СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Проектная деятельность на занятиях химии.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассмотрены общие вопросы ведения проектной деятельности с учащимися. Рассмотрены наиболее часто встречающиеся трудности при ведении проектов.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Проектная деятельность на занятиях химии.»

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №1»  Наро- Фоминский филиал Доклад на тему  «Метод проектов на занятиях химии» Преподаватель Чернышова Н.И.

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №1» Наро- Фоминский филиал

Доклад на тему «Метод проектов на занятиях химии»

Преподаватель

Чернышова Н.И.

 «Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».  Р. Левин

«Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить». Р. Левин

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".

Бернард Шоу

Слово

Слово "проект " в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".

учебный проект основывается на следующих моментах:

 1) развитии познавательных, творческих навыков учащихся;

2) умений самостоятельно искать информацию,

3) развитии критического мышления;

 4) самостоятельной деятельности учащихся:

индивидуальной, парной,

групповой, которую учащиеся выполняют

в течение определенного отрезка времени;

5) решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;

6) представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;

7) сотрудничестве учащихся между собой и преподавателем ("педагогика сотрудничества").

Метод проектов – способ , в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему. Проблемная ситуация - задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Для ученика  проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично полученный результат.

Метод проектов – способ , в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему.

Проблемная ситуация - задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично полученный результат.

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение разнообразных задач исследовательского творческого характера под руководством педагога.  Проектная деятельность — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Проектно-исследовательская работа на занятии — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой учебной деятельности в том, что ученики, прежде всего, узнают первые приемы и методы исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления, получает развитие познавательная сфера ученика, его способности мыслить глубоко и самостоятельно, креативно относиться к деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность

— эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение разнообразных задач исследовательского творческого характера под руководством педагога.

Проектная деятельность — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

Проектно-исследовательская работа на занятии — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой учебной деятельности в том, что ученики, прежде всего, узнают первые приемы и методы исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления, получает развитие познавательная сфера ученика, его способности мыслить глубоко и самостоятельно, креативно относиться к деятельности.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

1 . Исследовательские проекты : требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников , социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

2. Игровые проекты . В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

3 . Информационные проекты . Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

4 . Творческие проекты . Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта.

5 . Практические проекты . Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников

Организация проектной деятельности при изучении химии. Одним из важных аспектов проектной деятельности является её организация. Прежде чем приступить к проектной работе с учениками, преподаватель должен: в доступной форме познакомить учащихся с методами научного познания; - научить сотрудничать друг с другом; использовать индивидуальный подход при работе с учениками; организовывать разные виды исследований, в том числе коллективных;  использовать дом. задания исследовательского творческого характера; - на занятиях создавать проблемные ситуации.

Организация проектной деятельности при изучении химии.

Одним из важных аспектов проектной деятельности является её организация. Прежде чем приступить к проектной работе с учениками, преподаватель должен:

  • в доступной форме познакомить учащихся с методами научного познания;

- научить сотрудничать друг с другом;

  • использовать индивидуальный подход при работе с учениками;
  • организовывать разные виды исследований, в том числе коллективных;
  • использовать дом. задания исследовательского творческого характера;

- на занятиях создавать проблемные ситуации.

 проект

проект

 педагог «Руководитель»  «Энтузиаст» «Модератор»  «Специалист»  « Консультант » «Эксперт»  «Координатор»

педагог

«Руководитель»

«Энтузиаст»

«Модератор»

«Специалист»

« Консультант »

«Эксперт»

«Координатор»

 Ведущие задачи  при обучении проектной и исследовательской деятельности по химии:   формировать и развивать творческие способности ученика; развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений; создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;  - заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия; - постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

Ведущие задачи при обучении проектной и исследовательской деятельности по химии:

  • формировать и развивать творческие способности ученика;
  • развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
  • создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
  • - заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

- постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

Результаты  использования проектов по химии При подготовке к проектной деятельности являются: ● овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; ● понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

Результаты использования проектов по химии

При подготовке к проектной деятельности являются:

● овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

● понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

● формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; ● анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, ● выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; ● приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; ● развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

● формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

● анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,

● выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

● приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

● развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

●  освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; ● формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

● формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

ВЫВОД Проектно-исследовательская деятельность учащихся по химии является одним из методов развивающего (личностно ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления,  объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам, а значит, способствует формированию метапредметных результатов обучения.

ВЫВОД

Проектно-исследовательская деятельность учащихся по химии является одним из методов развивающего (личностно ориентированного) обучения,

направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления,

объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам,

а значит, способствует формированию метапредметных результатов обучения.

Литература.

1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.

5. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.

6. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №3. С. 49-55.

7. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.

8. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 53-67.

9. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.