СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Работа с одарёнными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Работа с одарёнными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Метаги-Казмалярская СОШ"

Доклад

Тема:









Подготовила :

учитель начальных классов Мамаева Б.Ш.






Выступление на ШМО учителя начальных классов на тему « Выявление одаренных детей. Методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время»

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей называют одаренные.

          Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

      Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности.


       Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Оно должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения в урочной и внеурочной деятельности, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, общение с родителями, По итогам наблюдений, диагностических тестирований составляется краткий «портрет» на каждого ученика.

Таким образом, формируется банк данных об одарённых детях. Опираясь на собранные данные, планируется система работы с одаренными детьми.


В работе с одарёнными детьми необходимые следующие методы и формы:


 методы работы:

1. исследовательский;

2. частично-поисковый;

3. проблемный;

4. проективный;


 формы работы:

1 классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме;

3. научные кружки, общества

4. дискуссия;

5.игры.

Очень важны:

1. предметные олимпиады;

2. интеллектуальные марафоны;

3. различные конкурсы и викторины;

4. словесные игры и забавы;

5. проекты по различной тематике;

6. ролевые игры;

7. индивидуальные творческие задания


Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

        Внеклассная работа по учебным предметам (недели и декады по русскому языку, математике, окружающему миру, английскому языку);

        Выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках,  школах дополнительного образования; по изобразительному искусству, технологии);

        Участие в школьных ,районных  предметных олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру  технологии, английскому языку

        Участие в школьном интеллектуальном конкурсе «Ученик года»;

        Районные, областные спортивные соревнования, марафоны, конкурсы

      

Какие же приёмы работы с одаренными детьми?

I этап - увлечь! Выявление одаренных детей

Самый первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика, выявление одаренных, мотивированных, творческих детей. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. В ходе наблюдений один учащийся поразил своей памятью, второй - умением рассказывать стихотворения, третий - удивил своей речью, четвёртый - способностью быстро и без ошибок решать математические задачи, пятый - предрасположенностью к спортивным успехам, у шестого - золотые руки.

II этап – раскрыть! Направления работы с одаренными детьми на уроке

 Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний, важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.

III этап – развить! Внеурочная деятельность как средство развития одарённости

Когда способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. В рамках введения ФГОС такая задача решается на внеурочных занятиях.

Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются дополнительные занятия и кружки.

Одним из средств развития способностей является участие в олимпиадах и конкурсах.  Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют возможность самореализовываться. Обучающиеся могут сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями.

Учащиеся с удовольствием участвуют и побеждают как в школьных, муниципальных конкурсах, так и во всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах: «Золотое руно», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «КИТ» и др.

Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно,  важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие  в себе ростки опережающего развития в той или иной области , были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.



Примеры из собственной практики.

На уроке русского языка надо было выполнить логически поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: слон, кошка, мягкая, собака, корова, лошадь. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово мягкая, т.к. это имя прилагательное, а остальные – имена существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и слон (это существительное 2 склонения, а остальные - первого), и лошадь (так как на конце слова пишется мягкий знак) 

Использую дифференцированные задания разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение.

Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности. 

На уроках литературного чтения стараюсь подталкивать обучающихся к размышлению, ведя с ними диалог. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее соответствующие теме урока, задачам и целям обучения.

Ученикам очень нравится инсценировать произведения, где полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов.

На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников, выступая с докладами перед классом. Большое внимание уделяю обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.