучающихся, содержанию учебного материала и целям урока

В ряде случаев содержание урока диктует необходимость выбора тех или иных методов. Для правильного выбора методов обучения учителю важно знать и учитывать психофизическое состояние обучающегося, особенности, специфику эмоциональной, сенсорной, моторной сфер ученика.

Рациональное использование учебного времени на уроке. При проведении практических уроков швейного дела необходима предварительная (материальная и организационная) подготовка: отбор учебных материалов, инструментов и приспособлений, которые должны быть подготовлены и налажены, и т. д.

Осуществление индивидуального, дифференцированного подхода.

Целью индивидуального подхода на уроках технологии и трудового обучении швейному и столярному делу является создание оптимальных условий для каждого ученика трудовой группы, занимающейся по одной программе. Значит, применять индивидуальный подход нужно не только по отношению к отстающим ученикам, но и по отношению к успевающим, у которых имеются какие-либо особенности. Также дифференцированный подход даёт возможность ученикам личностно проявить себя при организации работ в парах, бригадах.

Учитывая все вышеизложенное, уроки по выполнению практических работ можно разбить на 3 основных этапа:

  1. Подготовительная часть.



  1. Основная часть.

Методом обучения учеников в процессе проведения практических работ является инструктаж - совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации готового изделия или узла и показом приёмов работы, использованием таблиц, схем, операционных карт.

Перед началом работы инструктаж проводится по всему заданию одновременно для всех учащихся. Во время инструктажа в большинстве случаев осуществляется наглядный показ новых приёмов работы. Перед тем как приступить к выполнению задания, каждый ученик воспроизводит показанный приём (выполняет упражнение) и объясняет свои действия.

После того как обучающиеся приступили к выполнению задания, учитель внимательно наблюдает за их работой и руководит ею: обращается к ним с вопросами, делает замечания, даёт по мере необходимости указания и в отдельных случаях показывает, как выполняется тот или иной приём. Так как темп работы учащихся неодинаков, то вместо фронтального инструктажа учитель вынужден будет инструктировать индивидуально каждого ученика.

Текущий инструктаж – это совокупность указаний, вопросов, кратких объяснений, наглядного показа действий в процессе выполнения задания называют текущим инструктажем.

Данный вид деятельности предлагает изготовление изделия, с использованием предметно-технологической карты или операционных карт.

  1. Заключительная часть.



В связи с особенностью развития обучающихся коррекционных школ, замедленный темп, повышенная утомляемость и т.д. с целью повышения интереса к урокам технологии и трудового обучения необходимо использовать различные методы обучения: словесные, наглядны, практические.

На всех этапах возможно проведение коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, воображения, например: «Что лишнее» (исключение лишнего материала или инструмента, лишней детали изделия и т.д.), «Что изменилось» (назвать недостающий или вновь появившийся предмет, инструмент, деталь и т.д.), «Запомни и восстанови» (запомнить и восстановить порядок расположения предметов, материалов, инструментов, деталей изделия и т.д.).

Перед выполнением практических работ и в процессе её выполнения, желательно проводить физкультминутки на снятие зрительного или мышечного напряжения с целью повышения работоспособности, предупреждение утомляемости, нормализации учебной и трудовой деятельности.

Логическое соблюдение этапности уроков по выполнению практических работ, использование различных методов, средств и приемов в зависимости от вида практического урока, дифференцированный подход, оптимальный подбор объёма заданий будет влиять на уровень теоретического и практического освоения материала обучающимися.



Используемые источники

Еремина А. А. Технология. Швейное дело. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А. А. Еремина. — М.: Просвещение, 2020. — 158 с.

Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.