МОУ «Новохоперская СОШ №91»
Доклад
Психологическое здоровье семьи, его основные критерии
Подготовил педагог-психолог Ю. В. Волина
Здоровье семьи в психологическом смысле — это состояние душевного психологического благополучия семьи. Психологическое здоровье семьи — это целый комплекс социально-психологической активности членов семьи, во внутрисемейных отношениях, в социальной и профессиональной среде. Существуют критерии психологического здоровья семьи, которые позволяют создавать гармоничные отношения внутри семьи и благоприятную атмосферу для воспитания детей. Итак, отчего зависит психологическое здоровье семьи?
Критерии психологического здоровья семьи:
Сходство семейных ценностей — совпадение и единство взглядов супругов на общепринятые нормы, правила, ценности.
Функционально-ролевая согласованность — особо развитые взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение.
Эмоциональная удовлетворенность — эмоциональное принятие друг друга и уважение в семье. Эмоциональная близость — особое качество здоровой семьи, т.к. позволяет супругам поддерживать друг друга, прощать и идти дальше.
Социально-ролевая адекватность — это уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий (от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли. Отец — мужчина, добытчик, опора в трудной жизненной ситуации. Мать — заботливая, хранительница очага. Дети — помощники, опора родителей в будущем)
Адаптивность в семейных отношениях — способность приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи. На адаптивность супругов влияют трудности и проблемы вне семьи. Если каждый сумеет оставлять проблемы внешнего мира на «входе в семью», то внутренний мир в семье будет сохранен.
Идентичность и стабильность семьи. Идентичность — это эмоциональное и когнитивное «МЫ» семьи. А стабильность — это «сохранение в изменении», т.е. несмотря на конфликты, трудности, семья сохраняет свою идентичность.
Устремленность на семейное долголетие — постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование. В здоровой семье должны быть ближайшие и перспективные семейные цели.
Данные показатели психологического здоровья семьи являются степенью благополучия семьи.
В комплексной оценке психологического здоровья семьи наиболее значимы личностная, групповая, деятельностная составляющие и соответствующие их содержанию показатели: сходство семейных ценностей, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, адаптивность в микросоциальных отношениях, эмоциональная удовлетворенность, устремленность на семейное долголетие.
1. Сходство семейных ценностей (ССЦ) отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции: первая — поляризация ценностных ориентаций среди членов семьи, как правило родителей и детей; вторая — деформация семейных ценностей и появление отлйчных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на психологическое здоровье семьи.
2. Функционально-ролевая согласованность (ФРС) представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, вза- имотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включающихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи; тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе стабильность и устойчивость.
3. Социально-ролевая адекватность (СРА) обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процесс ее жизнедеятельности складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец — мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т.п.; жена — заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т.п.; дочь, сын — помощники родителей, опора в будущем, наследник (наследница) и т.д.). Однако при усвоении социального опыта каждым членом семьи как личностью сегодня все больше обнаруживается противоречие между ее внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в ней. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует падение уровня развития семьи, как следствие — ослабевает способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизационных проявлений ее членов.
4. Эмоциональная удовлетворенность (ЭУ) показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости — пристрастное отношение друг к другу — составляет особое качество здоровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между членами семьи опосредуются их совместной деятельностью, задачами, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и т.д.
5. Адаптивность в микросоциальных отношениях, или внутрисемейная адаптивность (ВСА), характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня, после пребывания в иной социальной среде и т.д. Семья может успешно решать одну из главных своих психологических задач — эмоциональную разрядку — лишь в том случае, когда каждый член семьи будет стремиться сохранить в ней традиционный характер межличностного общения близких людей, комфортность эмоционального фона отношений.
На адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «синдромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаще наблюдается у представителей профессии типа «человек—человек» (врачи, педагоги, менеджеры, милиционеры, священники, общественные деятели, психологи, социальные работники и т.д.), приводит к коммуникативному перенасыщению, сопровождающемуся со временем нарастанием раздражительности, усталости, переходом на «силовые методы» воздействия на окружающих (чаще детей или супруга, супругу). Способность члена семьи оставить все эти состояния «при входе в семью» и принять законы жизнедеятельности ее составляет важный показатель психологического здоровья семьи.
6. Устремленность на семейное долголетие (УСД) представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели. В формировании, выборе способов их достижения и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлетворенность их реализацией — важнейшее условие поддержания активности семьи в определении новых рубежей жизнедеятельности, в этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие. В свою очередь, психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (профессиональную, учебу и т.п.), тем самым обеспечивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи извне.
Рассмотренные показатели психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет семьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия. В то же время для социального педагога и социального работника, занимающегося проблемами семьи, как правило, важны и частности, например преобладающий стиль межличностного общения в семье, выраженность социальной фацилитации или ингибиции, супружеская совместимость и т.п., проявляющиеся в конкретной сфере жизнедеятельности семьи. В таком случае специалист по социальной работе исходит из того, что семье как малой социальной группе в данный момент присуща своя специфическая деятельность, в которой реализуются строго определенные, жизненно важные для нее функции. Их знание и учет их особенностей позволяют расширить границы понимания сущности самих социально-психологических явлений и процессов, протекающих как в самой семье, так и при ее взаимодействии с социальной средой.
Наряду с вышеназванными основными показателями комплексной оценки психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и др.
Список литературы:
1. Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб. : Речь, 2007. – 384 с
2. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. - 160 с.
3. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001.
4. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 304 с.
5. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.- М., 1998., 208 с.
6. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личном опыте. /Перев. с англ. А.З. Шапиро. - М.: Независимая фирма “Класс” (Библиотека психологии и психотерапии)
7. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы: Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. - М.: Класс, 2000. - 320 с.